Интегрированный урок "Поле памяти"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


ХОД УРОКА

Звучит фрагмент мелодии из к/ф “Семнадцать мгновений весны”, музыка М. Таривердиева.

Слайд №I

У: Наш урок <1- название урока> “Поле Памяти” посвящен значимому событию нашей Отчизны.

Художники, композиторы, поэты- авторы различных видов искусства, создавая образы событий второй половины прошлого века, делятся в своих произведениях самым заветным и сокровенным, тем, что было выстрадано, что переживалось и обдумывалось многие годы <2- фрагмент стихотворения + рисунок 3 “Свет свечи”>. Читает учитель:

“Льется свет по ночам из мерцающих чаш.
Колыбели плывут в тишине.
Начеку,
словно мира спасенного страж,-
Наша память о прошлой войне”

Расул Гамзатов

I. Краткая историческая справка

Слайд № I <рисунок 4. Фотография участников и очевидцев Великой Отечественной войны>

У: Поле памяти! Такое же необъятное, как сама душа народа.

У него есть свои участники и свидетели незабываемых событий.

Вот уже прошло 60 лет, а оно все еще <рисунок 5 “Звуковое пятно”> дымится и грохочет, отдаваясь болью в сердцах людей, поле побед и горечи народной.

И все чаще мы слышим в эфире радио на улицах города воспоминания фронтовиков, участников Великой Отечественной войны, защитников Ленинграда.

С нарастанием звучит фрагмент музыки из CD - фильма “Матрица”. Школьница читает фрагмент выступления Вишнякова, министра культуры РСФСР (запись от 1941 г)

Д: “Наши люди отзывались на все лучшее, на все чистое, все, что было в мире, в русской культуре.

И люди, любящие Пушкина, узнали, что эти стервецы - фашисты срывают портреты поэта.

Немцы делают из них мишени, смеясь, стреляют. Они говорят, что Пушкин - не ариец! Хотят уничтожить, отнять гения нашего народа, уничтожить музыку, национальную великую, гениальную русскую музыку, которая дала Чайковского, Мусоргского.

Это все наше, все русское! Наше родное хотят отнять!

Этого не должно быть! Мы не отдадим этого! Не можем этого отдать: петербургскую старину, старину, которая неповторима! Таких городов в мире нет, позвольте вам сказать! Мы будем защищать свой город, каждый камень защищать, защищать любимый родной Ленинград!”

Звучат “Ленинградская симфония”, Д. Д. Шостаковича и “Реквием”, В. А. Моцарта, на фоне которых демонстрируются кадры кинохроники “Блокада Ленинграда”.

II. Интеграция литературного, изобразительного и музыкального искусства.

У: Что вы знаете о музыкальных произведениях, сопровождающих фильм?

Д: Прозвучал “Реквием” В. Моцарта, австрийского композитора – произведение для хора, солистов и симфонического оркестра.

У: Какие чувства изливает музыка Моцарта?

Д: Музыка В. Моцарта скорбит

У: “Лакримоза” В. Моцарта проникнута трепетным волнением и просветленной печалью. Какие картины рисует мощные хоры?

Д: …картины смерти и разрушений,

У:… Мощное противопоставление скорбной мольбе, трогательной жалобе! Какие контрастные образы воссоздает музыка Моцарта?

Д: Противостояние добра и зла <рисунок 6. Портрет Шостаковича>

У: Советский композитор, Д. Д. Шостакович в своих произведениях раскрывает глобальные конфликты современности: темы войны и мира. Летом и осенью 1941 года композитор пишет “Симфонию № 7” (“Ленинградскую”). Впервые произведение прозвучало 5 марта 1942 года в городе Куйбышеве, позднее - в городе Москве.

У: Чему посвящена эта симфония?

Д: Подвигу города Ленинграда

У: Огромное значение в его произведениях имеет драматургия оркестровых тембров.

Создавая образы тех далеких трагических событий, композитор искусно использовал средства музыкальной выразительности: размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны, которые ярко передают живописные картины музыкального произведения.…

Д: ...битвы, нашествия.

У: И самая замечательная премьера состоялась в осажденном Ленинграде. Зал филармонии был полон. Истощенные люди пришли слушать музыку, посвященную им, блокадникам. Музыку эту транслировали на весь город.

К каким действиям побуждало советских воинов звучание этого композиторского творения?

Д: К стремлению разгромить противника, отбросить врага от Ленинграда.

У: Какова идея создания “Симфонии № 7”, Д. Шостаковича?

Д: Любовь к Родине, к родному городу, судьба Отечества,

У (дополняет): …повествование о минувшем, героизме, жертвенности, солдатской дружбе и о любви. Позже, в 1942 г. партитура симфонии была привезена на военном самолете в США. 19 июля этого же года произведение было исполнено в Нью-Йорке, и познакомил американскую публику с этим творением один из лучших дирижеров мира, итальянец Артуро Тосканини.

Наш соотечественник Алексей Толстой <рисунок 7>, живший в Америке, так писал о значении “Симфонии № 7”:

“Седьмая симфония возникла из совести русского народа,
принявшего без колебания смертный бой с черными силами”

А. Толстой

У: С позиций сегодняшнего дня “Седьмая симфония” Д. Шостаковича всемирно признана как символ борьбы с фашизмом; стала музыкальным памятником военных лет; запечатлела героическую борьбу советского народа. Это произведение можно оценить, как глубоко трагический документ периода II мировой войны.

(Обращаю внимание на следующий слайд). Творческое задание “Мелодические портреты”.

Cлайд № II <“Символы-рисунки” художников XX века >

У: К вашему вниманию представлены работы Мстислава Добужинского, русского художника начала XX века и неизвестных нам авторов второй половины прошлого столетия, которые воплощали собственные впечатления о значимых событиях в истории нашего Отечества <рисунки1 “Набат” и 2 “Паук”> в символах - рисунках.

Творческое задание: воссоздать мелодический портрет, интонационно передавая свое миропонимание к содержанию репродукций.

У: Какая интонация преобладает в ваших мелодических вариантах?

Д: Тема плача…, моральной поддержки, напутствия, сострадания. С каким образом у вас ассоциируются эти аллегорические композиции?

Д: Паук, ассоциирующий смерть...Возможно, это портрет Гитлера в аллегорическом представлении?

У: В чем заключается сходство в языкописи произведений композиторов и художников России XX века?

Д: Тема, мысль одна, а образы произведений создаются на разных “языках” искусства

У: Какова взаимосвязь этих видов искусства?

Д: Рисунок-символ может быть иллюстрацией к музыке Д. Шостаковича

У: Аллегория смерти у Мстиславовича Валериановича Добужинского исторична, она могла быть музыкальной иллюстрацией к любому жуткому повествованию о любой стране и о любой эпохе; а “Симфония № 7”, Д. Шостаковича передает тембровыми колоритами.

Д: ... картины разрушений

У: Каждое произведение увидено и пережито воочию, наполнено драматизмом. Ольга Бергольц, соратник Д. Шостаковича, блокадница Ленинграда, так писала в своем стихотворении:

“Я говорю за всех, кто здесь погиб,
В моих строках их глухих шаги,
Их вечное и жаркое дыханье,
Я говорю за всех, кто здесь живет,
Кто проходил огонь и смерть, и лед…
Я говорю, как плоть твоя, народ,
По праву разделенного страданья”

У: Какие чувства воспеты в стихотворении?

Д: Любовь к Отечеству, народу, человечеству

III. “Музыка Великой Победы”

Учитель ведет повествование на фоне музыки композитора М. Таривердиева из к /ф “Семнадцать мгновений весны”

У: 40-е года XX века были периодом великих потрясений для народов всего мира.

У: <рисунок 3 “Прощание”>. Каждый гражданин нашего Отечества считал своим долгом встать в ряды бойцов Советской Армии… Освобождая города, солдаты видели множество страшных картин <рисунок 4>...виселицы, от которых стыла кровь в жилах. Одни узнавали, что враг замучил их отца или мать, другим стало известно, что родные угнаны в фашистские <Рисунок 5 “Саласпилс”> концлагеря. Каждый советский солдат испытывал священную ненависть к фашистам, они боролись за то, чтобы...

Д:... изгнать немецко-фашистских захватчиков с советской земли,

У: На ваш взгляд, какова была миссия советских солдат, когда они вступили на территорию соседних государств?

Д:... освобождение братских народов и уничтожение фашизма.

У: Окончена война, но воспоминания о тех страшных незабываемых событиях останутся навеки в памяти солдатской.

Учитель: Тонкое проникновение в психологию солдата, ушедшего по призыву Родины на фронт, чувствуется и в строчках “Песни об отце”, Андрея Дементьева

Учащийся читает:

Отец, расскажи мне о прошлой войне.
Прости, что прошу тебя снова и снова,
Я знаю по ранней твоей седине,
Жизнь твоя начиналась сурово.
Отец, расскажи мне о друге своем,
Мы с ним уже больше не встретимся в мае.
Я помню, как пели мы с другом вдвоем
Военные песни притихнувшей маме.
Отец, я их знаю давно наизусть,
Те песни, что стали твоею судьбою
И, если тебе в подголоски гожусь,
Давай, мы споем эти песни с тобою.

Песня-реквием “Сыны России”
(нотное приложение № , б, в, г)
сл. М. Грузиновой
музыка Л. Печникова

<рисунок 7 “Руки матери”>

1. Война прошла далеким ураганом,
Жестоким смерчем стали и свинца,
Но до сих пор тревожат землю раны
И памяти о прошлом нет конца.

2. В ту пору было матери непросто
Осилить все и писем с фронта ждать,
А мальчики в шинелях не по росту
Собою заслонили землю-мать.

<рисунок 8 “Набат”>.

О тех годах, живой легендой ставших,
Хлеба в полях без устали шумят,
И каждый колос - будто голос павших,
Домой не возвратившихся солдат.
В ту пору не забыть России наших,
С войны не возвратившихся солдат.

3. В зловещем сплаве крови и металла
Набат войныф гудел и день,и ночь,
Сыны России в битве небывалой
Сумели все на свете превозмочь

Читает учитель:

4.Достойные сыны своей Отчизны,
Вам доблести в бою не занимать.
Во имя жизни и ценою жизни
Смогли вы мир священный отстоять.

5. Читает школьник:

И если над землей до горизонта
Распахнуты просторы синевы,
То это только потому, что с фронта,
Сыны России, возвращались вы...

Все:

Сыны России, смерть осилив, с фронта
Бессмертными домой вернулись вы!...

Компьютерный шум “Биенье сердца”. Все присутствующие встают. Символическая минута молчания...

У: Прошу всех сесть... Ушли солдаты в вечность, но каждой весной, в мае души солдат возвращаются в родной край, чтобы посмотреть на новое поколение…. Во имя чего ушли солдаты в вечность?

Д: Ради нашего счастливого будущего, во имя мира на земле, ради процветания родного края.

У: Но и в наступившие мирные дни воспоминания о пережитом продолжают будоражить души людей, не дают покоя. Не все еще рассказано нашими писателями о войне, не все спеты песни. Еще много неизвестных, захватывающих душу историй, они не позабудутся, и навсегда останутся в памяти народной, как остаются подвиги, перед которыми нельзя не преклоняться.

Памяти павшим, тем, кто в упорной борьбе добыл Великую Победу, посвящается эта песня <рисунок 9> “Калиновый цвет” из кинофильма “Тем, кто остается жить” (сл. Н. Гусарова, муз. В. Лебедева; нотное приложение № 2)

У: Подвиг одиннадцати Героев-городов навечно запечатлен в литературе, живописи, музыке и в названии улиц городов России: Волгоградская, Киевская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Минская, Одесская, Смоленская, Тульская, Севастопольская, Сталинградская

Документальные видеокадры “Героические сражения советского народа….” сопровождают песню

“Герои-города”.
Сл. Е. Шкловского
муз. М. Протасова
(нотное приложение № 3)

1. Уходят в глубь истории года
Со славою военной, как солдаты.
Но остаются с нами даты
И вечные Герои-города.
2. Лавиной шла фашистская орда.
Но встал народ дружиною единой,
За каждый дом земли родимой
Сражались вы, герои-города!
Припев:
Москва и Ленинград,
Керчь, Новороссийск, Киев, Волгоград,
Севастополь, Минск, Одесса, Тула, Брест,
Мурманск и Смоленск.
Герои-города, Герои-города!
Мы отдаем вам честь всегда, всегда!
3. У ваших стен Героем был солдат,
Бойцами стали женщины и дети,
И вас, поэтому столетья
Зачислили в Герои-города
4. И ваша слава вечно молода
Идете вы дорогой трудовою,
Как шли когда-то трудовою
Прекрасные Герои-города!
Припев. Припев.

Заключение.

У: Много десятилетий прошло с тех памятных дней, когда наша страна действительно в едином порыве восклицала со слезами: “Победа!”. Это была истинно титаническая борьба светлых и темных сил на земле

[1] “Каждый советский человек, честно сражавшийся на фронтах Великой Отечественной войны, и напряженно работающий в тылу врага, ради победы, мирного неба нес на себе частицу света. Это множество слилось в могучий поток, победно озаривший весь мир”…

Защитникам нашего Отечества, тем, кто погиб в боях, кто живет и здравствует сейчас, скромно надевая по праздникам ордена и медали с оранжево - черной полосатой лентой - "За Победу!" - хочется с благодарностью отдать низкий поклон, поздравить Песней “Победа!” с предстоящим праздником

На экране проходят кадры документального кино “Весна победного 1945…”. Звучит песня “Победа”, слова В. Семернина, музыка А. Арутюнова.

Припев:

Нельзя забыть весенний этот день-Победа! Победа!
Ликующих на улицах людей - Победа! Победа!
Вы все прошли через пламя и дым,
Погибшим слава и слава живым.
Победа! Победа! Вы верили, вы знали - победим!

1. Снова мирное солнце взошло,
Салютуют сирень и каштаны.
И назло смертям и ранам,
Счастье снова в каждый дом взошло.  

2.Вас огнем проверяла война
Навсегда разлучила с друзьями,
Но они сегодня с нами-
Фронтовых героем имена!

Припев.

Припев.

У: Пройдут века, совсем сравняются траншеи и противотанковые рвы, но в рассказах-былях и легендах надолго сохранятся картины тех дней и никогда не померкнет образ воина-победителя, удивившего весь мир своим мужеством и благородством, любовью к родной земле и верностью долгу”.

Используемая литература.

1. Хроника военных лет. Фрагменты из воспоминаний Маршала Советского Союза А. М. Василевского “Дело всей жизни”. Издательство “Политическая книга”, 1989 г.

2. “Песни Великой Победы”. Москва, Издательство “Современная музыка”, 2000; ISBN 5-93138-020-5; 2002 год

3. Сборник нот. “Славой озаренные года”. Москва, “Советская Россия”, 1990г. Составитель В. С. Добронравова; С 47.

4. Использованы материалы Большой Советской Энциклопедии; т. 6;

5. Календарь “В мире Прекрасного”, 1974. статья “Д. Шостакович”

6. Альбом репродукций “Московские живописцы”, Москва 1979 г.

7 Репродукции альбома “И. Шишкин”,

8 Репродукции из газеты “Искусство”, 2005 г.