Цели:
- Отрабатывать навыки решения задач разного вида.
- Учить работать коллективно, уважая друг друга.
- Развивать и закреплять интерес к предмету.
Оборудование: объявление, названия лавок на ярмарке “Зеленная”, “Рыбная”, “Булочная”, “Бакалея” и рисунки к ним; жетоны красные, зелёные, жёлтые – по 16штук каждого цвета), список – покупок каждой группе (оформляется в виде книжки ). Задачи в каждую лавку, ручки, листы.
1.”Зеленная” | 1.”Бакалея” | 1.”Булочная” | 1.”Рыбная” |
2.”Бакалея” | 2.”Булочная” | 2.”Рыбная” | 2.”Зеленная” |
3.”Булочная | 3.”Рыбная” | 3.”Зеленная” | 3. ”Бакалея” |
4.”Рыбная” | 4.”Зеленная” | 4.”Бакалея” | 4.”Булочная” |
Самовар, бублики, печенье, конфеты, кружки, салфетки, скатерти.
Музыкальное оформление: пластинки с русскими народными песнями.
Ход урока
Организационный момент
Звучит музыка: входят на ярмарку покупатели (дети в русских одеждах: девочки- в сарафанах, мальчики- в рубахах с кушаками) осматриваются, приглядываются к товару.
По второму звонку: вбегают зазывалы.
1. Ух - ты! Ох – ты! Тара –рар!
Все спешите на базар!
Все спешите на базар!
Тута есть для всех товар.2. Как у нас ли, тары – бары,
Всяки разные товары!
Покупальщики, идите
Да товар у нас берите!3.Только чтоб товар наш взять
Надо цену разгадать!
Надо цену разгадать
Без неё товар не взять!4. При товаре есть задача,
Коль решишь – твоя удача!
Цену ты узнаешь тут
И товар тебе дадут!5.Ошибёшься коль в задаче,
Не получишь ты ни сдачу,
Ни, тем более, товар
Зря пришёл, знать, на базар!6.Но ненадобно стесняться,
Коль случится ошибаться,
Дверь другую отворяй
Снова счастье испытай!7.Много лавок на базаре:
В них товары на товаре.
Помни славный наш указ
Деньги тратить без проказ!8.Покупатель, же давай
На базар скорей валяй!
Разбегайся – ка по лавкам
Там задачи по прилавкам.
Зазывалы расходятся по лавкам, занимая свои места, раскладывают товар.
Учитель: Сегодня мы пришли на ярмарку, да не простую, а математическую. Товара разного много, покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления. А чтобы не было толчеи, получите заказ на покупку, а какие вы покупатели, мы посмотрим по жетонам, которые выдадут вам за покупку. (Жетоны красные- замечательные покупатели, зелёные – хорошие покупатели, но медлительные, застенчивые, жёлтые – надо учиться умению деньги считать, да лучше товар выбирать!)
В добрый путь за покупками!
Здороваясь, обращаются к торговцам:
“Нам бы вкусненьких конфет!”
“ Рыбки свеженькой!”
“Булочек румяных, сухарей хрустящих”
“Заморских яблочек, наливных сладких груш, черешни, вишни”.
Торговцы в ответ:
“Весь товар свежий, выбирайте да проверяйте!”
Задания в конвертах в каждой лавке.
“БУЛОЧНАЯ”
1.Мама купила 5б улочек по 3 рубля и 4 булочки по 6 рублей.
Сколько денег заплатила мама?
2.Баранки стоят 25 рублей, это на 7 рублей дешевле, чем сушки, а пряники на 5 рублей
дешевле сушек.
Сколько стоит вся покупка?
3. Саша купила 2 булки хлеба по 5 рублей и 4 булочки по 3 рубля.
На сколько рублей заплатила меньше за хлеб, чем за булочки?
4. У Вали было 50 рублей. Она купила 3 пирожных по 7 рублей и 2 батона по 6 рублей.
Сколько сдачи получит Валя?
“БАКАЛЕЯ”
1. В 3 мешках 210 кг сахара. В первом мешке на 20 кг сахара больше, чем во втором. Сколько
килограммов сахара в третьем мешке, если во втором мешке 45 кг сахара?
2. В ларёк привезли 70 кг карамели, шоколадных конфет на 13 кг меньше, чем карамели, а ирисок на 25 кг меньше, чем шоколадных.
Каких конфет привезли больше, карамели или ирисок и на сколько?
3. В магазине было 190 кг мармелада. В первый день продали 37 кг мармелада, во второй день 44 кг мармелада, а в третий – столько, сколько в первый и во второй дни вместе.
Сколько килограммов мармелада осталось продать?
4. Шоколад “ Алёнка” стоит 25 рублей, это на 8 рублей дороже шоколада “Сникерс”, а шоколад “Сникерс” на 8 рублей дороже шоколада “Батончик”.
Сколько денег заплатят за весь шоколад?
“ЗЕЛЕННАЯ”
1. В саду собрали 160 кг яблок и груш. Яблок оказалось 100 кг. Истратили 75 кг яблок и 52кг груш.
Каких фруктов осталось больше и на сколько?
2. Заготовили 215 кг капусты, а помидоров на 96 кг меньше, чем капусты, а огурцов на 79 кг больше, чем помидоров.
Сколько всего заготовили килограммов овощей?
3. Привезли 300 кг бананов, апельсинов на 98 кг меньше, чем бананов, а винограда на 36 кг меньше, чем апельсинов.
На сколько меньше привезли винограда, чем бананов?
4. Привезли 95 кг груш и 160 кг яблок. В первый день продали 89 кг фруктов, а во второй 123кгфруктов.
Сколько килограммов фруктов осталось продать?
“РЫБНАЯ”
1. На рынок привезли 500 кг рыбы. Судака было 108 кг, камбалы 113 кг, а минтая столько, сколько судака и камбалы вместе, остальная рыба была мойва.
Сколько килограммов мойвы привезли?
2. В первый день продали 50 кг селёдки, во второй день на 13 кг меньше, чем в првый, а в третий день на 17 кг больше, чем во второй.
Сколько всего селёдки продали за три дня?
3. Кальмаров заготовили 117 кг, это на 17 кг больше, чем устриц, а мидий – на 29 кг меньше, чем устриц.
Сколько заготовили устриц и мидий вместе?
4. Мама за щуку заплатила 98 рублей, столько же заплатила за леща, за баночку икры отдала 107 рублей.
Сколько сдачи получит мама с 500 рублей?
Сделав покупки, отдыхают ( подходят к столу, где можно заработать лишний жетон, отгадав загадку, решив ребус)
Задания.
1. В семье у каждого из 6 братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?
2. Запиши пословицу:
1) – долго | 5) – тот |
2)- не | 6) - спать |
3) – будет | 7) - кто |
4) – труд | 8) – любит |
_ 86 | _ 849 | _ 56 | _ 69 |
12 | 2 | 6 | 3 |
3. Игра “Распутай клубок”
Все покупатели, сделав покупки, обмениваются впечатлениями и ведущий подводит итоги, чья группа оказалась лучшими покупателями.
Ведущие:
Ух – ты! Ох – ты! Тара – рар!
Вот и кончился базар!
Вот и кончился базар!
Распродали весь товар!
Коль задачи б не решили,
Не купили бы товар.
Не купили бы товар,
Зря пришли бы на базар!
Награждения
Ответное слово покупателей. ( Частушки)
Мы частушки вам споём про нашу математику,
Про задачи, теоремы и про сложные примеры.
Я с Виталиком дружу, в гости я к нему хожу,
Он задачи мне решает, а я рядышком сижу.
Начинается урок, математика идёт,
Стоит Слава у доски, мучает свои мозги.
Дорешал большой пример,
Повернулся и запел.
Хоть ты, смейся, хоть ты, плачь,
Не люблю решать задач,
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть, учебник скверный,
Может быть, таланта нет,
Но нашёл я способ верный –
Сразу посмотреть в ответ.
Математика – наука, без тебя нам жизни нет!
Так сказали все ребята в нашем классе, наконец!
Чаепитие – чай с сушками и сладостями – угощают покупатели.
Итог урока
Урок-соревнование закончился и мы хотим, чтобы вы всегда оставались доброжелательными в любой ситуации. Пусть вам всегда сопутствует удача и успех!