Театрально-игровая деятельность по мотивам сказки "Коза-дереза"

Разделы: Работа с дошкольниками


Основные цели:

  1. Раскрытие творческой индивидуальности ребенка, пластической выразительности.
  2. Развитие наблюдательности.
  3. Развивать творческую фантазию и воображение.
  4. Внимание и эмоциональную память.
  5. Коррекция эмоционально-волевой сферы детей.
  6. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

Задачи:

1) С помощью игровых моделей, постоянных на малых формах детского фольклора, вводить детей в красочный и поэтический мир родного языка, и одновременно в мягкой и ненавязчивой форме давать урок нравственного воспитания.

2) Развивать у детей художественно-творческие способности в речевой, двигательной деятельности.

3) Подводить детей к коллективному творчеству. Развивать художественные навыки и практические умения в области театрального искусства.

План театрально игровой деятельности по русской народной сказке “Коза-дереза”

- Дети, вы любите сказки? (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами встретимся со сказкой! Это не сложно, и не просто, а сделать вам надобно вот что: вот этот куб бросить так, чтобы выпало какое-нибудь число. А бросать будет тот, кто выйдет по считалке. Саша вас посчитает, а кто знает считалку, ну помогайте.

"Летел лебедь по синему небу, сломал крыло, загадал число!"

- Тебе, Ваня, бросать куб! Какое число выпало? Это значит, что кроме себя самого Ваня может пригласить с собой еще и других детей (дети называют) и пойти в русскую сказку.

(Дети выбранные Ваней входят в домик, начинается перекличка воспитателя с вошедшем детьми и теми, которые в домике).

Воспитатель и дети: Тук, тук, тук! Кто в домике живет?

Дети в домике: Здесь живут не зверята, а веселые ребята!

Опять первые: Пустите нас к себе жить!

вторые: А вы много не едите?

первые: Нет!

вторые: А вы ночью не храпите?

первые: Нет!

вторые: Коли так, то проходите!

Воспитатель: Вы ребята, оглядитесь, чем хотите, поделитесь!

Дети: Ах! Какой прекрасный дом! Здесь мы славно заживем!

Воспитатель проговаривает одну и туже фразу с разной интонацией: с удивлением, с восторгом, равнодушным голосом.

Дети отгадывают с какой интонацией была сказана фраза.

Воспитатель: А рядом с домиком, какой красивый лужок! Сколько красивых цветов...

(Дети называют цветы: ромашки, васильки, колокольчики, садятся на атрибуты цветов (плоские) выложенных на ковре).

Воспитатель:

Сказка, сказка это чудо! В чудеса играть мы будем,
Будем вместе мы играть, чудесами управлять!

- Играть мы будем в сказку, а вот в какую надо будет угадать! Для начала загадаю вам, ребятки, я звериные загадки!

- Маленький, Беленький, все полюшко прокружил,
По дорожке прыг-прыг! По снежочку тык-тык! (Заяц)

Ходит барин по двору, придирается ко всему,
Двойная бородка, на бок колпачок! (Петух)

С бородкой, а не старик, с рогами, а не бык,
Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет! (Коза)

- А как вы думаете, в какой сказке живут эти герои? (Ответы детей) Молодцы, ребята, правильно отгадали! В сказке - "Коза-дереза!"

- А кто же главный герой это сказки? (Ответы детей) Посмотрите, друг на друг, кто у нас больше подходит на эту роль? (Выбирают Козу)

- Какой ты будешь козой? (Ответ ребенка)

Затем коза выберет деда, дед бабку и т.д.

- Вот и все герои сказки собрались! А меня ребята вы с собой возьмете? А какую роль вы мне предложите? (Сказочницы)

(Звучит музыка, дети надевают костюмы.)

Сказочница: В сказке может все случится, наша сказка - впереди!...

Сказочница: Ребятушки-Голубятушки, а я не знаю, как сказки начинаются, вы мне не подскажите?

Дети: "Давным-давно"... "Жили-были"... "В некотором царстве, в некотором государстве...","Близко ли, далеко ли..."

Сказочница: "Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается"..."Сказка в двери к нам стучится, скажем сказке заходи!"...

"Жили-были дед да баба, да внучка Маша". Пошел дед на базар, (дети встают в два ряда для русской народной игры "Тень-тень-потетень").

Тень-тень-потетень, заплету плетень,
Затем перерасплетению тень.

(Дети перестраиваются в плетень)

Русская народная игра "Ходил дед на базар" (игровая модель С. Черноскутова).

- Ходил дед на базар, купил дед косу.
- На что тебе коса?
- Мураву-траву косить!
- На что траву косить?
- Добра коня выкормить!
- На что коня выкормить?
- Дубовый лес возить!
- На что дубовый лес возить?
- Мосты мостить!
- На что мосты мостить?
- В гости к козоньке ходить!

Продавец: Кому козу? Продаю козу!...Недорого отдам!...

Дед: Почем, хозяюшка, козу продаешь?

Продавец: За три гроша отдам!

Дед: А хороша ли коза?

Продавец: Ах хороша! Да как хороша!

Дед: Ну бери три гроша давай козу! (ведет козу)

Продавец: Слава тебе господи! Продала козу!

Дед: Внучка я козу купил! Иди ее пасти!

Внучка: Сейчас иду! (гонит козу хворостинкой)

Внучка: Козочка-коза, смотри, какое солнышко яркое! Любуется на нас!

Пальчиковая игра "Солнышко" (игровая модель Э.И. Сафарова)

(сопровождается игрой на металлофоне): проводится со всей группой детей.

Все дети:

Солнышко, солнышко, погуляй у речки!
Солнышко, солнышко, раскидай колечки!
Мы колечки соберем, золоченочки возьмем,
Покатаем, поиграем и тебе опять вернем!

Сказочница: Внучка пасла козу до самого вечера, хорошо пасла! И под вечер погнала ее домой.

Дед: Коза, моя коза, черные глаза! Что ты пила, что ела?

Коза (поет):

Не пила я дедушка не ела! Не пила, я и не ела!
А как бежала я через мосточек, ухватила кленовый листочек,
А как бежала через гребельку, ухватила воды капельку!
Столько я пила, и столько ела! Столько я пила, и столько ела!

Дед: Бедная, моя козочка!

- Ну погоди, негодница! Я тебя накажу! Уходи прочь!

(Внучка с плачем уходит)

Сказочница: На следующий день...

Дед: Сегодня, баба, иди ты паси козу!

Бабка: Сейчас, иду! (гонит козу хворостинкой)

Русская народная игра "Баба шла"

Все дети:

Баба шла, шла, шла, пирожок нашла!
Села, поела, опять пошла!

Встала баба на носок, а потом на пятку,
Стала русскую плясать, а потом в присядку!

Сказочница: Хорошо посла бабка козу и под вечер гнала ее домой.

Дед: Коза, моя коза, черные глаза! Что ты пила, что ела?

Коза (поет):

Не пила я дедушка не ела! Не пила, я и не ела!
А как бежала я через мосточек, ухватила кленовый листочек,
А как бежала через гребельку, ухватила воды капельку!
Столько я пила, и столько ела! Столько я пила, и столько ела!

Дед: Бедная, моя козочка! Совсем заморили тебе голодом! А ты лентяйка пошла прочь!

Сказочница: На следующий день...

Дед: Ну, сегодня я сам буду пасти, пойдем козочка!

Коза: Идет коза по лесу…………….

Дети водят хоровод (поцелуйную игру) "Как козел козу загонял".

Козел козу загонял, молодой серу загонял,
Ходи, козонька домой, ходи серая домой!
У тебя семеро детей, восьмой козел,
А девятая сама, поцелуй разок меня!

Сказочница: Хорошо пас дед козу, и под вечер погнал ее домой, а сам скорехонько забежал вперед, да спрашивает...

Дед: Коза, моя коза, черные глаза! Что ты ела, что пила?

Коза: Не пила я, дедушка не ела а как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, а как бежала через гребельку, ухватила воды капельку.

Дед: Я тебе покажу кленовый листочек и воды капельку! Будешь знать, как говорить неправду! Пойду, наточу нож!

Сказочница: Испугалась коза и убежала!

Дед кричит: Держи козу! Лови!...

(Дети образуют хоровод вокруг козы)

Игра дразнилка "Го-го-го, коза!" (игровая модель С. Черноскутова)

Го-го-го, коза, го-го-го, серая, го-го-го, белая!
Где же ты, козонька, где ж ты ходила? Где ж ты бродила?
Го-го-го, коза, го-го-го, серая, го-го-го, белая!
Ходила коза по темным лесам, по крутым горам,
Го-го-го, коза, го-го-го, серая, го-го-го, белая!
Как тебя, козу волки не съели, стрельцы не убили?

Коза:

Не боюсь я не волков, не стрельцов,
А боюсь я деда старого, у него у деда, борода седа,
Он меня, козу, кнутом порет, сквозь полотенце,
В ретивое сердце! Ах!

Коза падает. Звучит музыкальный фон.

Знать коза пропала, на землю упала!
Не ярись-ка, ты! Поклонись-ка ты!
И саму пану-хозяину и хозяюшке!
И их детушкам, и соседушкам!

Коза: Ме! Не буду кланяется!

Сказочница: Бежит коза, видит- заячья избушка стоит, вбежала коза в избушку, а зайца-то дома нет. Заперла коза дверь и спряталась на печи. Немного погодя прискакал зайчик домой, хвать лапкой, а дверь то заперта! Слышит кто -то на печи ворочается!

Зайчик: Кто-кто в моей избушке?

Коза: (песенка Козы)

Я коза дереза, за три гроша куплена,
Оба бока луплены!
Топу-топ-у-топ, ногами, заколю тебя рогами!
Хвостиком замету, тут тебе и смерть!

Зайчик: Что за зверь такой невиданный?

(Зайка плачет, идет, садится на пенек, навстречу ему петух)

Петух: Ку-ка-ре-ку! О чем зайка плачешь?

Зайчик: Да как же мне не плакать! Как не грустить! Была у меня теплая избушка, да поселился там какой-то страшный зверь! Рогатый, бородатый, а меня, хозяина и на порог не пускает!

Петух: Не плачь зайка! Я этого зверя выгоню!

Зайчик: Где уж, тебе петуху! Такого не слыханного зверя выгнать!

Петух: Нет, выгоню! (песня петуха)

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах в красных сапогах!
Несу косу, тебе голову снесу!
По самые плечи! Слезай-ка с печи!

Сказочница: Перепугалась коза, соскочила с печи и в лес убежала! А зайчик с петухом поселилась в избушке, и стали они жить вдвоем.

Ребята, а как вы думаете, что же случилось с козой дальше?

(Высказывания, предположения детей, дети сочиняют и рассказывают свое продолжение сказки)

Сказочница: Любая сказка как венцом всегда кончается концом. По обычаю сказочному мы можем закончить сказку, какими словами?

(Ответы детей)

-"Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!
Вот тебе и сказка, а мне бубликов связка!
Тут и сказки конец, а кто слушал молодец!
Жил-был царь-овес, он все сказки унес!
И стали они жить поживать и добра наживать! "

Вот мы и распрощались по сказочному!