Серия занятий из серии "Я — человек"

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Используя программу ТРИЗ автор идеи Г.С. Альтшуллер, дальнейшая разработка технологии М. Шустерман:

  • Дать детям знания о человеческом организме, его внешнем и внутреннем виде, функциях отдельных органов, чувствах человека.
  • Дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы.
  • Учить детей мыслить самостоятельно.
  • Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
  • Научить детей понимать единство и противоречия окружающего мира.
  • Учить детей, опираясь на полученные знания и интуицию, используя оригинальные решения проблем, находить выход из любой ситуации.
  • Закрепить знания о человеческом организме, особенностях нашего тела.
  • Дать углубленные знания о наших чувствах, о естественных потребностях организма для роста и развития.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ “ЧЕЛОВЕК И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ”

Пособия и материалы к занятию:

1. Мультфильм “Кошка, которая гуляет сама по себе” по Киплингу.

2. Аудио кассета с записью звуков домашних животных.

3. Картины “Собака”, “Волк”.

4. Чистый ватман и фломастеры для моделирования.

Предшествующая работа.

1. Беседа “Домашние животные”.

2. Составление описательных рассказов о домашних животных.

3. Д)у “Чьи детки?”.

4. Чтение рассказов о домашних животных и их повадках. Чарушин, Бианки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Прослушать в аудио записи звуки домашних животных (блеяние, мычание, лай, мяуканье).

-Что вы услышали?

(как мычит корова, как лает собака и т. д.)

  • Как можно назвать всех их вместе одним словом? (животные)
  • Какие это животные и почему? (домашние, за ними ухаживает человек)

Давайте сравним домашних животных и диких животных (моделирование на примере собаки и волка)

             
             

Сначала, чем похожи, затем отличие.

Есть голова, туловище, четыре лапы, покрыты шерстью – похожи.

У собаки хвост вверх – у волка вниз,

следы мельче – крупнее,

кормит хозяин – питается, что добудет (мелких зверьков),

живёт в будке – живёт в лесу.

Как вы думаете, всегда ли рядом с человеком были домашние животные? (ответ детей, объяснить, почему так думают)

Просмотр фрагмента мультфильма “Кошка, которая гуляет сама по себе”.

Вопросы по мультфильму.

  • Какое животное человек приручил первым?
  • Каких животных человек приручил, и каким образом?
  • Кто дольше всех оставался диким?

Хорошо или плохо, что человек приручил животных?

Игра “Хорошо – плохо”.

Дети называют, что в этом хорошего (корова даёт молоко, лошадь помогает в работе, собака охраняет жилище и т. д.).

Воспитатель называет, что в этом плохого (нужно кормить, построить для них жильё, заготовить сено и т. д.).

А сейчас каждый из вас превратится в любое из домашних животных.

Изобразите животное так, чтобы я смогла понять кто это.

(Дети изображают – воспитатель узнаёт в основном по звукоподражанию)

Вы только что были в роли животных, теперь вы опять дети.

  • Подумайте, чем человек отличается от животного?

(человек ходит на двух ногах, разговаривает, трудится, живёт в доме).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ “ЧТО БЫЛО ДО …”

Пособия и материалы к занятию.

1. Предметные картинки: камень, бревно, пень, скамейка, табурет, стул.

2. Книга “Три поросёнка” с иллюстрацией домов поросят.

3. Иллюстрация - дома животных (медведя, мышки, собаки, белки) для д/у “Кто в домике живёт”.

4. Конструктор для конструирования мебели.

Предшествующая работа.

1. Наблюдение за домами на улице (целевая прогулка).

2. Чтение “Три поросёнка” - сказка.

3. Д)у “Кто в домике живёт”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Я хочу загадать вам загадку, но чтобы угадать, надо быть очень внимательными.

- Это очень большое…

- Догадались? Нет? А что может быть большое?

- Это большое и это на улице … (перечисляют, что может быть большое на улице).

- Это большое на улице бывает деревянным, бывает каменным … (пытаются что-то ещё придумать).

- Это большое, на улице, бывает деревянным, бывает каменным, в нём живут люди.

- Это дом.

Всегда ли люди жили в домах?

- Давайте вспомним книгу “Кошка, которая гуляет сама по себе”

- Где жили люди? (в пещере)

- Потом они стали строить дома.

- А из чего можно построить дом? (из соломы, из веток, из камня)

Показ иллюстрации из книги “Три поросёнка”.

- Какой дом оказался самым крепким? (каменный).

- А теперь посмотрим на эти домики и подумаем, кто в них живёт и почему.

(Показ картины: дупло-белка, конура-собака, норка рядом сыр- мышка, берлога-мёд-медведь)

- У животных в домиках ничего нет, а у человека, что есть в доме? (дети перечисляют)

[подвожу к мебели - в частности - к стулу.]

- Вы тоже сидите на стульях, вам удобно?

- А хотите, я расскажу вам историю о прошлом стула?

Рассказ воспитателя.

- Когда-то давным-давно люди жили в пещере. Они жгли костры, чтобы согреться, готовили пищу. И сидели они на камнях (показ картинки).

Камни были холодными, и людям было неуютно на них сидеть.

Однажды уставшие охотники присели в лесу отдохнуть на …

- Куда они могли присесть? (на траву, поваленное дерево, пенёк)

- Им понравилось сидеть на поваленном дереве, и они принесли бревно к костру (показ картинки).

- Но один человек увидел как-то в лесу пенёк и решил, что на пеньке одному сидеть удобнее (показ картинки).

- Шло время, люди становились умнее. Они стали строить деревянные дома, но сидеть в домах на брёвнах и пеньках не удобно и человек придумал лавку (показ).

- Лавки делали длинные, на них можно было много людей посадить.

- Но скоро люди стали жить небольшими семьями, лавки было трудно переносить с места на место. Человек укоротил лавку, и получилось … (показ табурета).

- Табурет можно поставить где угодно, но человеку и этого мало.

Человек прибил дощечки с боков табурета, и получилось … (показ стула).

Сейчас стулья бывают разными: маленькие и большие, мягкие и жёсткие.

А на чём ещё можно сидеть? (на кресле, на диване, на ковре, на полу)

Много назвали предметов мебели, на которой можно сидеть. Давайте сделаем мебель из конструктора, кто какую хочет.

(Дети берут различный конструктор: деревянный или “Лего” и конструируют. Можно дать мелкие игрушки для обыгрывания.

Если по ходу занятия дети устанут, можно провести физкультминутку.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ “Я РАСТУ”

Пособия и материалы к занятию.

1. Картинки или игрушки весёлых человечков: Доктор Градусник, Гантелькин.

2. “Девять волшебных экранов” - ватман, расчерченный на девять “экранов”.

Предшествующая работа.

1. Д)игры “Утро куклы Кати”, “Вечер куклы Кати”, “Уложим куклу спать”, “Собираем куклу на прогулку”, “Покормим куклу” и т. п.

2. Наблюдение за ростом комнатных растений. Уход за ними.

3. Наблюдение за живым объектом (щенок, котёнок) на протяжении нескольких месяцев.

4. Чтение А. Барто “Я расту”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сегодня к нам пришли весёлые человечки: Доктора Градусника вы уже знаете, но с ним его друг Гантелькин.

Гантелькин любит заниматься физкультурой и спортом. Это значит, что сегодня мы и поиграем и познакомимся.

Доктор пришёл сегодня к нам посмотреть, как мы подросли. Встаньте, покажите, какие вы были раньше, какие сейчас, а какие будете скоро.

Давайте вместе с весёлыми человечками посмотрим в наш волшебный телевизор (9 экранов).

Зажигать экраны я одна не смогу, мне понадобится ваша помощь.

2

малыш

1

ребенок

3

взрослый

Зажжем мы сегодня не все экраны, самый первый тот, который в самой середине (схематично зарисовать ребенка какой он сейчас) А какими вы были раньше?)2-ой экран, малыш в коляске)

А какими вы будете, когда вырастите большими? (3-ий экран, взрослый человек)

- Все ли дети в группе одинаковые? (нет, девочки и мальчики)

- Чем отличаются девочки от мальчиков? (одеждой, играми, причёской)

- Что нужно делать мальчикам и девочкам, чтобы вырасти большими? (кушать, спать, заниматься физкультурой и т.п.)

- Как вы думаете, всегда ли мы растём? (обосновать ответы)

Чтение отрывка Барто “Я расту”.

- Давайте подумаем, а всё ли вокруг нас растёт. (мебель не растёт и т.п.; растут - растения, животные)

Хорошо или плохо, что вы растёте?

(Вариант игры, где дети сначала говорят, почему хорошо, а затем говорят, почему плохо)

- Во время проведения занятия, как только дети устали, Гантелькин проводит физкультминутку, по необходимости, возможны 2 физкультурных паузы.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ “Я И МОЁ ТЕЛО” (1 ЧАСТЬ КОЖА, МУСКУЛЫ)

Пособия и материалы к занятию:

1. “Родословное дерево.

2. Портреты людей с разной внешностью (национальности).

3. Панно “Люди гуляют в парке”.

4. Увеличительное стекло.

5. Кукла, мед. принадлежности для обработки ранки.

6. Портрет спортсмена и укутанного ребёнка.

7. Гантелькин - весёлый человек, спортсмен.

Предшествующая работа:

1. Игра “Зеркало” - ребёнок рассказывает о своём лице (цвет волос, характерные черты)

2. Целевая прогулка: в кабинет к медицинской сестре.

3. Сюжетно-ролевая игра “Больница”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Игра “Моя семья”

Этот пальчик - дедушка
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик – Я
Вот и вся моя семья.

Показ родословного дерева

Я
Мама Папа
Бабушка Дедушка Бабушка Дедушка

В одной семье люди похожи друг на друга.

Люди во всём мире не могут походить друг на друга.

Цвет наших волос и кожи, форма глаз, ушей, носа и подбородка отличают нас друг от друга. (показ нескольких портретов с разной внешностью).

Так же люди отличаются и своим телом.

- Что же такое наше тело? (перечислить части)

- Для чего нужно нам наше тело? (игра “ресурсы”)

(Для того, чтобы игра “ресурсы” не вызывала затруднений можно показать картину - люди в парке, все заняты разными делами, все в разных позах, выполняют разные движения).

- Всё наше тело покрыто кожей.

Покажите, где кожа. (везде).

Какая у нас кожа? (мягкая, гладкая, светлая)

Но если посмотреть на кожу в увеличительное стекло, то можно увидеть, что она не гладкая, на ней есть бугорочки и дырочки. Из дырочек растут волосы.

(просмотр в увеличительное стекло).

- Что случится с кожей, если мы повредим её? (обожжём, ударим, порежем, оцарапаем), найти повреждения кожи у детей.

- Что нужно сделать, если появилась ссадина?

(нужно выбрать предметы, необходимые для оказания помощи - лейкопластырь, вата, бинт, йод, зелёнка)

(Обыгрывание с куклой)

Плачет Ленка - болит коленка
Не плачь, Алёнка, вот зелёнка
Не плачь, Ленка, заживёт коленка.

- А что же под нашей кожей?

- Под кожей находятся мускулы.

Если вы слышали такое слово, то покажите, где у вас мускулы. (на руках - дети в основном показывают место бицепсов)

- Мускулы не только на руках, но и на ногах. (пошевелить ногой, встать на носочки, потрогать икроножную мышцу)

- Мускулы помогают нам открывать и закрывать рот, дышать – мускулы грудной клетки. Даже улыбаемся, жуём, моргаем, хмуримся мы при помощи мускул.

- Как вы думаете, у кого крепче мускулы? (показ картинок спортсмена и укутанного ребёнка)

- Почему?

- Кто нам помогает сделать мускулы сильными и крепкими?

- Гантелькин!

Игра с весёлым человечком.

- Вместо физкультминутки используем игру “Копаем, копаем”.

Дети проговаривают слова, показывая движения. Воспитатель предлагает действия.

- Копаем, копаем, копаем целый день

смотрите: ножки, ручки

Устали ли они

- А снова на работу готовы ли пойти? (Далее предлагается новое движение и игра повторяется, например: стираем, поливаем, гладим и т. п.)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ “Я И МОЁ ТЕЛО” (2 ЧАСТЬ)
КОСТИ, СУСТАВЫ, ОРГАНЫ

Пособия и материалы к занятию:

1. Игрушка или картинка скелета.

2. Снимок перелома.

3. Картинки суставов (колено, плечо, позвоночник, локоть).

4. Гипсовый бинт и кукла.

5. Вырезанные шаблоны “костей” для костюма-скелета.

6. Матрёшка - 5 шт.

Предшествующая работа:

1. Рассматривание иллюстрации в энциклопедии “Наше тело”.

Редактор Букова. 1994 г. перевод на рус. яз. издательство “Кристина и К”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Показ игрушки - трансформера - в костюме скелета или показ картинки ребёнка в костюме скелета.

- Что это за костюм? (скелет)

- А из чего состоит скелет? (из костей)

- Давайте потрогаем свои ноги, руки, грудь, голову

То, что мы трогаем твёрдое - это и есть кости.

- Кости скелета защищают наши внутренние органы от повреждений, поддерживают тело и придают ему форму.

- Места соединений костей называются суставами (колени, локти, позвоночник, плечи).

- Кости наши крепкие, но иногда они ломаются при падении, такое повреждение называется переломом.

Показать рентгеновские снимки целая кость и перелом кости.

- Врач видит на снимке место перелома и накладывает бинт так, чтобы рука или нога не шевелились, находились в покое, тогда кости смогут соединиться - срастись.

- Это специальный бинт, который смачивают водой, забинтовывают руку или ногу, а когда бинт высыхает …, а вот что с ним происходит, мы посмотрим. (на большой кукле показываем, как врач забинтовывает и оставляем до конца занятия)

Пока мы будем ждать, что же произойдет, давайте поговорим о профессии врача.

- Что нужно врачу для работы? (Дети перечисляют, а воспитатель схематично зарисовывает на чистом листе названные предметы.)

- Хорошо или плохо, что есть врачи?

Игра “Хорошо - плохо”, дети одной подгруппы называют, что в этом хорошего, дети другой подгруппы – что в этом плохого. Если возникают затруднения, то воспитатель называет сам, что в этом плохого.

Вы сказали, что врач дает витамины. Я тоже хочу угостить вас витаминами, но сначала мы попробуем рассмотреть одну маленькую витамину по принципу “матрешки”.

Расставить пять матрешек по мере увеличения.

- Самая маленькая матрешка – это наша витамина, что же будет следующей матрешкой? (бутылочка или коробка для витаминов)

- Где может быть эта коробка? (На столе, в кабинете медсестры, в чемодане врача и т. п.)

выбираем, что подходит нам и это (например стол) становится следующей матрешкой.

- Где находится стол? (В группе - это четвертая матрешка)

- А где же находится наша группа? (Здесь можно закрепить название детского сада)

Все пять матрешек собраны, угощайтесь витаминами и не болейте.

Настала пора проверить, что же произошло с бинтом на руке нашей куклы.

Дети трогают, выясняется, что он стал твердый.

В случае, если бинт недостаточно затвердел, можно предложить детям развернуть сюжетно- ролевую игру “Больница” и снова проверить его после полного высыхания.

Используемая литература

1. “Большая энциклопедия для дошкольников”, редактор Н. Жильцова. Олма пресс 1999 г.

2. “Где спит солнышко”, редактор З. Крутинская, “Кристина и К” 1994 г.

3 “Игры для детей от 2 до 6 лет” Москва “Росмэн” 1999 г.

4. “Наше тело” - моя первая энциклопедия. Редактор Бухова “Кристина и к” 1993 г.

5. “Развитие творческого мышления у детей”, редактор А. Симановский, Ярославль “Гринго” 1996г.

6. “Румяные щеки” Москва “Физкультура и спорт” 1989 г.

7. “Умные занятия” Москва “Лист” 1998 г.

8. “Что было до …” редактор О. Дыбина Москва “Сфера” 1999 г.