Предлагаемый курс составлен в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по иностранному языку, а также в соответствии с одобренной Министерством образования России “Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования”.
Актуальность данного курса заключается в возможностях учебного предмета “Иностранный язык”, входящего в общеобразовательную область “Филология”. Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, немецкий язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Важнейшая задача обучения иностранным языкам – развитие иноязычной коммуникативной речевой компетенции. Речевая компетенция – это функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности:
- умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль;
- передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо);
- планировать своё речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению.
Авторы данного курса уделяют особое внимание развитию умений письменной речи, поскольку письмо или написание текстов является зафиксированным в письменном виде языковым высказыванием. Это сложный процесс, для которого важны как содержательные критерии (ясность, четкость, логичность изложения мыслей), так и учет формально-грамматических правил и правил использования речи (ситуативная, адресная и содержательная обусловленность), а также требования к внешней форме, т.е. графическому оформлению. Написание текстов любого предназначения требует поэтому тщательной подготовки на основе методически грамотно подобранной серии упражнений, разработанной по принципу “от простого к сложному”, т.е. от свободного формулирования отдельных предложений и нескольких предложений до абзацев и законченных в смысловом плане текстов.
Целью данного курса является развитие умений письменной речи:
- писать личное и деловое письмо, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография, резюме, анкета, формуляр);
- понимать содержание полученной корреспонденции из страны изучаемого языка;
- использовать письменную речь на немецком языке в ходе проектно- исследовательской работы;
- описывать события, факты, явления;
- сообщать, запрашивать информацию;
- выражать собственное мнение, суждение;
- кратко передавать содержание несложного текста;
- фиксировать необходимую информацию из прочитанного/прослушанного/увиденного;
- обобщать информацию, полученную из личных и деловых писем, в том числе в русле выбранного профиля.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10 – 11 классов, выбравших гуманитарный профиль обучения, и направлен на дальнейшее развитие и совершенствование сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для продолжения обучения в соответствующей сфере профессионального образования.
Программа спецкурса рассчитана на 72 часа.
Курс предполагает:
1) учёт реальных интересов и потребностей
учащихся конкретного возраста (10 – 11 класс);
2) развитие эмоционально-оценочного отношения
учащихся к усваиваемому содержанию обучения, а
также самостоятельности и активности, как в
учебном, так и во внеурочном взаимодействии;
3) повышение мотивации учащихся к овладению чужой
лингвокультурой за счёт создания естественных
мотивов общения с помощью немецкого языка;
4) развитие способности и готовности учащихся
вступить в межкультурную коммуникацию; умения
общаться с представителями разных профессий,
культур, стран;
5) развитие познавательной и речемыслительной
активности учащихся.
Практический аспект:
В результате освоения программы спецкурса на профильном уровне ученики должны иметь представление:
- о требованиях к оформлению наиболее важных
типов писем личной и деловой переписки на
немецком языке, использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
- расширения возможностей использования новых информационных технологий в профильно-ориентированных целях;
- расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;
- обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и немецкого языка в сокровищнице мировой культуры;
знать/понимать:
- значение новых лексических единиц, связанных с тематикой данного курса;
- языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, в том числе профильно-ориентированные;
- новые значения изученных глагольных форм, средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;
- лингвострановедческую и страноведческую информацию, затрагивающую проблемы жизни современной молодежи в странах изучаемого языка, в нашей стране и в Республике Хакасия;
уметь:
- описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера;
- заполнять различные виды анкет;
- сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;
- составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности;
Учебный план
№ |
Содержание |
Кол-во |
Лекция |
Практика | Вид контроля |
I. II. III. IV. |
Личное письмо. Вводное занятие. Требования к оформлению письма. Письмо. Открытка. Приглашение (личного характера). Письмо в газету. Знакомство через газету. Телеграмма. Итоговое занятие. Деловая корреспонденция. Переписка по интернету. Итоговое занятие. |
24 28 18 2 |
|
2 |
Проект “Игра-переписка” Подведение итогов переписки. Проект “Ярмарка деловой корреспонденции”. Зачет – подписка на периодическое издание страны изучаемого языка. Зачет – найти друга по интернету в стране изучаемого языка. Зачет – наличие ответа на запрос обучаемых от одной из туристических фирм Германии. |
Методическое обеспечение:
1. Deutsch kreativ № 1 2004, № 3 2004, № 4 2004
Методический журнал для учителей немецкого
языка
2. Eismann, Volker u.a.: Die Suche, Textbuch 1. Berlin/Muenchen: Langenscheidt, 1993
3. Eismann, Volker u.a.: Die Suche, Arbeitsbuch 1. Berlin/Muenchen: Langenscheidt, 1994
4. Haeusermann, Ulrich: Aufgaben-Handbuch. Deutsch als Fremdsprache. Muenchen: Iudicium,
1996
5. Kast, Bernd (Unter Mitarbeit von Eva-Maria Jenkins): Fertigkeit Schreiben.
Fernstudieneinheit 12. Berlin/Muenchen, 1999
6. Lackamp, Monika/Portius-Pradelli, Helga: Die Schreibschule 1 und 2. Frankfurt/M.:
Diesterweg, 1994
7. Neuner, Gerhard: Schreiben macht Spa?, Heft 1,2,3. Muenchen: Klett Edition Deutsch,
1990/1992
8. Wicke, Rainer E.: Aktive Schueler lernen besser. Muenchen: Klett Edition Deutsch, 1993