Урок математики в 4-м классе по теме: "Умножение и деление на двузначное число"

Разделы: Математика


Цели:

  • Закрепление и обобщение по темам “Умножение и деление на двузначное число” и “Правила дорожного движения”.
  • Развитие творческих способностей учащихся, привитие интереса к математике.
  • Воспитание самостоятельности, коллективизма, чувства ответственности.
  • Показ межпредметных связей, роли математических знаний в повседневной жизни.

Форма: игра “Крестики-нолики” с элементами правил дорожного движения.

Тип урока: нестандартный урок “Правила движения по дорогам математики”

Оформление:

  • Наглядность.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Рисунки детей.
  • Карты с заданиями, перфокарты.

Урок начинается с музыкального сопровождения:

Не за морями, за горами,
А рядом с нами здесь.
О, математика, ты чудо!
Здорово, что ты есть.
Есть тут задачи, уравненья,
Головоломок строй,
Числа, примеры и сравненья…
Думай, решай и пой:

Припев:

О, математика,
Как ты нам всем нужна.
Чтоб изучить тебя получше,
Надо знать правила.

I. Вступительное слово учителя: приветствие, тема урока, цели и задачи, напутственные слова, сообщение правил игры.

II. Игра "Крестики-нолики"

На доске висят карточки

    2

    8

    4

    9

    5

    7

    3

    6

    1

Класс делится на две команды: мальчиков и девочек (или можно разделить по вариантам, или по желанию детей)
Разыгрывается право первого хода: (можно предложить любое задание)
Команда, первая ответившая на ваш вопрос, выбирает либо “крестик”, либо “нолик” и начинает игру.

Задания, зашифрованные под номерами карточек:

1. “Крестик” – верю,
“нуль” – не верю,
Вы решайте, я проверю!

Под этим номером зашифрован математический диктант, который дети выполняют на заранее приготовленных перфокартах

             

Работа проверяется на уроке путём “прокалывания” дыроколом или иголкой правильных ответов.

  1. Чтобы найти скорость, надо расстояние умножить на время.
  2. Число 3500 меньше 35 в 100 раз.
  3. 2 = 20000 см2
  4. При делении числа 356800 на 200 в частном будет 4 цифры.
  5. Наименьшее пятизначное число 10001.
  6. Верно ли, что площадь измеряется в арах.
  7. Верно ли, что 1000 больше 50 в 20 раз.

Отвечая на вопросы, дети должны в перфокарте поставить “Х”, если согласны с утверждением и “О”, если не согласны.

2.Чтобы самим знать всё замечательно,
Ищите чужие ошибки внимательно.

Найти ошибки: (примеры на большой карте)

3. Перед тобою все пути –
Сам выбери, куда идти.

Определить порядок действий и решить пример:

8014 – 132 . 54 + 44892 : 36

III. Физминутка

Встаньте быстренько, ребятки,
Начинается зарядка.
Разрешает этот знак
Делать ручками вот так!

Руки все на пояс ставим,
Все красивыми мы станем,
Взад, вперёд, и влево, вправо,
Разомнёмся мы на славу.

Хоть пока не вышли ростом,
Потянуться нам так просто.
Руки вверх красиво тянем,
Может солнышко достанем.

4. Чтоб уберечь тебя от бед,
Есть знак такой “Велосипед”.

Решить текстовую задачу на движение:

Два велосипедиста отправились из одного посёлка одновременно в противоположных направлениях. Через 30 минут расстояние между ними было 15 км. Средняя скорость одного из них 260 м/мин. Узнай среднюю скорость другого велосипедиста (текст задачи на большой карте).

5. Здесь ты хватайся хоть за соломку,
Это не шутка, а головоломка!

Решить головоломку:

6. В море тоже есть дороги,
По ним ходят осьминоги.

Задача на смекалку:

Жил осьминог со своей осьминожкой,
И было у них осьминожек немножко.
В этой семейке все счастливо жили,
Ножками очень они дорожили.
Встали в шеренгу и парою ножек
Крепко сцепились все семь осьминожек.
Сколько же ножек осталось снаружи?
Кто же поможет их все обнаружить?

На большой карте рисунок. Ответ: (8 – 2) . 7 + 2 = 44

Осьминог – моллюск. На голове 8 длинных щупалец – “рук” (раньше их называли ногами). Длина тела от 1 до 60 см, а вместе со щупальцами до 6 м. В нашей стране около 25 видов, а в мире около 200.

7. Знаки ваши хоть бумажные,
Но по смыслу очень важные.

Приглашаем в музей дорожных знаков! С обратной стороны доски или на отдельной доске готовится выставка работ учащихся, которые должны были заранее выполнить домашнее задание: изобразить с помощью знаков дорожного движения математические правила.

8. Для многих “нуль” – место пустое,
Хотя не такое простое.
Не надо его пропускать,
Чтоб несколько раз не считать!

Примеры с нулями:

809 . 350
406 . 502
196000 : 700
x : 20 = 360
8120 : x = 40

9. А сейчас мы поиграем, вместе в космос полетаем,
Приготовьтесь повторять, все команды выполнять!

IV. Когда ребята называют номер задания, то карточка с номером переворачивается, и на её обратной стороне изображен тот или иной знак. Ребята должны вначале объяснить, что это за знак и попробовать угадать математическое задание, соответствующее этому знаку. После этого можно прочитать стихи – вступления к каждому заданию. На партах у детей лежат карты с заданиями, зашифрованными символами для того, чтобы ребята не смогли специально угадать номер более лёгкого задания. О том, что они будут выполнять, говорит учитель после того, как они выберут какой-либо номер.

Игра хороша тем, что её можно прекратить как только какая-то команда построит линию своих символов или можно определить победителя по наибольшему количеству правильных ответов. Чтобы регулировать ход игры, за каждый правильный ответ вместо номера на доске появляются не “Х” и “О”, а человечки, символизирующие “идущего пешехода” – зелёного цвета и “стоящего пешехода” = красного цвета (это и есть отличительные символы команд)

V. Подведение итогов. Оценка знаний учащихся