Творческая деятельность рассматривается нами как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности": умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.
Значит, творческая личность - это человек,
овладевший подобной деятельностью. Творческая
личность рождается тогда, когда учащиеся учатся
самостоятельно применять свои ранее полученные
знания, умеют представить себе объект, о котором
идет речь, сравнить с другими, сделать выводы,
выразить свое отношение к объекту.
“Начинать целенаправленное развитие
творческого мышления надо как можно раньше,
чтобы не упустить весьма богатые возможности
детского возраста”, - пишет М.Н.Скаткин (Скаткин
М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).
Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?
1. Урочная деятельность.
В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов и рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам, задачам, сочинениям, сказкам. Плодотворно работают по развитию творческих способностей в этом направлении учителя физики, математики, биологии, географии, русского языка и литературы, истории, информатики.
Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.
Веяния века информационных технологий коснулись и образования. Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет в т. ч и повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала. В школе пока немного учителей, которые в системе применяли бы на своих уроках информационные технологии (причины как объективные, так и субъективные). И наша задача на данном этапе заинтересовать учителей, помочь им выбрать понятное и интересное для них направление, подготовить детей, способных оказать учителям практическую помощь при работе на компьютере во время проведения проектов.
На данный момент в моей методической копилке есть ряд уроков и внеклассных мероприятий по русской литературе, построенных с использованием компьютерной техники:
- Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова.
- А.Н. Островский — создатель русского театра.
- “Вся моя биография — в моих
сочинениях”.
Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя. - Литературно-музыкальная композиция по творчеству А.Ахматовой.
- “Серебряный век русской поэзии” и др.(Приложение. слайд №2).
У учителей информатики Домбровской С.Х., Марченко Т.А., также разработаны уроки, где компьютер - не только является неотъемлемой обучающей частью урока, но и средством развития творческих способностей учащихся. ( Приложение слайд №3)
Марининская Н.А. Баклан. НП., Смольникова Е.В. также применяют компьютерные технологии на уроках русского языка, физики. ( Приложение слайд №4)
Введение элементов компьютерных технологий позволяет значительно разнообразить учебный процесс, выводит его на качественно новый уровень, восполняет несовершенство учебных пособий, а также развивает личность, формирует её познавательную активность, творческий потенциал, примером могут послужить детские творческие работы.
Особое внимание хотелось бы уделить развитию такого вида творческой деятельности, как проектная деятельность.
Проектный метод обучения, суть которого состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений и конструированию новых процессов. Данный метод созвучен с принципами современной прогрессивной школы – стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умением учащихся не просто озвучивать информацию, а интерпретировать и применять её.(Приложение Слайд№5,6)
Я могу выделить 2 типа проектов, применяемых в нашей школе:
- Информационный и исследовательский проект.
- Обзорный проект.
Как известно, воспитать творческую личность может только творческий учитель. Наши учителя - люди творческие, способные и открытые к инновациям. Поэтому и работу над применением метода проектов начали с создания собственных проектов: “Состав слова”, “Кирпичики мироздания”, “Времена года” и др.
На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.
Успехи наших учащихся на научно-практических конференциях, олимпиадах - это результаты как отдельно взятого учителя, ученика, так и результаты деятельности МО естественных наук, исторический, системы работы предметных МО с увлеченными учащимися.
2. Внеурочная деятельность.
Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах- эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей. ( Приложение слайды №7)
Чем же для нас привлекательна эта форма работы:
- Во-первых, привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видах деятельности, нежели урок.
- Во-вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса
- В третьих, праздничные мероприятия - это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс, увлекающий как одних, так и других. Близкой к этой форме работы являются концерты внутришкольные, перед родителями, перед жителями поселка.
3. Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.
На занятиях предметных кружков по информатике, математике, физике, литературе, биологии применяются, аукционы, театральные представления, спектакли, викторины, литературные гостиные, игры-путешествия, игры-загадки, игры-соревнования, композиционные игры, и т.д. Такие занятия развивают у учащихся воображение, фантазию, память. Кроме того, кружковые занятия по информатике одновременно решают задачи по освоению компьютерной техники, возможностей графического редактора Paint, способствуют практическому применению полученных знаний и умений в жизни. ( Приложение слайд №8)
С увлечением дети посещают театральный кружок, литературный клуб “Истоки”, математический кружок “Юный эрудит”, “Занимательная информатика” и др., на которых работа организована так, что в процессе выполнения задания идет не только усвоение материала, но и развиваются способности учащихся, накапливается опыт их практического применения.
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное - это то, что, у ребенка развиваются его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.