Многокритериальная оценка учебной деятельности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


В педагогической науке известно и неоднократно доказано, что учебный процесс - явление целостное. Это означает, что цели образования, его содержание, методы обучения, контроль и оценка результатов учебной деятельности неразрывно связаны и взаимообусловлены.

Обучение с опорой на функцию памяти ученика, предполагающее воспроизведение усвоенной информации, не является достаточным для последующего встраивания выпускника в социум. Очевидна потребность в развитии у школьников умений, связанных с самостоятельным поиском и отбором информации, применением в конкретных условиях имеющихся знаний, решением нестандартных задач, продуктивной мыслительной деятельностью.

Сохранение старой системы оценки учебного труда школьников в новых условиях разрушает целостность учебного процесса, противоречит изменившимся задачам школы, а, значит, препятствует их решению. Связанная с традиционной системой обучения, пятибалльная система оценки отражает, главным образом, количество усвоенной учеником информации (5 – усвоено все, 4 – почти все, 3 – усвоено не все, 2 – знаний нет). Поэтому, какие бы цели мы ни ставили, каким бы содержанием ни стремились наполнить процесс образования, какие бы методы при этом ни использовали, оценивая результаты учебной деятельности по пятибалльной шкале, мы неизбежно возвращаемся к репродуктивному подходу в обучении.

Оценка должна быть адекватна составляющим образовательного процесса: оценивать следует то, чему мы учим, следовательно, должны появиться иные критерии оценивания.

Многокритериальная оценка учебной деятельности учащихся – оценка, включающая комплекс критериев, связанных с процессом

и результатом учебного труда школьника, отражающая уровень мыслительной деятельности учащегося на каждом этапе процесса обучения, степень освоения им специальных и общеучебных знаний, умений и навыков и его познавательную активность.

В качестве основных критериев оценки учебной деятельности определены:

1. Уровень мыслительной деятельности ученика, т. е. степень сложности решаемых им учебных задач и его продвижение по шкале уровней мыслительной деятельности от репродуктивных - к продуктивным.

2. Степень усвоения предметных знаний и освоения предметных и общеучебных умений.

Многокритериальная оценка учебной деятельности учащихся имеет две составляющие.

Первая составляющая - это характеристика степени продуктивности мыслительной деятельности. Оценка имеет буквенное выражение – по названиям соответствующих уровней.

У - ученический уровень. Он характеризуется осмысленным узнаванием изученного материала, знанием правил, законов, умением решать типовые задачи с помощью учителя.

А - уровень алгоритмический, предполагает выполнение заданий по алгоритму, воспроизведение усвоенной информации, самостоятельное решение стандартных задач.

Ученический и алгоритмический уровни - репродуктивные.

Общая черта репродуктивных уровней - ориентация на усвоение знаний и воспроизведение соответствующих сведений.

Они отражают процессы усвоения на стадиях узнавания, воспроизведения и применения как копирования.

Уровни, характеризующие продуктивное мышление:

преобразующий, эвристический и творческий.

П – преобразующий уровень, фиксирует начало интеллектуального творчества, которое начинается тогда, когда обнаруживается способность “достать из памяти тот или иной алгоритм рассуждения” (П. Я. Гальперин). Преобразующий уровень предполагает решение усложнённых задач с применением нескольких алгоритмов, использование ранее изученного материала, межпредметных связей, владение основными мыслительными операциями (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Э - эвристический уровень, предусматривает решение нестандартных задач, оригинальность и самостоятельность суждений и выводов, владение комплексом мыслительных операций. Результатом умственной работы становится личностно-значимое открытие.

Т - творческий уровень, подразумевает владение приёмами поисковой и творческой деятельности, гибкость мышления, способность не только решать нестандартные задачи, но и самостоятельно ставить проблемы, выдвигать гипотезы, вести исследование, самостоятельно делать выводы. Результатом работы на этом уровне может стать не только личностно-значимое, но и общественно-значимое открытие.

Продуктивные уровни мыслительной деятельности отражают познавательный процесс на стадиях применения как подражания, интерпретации и творческой работы.

Общая черта продуктивных уровней - наличие самостоятельного интеллектуального труда, владение способами умственной деятельности.

В контрольной работе по истории, например, одни и те же задания могут быть выполнены учащимися по-разному: на алгоритмическом, преобразующем или эвристическом уровнях мыслительной деятельности:

А – воспроизведение материала, изложенного в учебнике;

П – при изложении материала установление причинно-следственных связей, нахождение частного и общего в различных его периодах, сравнение с аналогичными событиями в других странах;

Э – выполнение условий, соответствующих преобразующему уровню, и , кроме того, использование самостоятельно изученных исторических документов, других источников информации, способность давать собственные аргументированные оценки исторических фактов и явлений, делать самостоятельные наблюдения и выводы.

Таким образом, многокритериальная оценка фиксирует степень реализации интеллектуального потенциала детей и намечает перспективы их развития.

Вторая составляющая оценки.

Показатель овладения предметными и общеучебными умениями стал второй составляющей многокритериальной оценки.

Помимо уровня мыслительной деятельности оценивается то, в какой степени ученик овладел умениями и навыками, специфическими для данной учебной дисциплины, а также универсальными способами получения и применения знаний.

Известны следующие группы общеучебных умений и навыков:

- учебно-управленческие умения и навыки, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися;

- учебно-логические, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач;

- учебно-коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие сотрудничество, взаимопонимание, общение и организацию совместной деятельности;

- учебно-информационные, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

По каждому учебному предмету идет работа над определенным комплексом знаний, умений и навыков, которыми поэтапно овладевают учащиеся.

В предлагаемой ученику работе предусматриваются пять требований к актуальным для данного этапа учебной деятельности предметным и общеучебным знаниям, умениям и навыкам.

Например, к сочинению по литературе (или другому предмету) могут быть предъявлены такие требования:

  1. Логика (последовательность суждений, содержания частей сочинения пунктам плана, оптимальность объема частей сочинения)
  2. Аргументация (знание текста произведения, использование цитат, корректность цитирования)
  3. Наличие вывода-обобщения.
  4. Стилистическое единство текста сочинения, речевая культура.
  5. Грамотность

Критерии оценки заранее известны ученику. В процессе выполнения работы он сосредоточен именно на том, что ему необходимо знать и уметь, на том,

что на данном этапе является предметом контроля. Выполняя пять требований, предъявленных к работе, ученик набирает соответствующие баллы и, таким образом, оценка наполняется конкретным содержанием.

В результате многокритериальная оценка имеет такой вид: сочетание буквы и цифры:

буква, обозначает уровень мыслительной деятельности (У, А, П, Э,Т)

цифра – количество освоенных учеником учебных умений, количество выполненных требований (от 1 до 5), предъявленных к данной работе.

Например, оценка П4 означает, что работа выполнена на преобразующем уровне мыслительной деятельности и учеником освоены четыре из пяти предложенных для контроля предметных и общеучебных умений; оценка А5 означает, что работа выполнена только на алгоритмическом уровне, но в ней продемонстрированы все необходимые умения и навыки.

Требования к работе, те критерии, по которым она будет оцениваться, варьируются в зависимости от проблем, решаемых на уроке в данном классе, на данном этапе обучения.

Например, оценка ученического научного доклада по литературе может содержать следующие пять критериев:

1. Владение научным стилем речи.

2. Умение делать ссылки на литературные источники, рациональный отбор материала.

3. Структурирование текста, выделение элементов речи

(проблемой исследования является…, доказательством служит…, подтверждается примерами…, выводы…).

4. Использование риторических фигур.

5. Умение выступать публично (общение с аудиторией, эмоциональность, темп, выразительность речи).

Тот же научный доклад может быть оценен по другим критериям:

Четкость структуры доклада (план, введение, формулировка целей, выводы, библиография).

1. Знание и использование литературоведческих понятий.

2. Корректность цитирования.

3. Свобода владения материалом, умение отвечать на вопросы слушателей.

4. Правильность оформления работы (титульный лист, шрифт, поля)

Ученик может выполнить данную работу на любом из уровней мыслительной деятельности (от алгоритмического до творческого) и набрать соответствующие баллы (от 1 до 5).

Многокритериальная оценка дает возможность индивидуального подхода к учащимся: при необходимости ученику персонально могут быть предъявлены другие требования (например, более щадящие или, наоборот, повышенные требования – с учетом его возможностей)

Особую роль играет оценка У (в шкале уровней мыслительной деятельности - ученический уровень). Оценка У (без цифровой составляющей) отражает отношение ученика к познавательной деятельности и служит для того, чтобы отметить его активность, инициативу при освоении учебного материала на стадии изучения темы, в ходе групповой и коллективной работы и т. п.

В системе многокритериальной оценки нет отрицательных отметок. Отрицательный результат обозначается знаком “!”, после чего выясняются причины возникших затруднений, идет работа над ликвидацией пробелов в знаниях, решаются возникшие проблемы, затем выполняется аналогичная работа до положительного результата.

В условиях, когда пятибалльная система оценивания является официальной, многокритериальная оценка в конце каждой четверти и в конце учебного года переводится в традиционную следующим образом:

П5 Э4 Э5 Т4 Т5 – соответствуют “5”

А5 П3 П4 Э3 Т3 - “4”

А2 А3 А4 П1 П2 - “3”

Достоинства многокритериальной оценки учебной деятельности следующие:

Оценка фиксирует не количество ошибок в работе, а качество её содержания, происходит смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет на то, что он знает и умеет.

Критерии оценки однозначны, определенны, следствие этого - отсутствие разногласий между учеником и учителем в процессе оценочной деятельности.

В оценочной шкале отсутствуют отрицательные отметки, поэтому контроль и оценка проводятся без стресса и напряжения.

Оценка позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка и предъявлять требования, актуальные для него на данном этапе учения.

Оценка даёт возможность получить информацию не только об уровне достижений ученика, но и о существующих проблемах (они отражены в цифровой составляющей и фиксируются в диагностической тетради учителя).

Оценка позволяет сравнивать сегодняшние успехи ученика с прежними достижениями, то есть наблюдать процесс его развития.

Многокритериальная оценка учебной деятельности выполняет не только констатирующую, мобилизационно-побудительную и проектировочную функции, но и дает возможность перевода внешней оценки (педагогической) во внутреннюю самооценку ученика.

Новая система оценки требует от учителя аналитического подхода к содержанию своей деятельности, освоения новых форм и методов организации учебного процесса, то есть оказывает позитивное влияние на образовательный процесс в целом.

Использование многокритериальной оценки учебной деятельности возможно на всех учебных предметах гуманитарного и естественно-математического циклов с 5 по 11 класс.

Многокритериальная оценка в настоящее время применяется на практике в двух образовательных учреждениях: Экономико-математическом лицее 29 г. Ижевска.

(с 1994 г. ) и Гимназии 272 г. Санкт-Петербурга (с 2002 г.).