Цели:
- обобщение и углубление изученного материала;
- развитие познавательного интереса у учащихся, повышение творческой активности;
- воспитание информационной культуры, уважения к сопернику;
- развитие творческих способностей.
ХОД УРОКА
Учитель:
Наша интеллектуальная игра посвящена информатике, наверное, самой интересной и самой популярной науке. На первый взгляд информатика – это кабинет с мерцающими экранами и щелкающими клавиатурами, на самом деле информатика – это дверь в мир технологий, без которых немыслима современная цивилизация.
В игре участвует 2 команды.
Программа игры:
- Эстафета “За минуту ”
- Вопросы для обсуждения
- Конкурс капитанов; Кроссворды (остальные члены команды)
- Творческий конкурс “Компьютер прошлого и будущего”
Эстафета “За минуту”
Учитель: По очереди каждой команде будут даваться слова и три определения к каждому слову. Одно определение будет лишним. Необходимо указать это определение. Время на обдумывание одна минута, после чего вы должны дать ответ.
Вопрос 1.
Версия –это:
А. одно из значений переменной величины;
Б. поколение программного продукта;
С. вариант события в изложении какого-то человека.
Вопрос 2.
Винчестер – это:
А. устройство внешней памяти;
Б. город в Великобритании;
В. название программы.
Вопрос 3.
Вирус – это:
А. ошибка в программе;
Б. возбудитель инфекционного заболевания;
В. программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
Вопрос 4
Диск – это:
А. носитель информации;
Б. геометрическая фигура;
В. спортивный снаряд.
Вопрос 5.
Драйвер – это:
А. перевод понятия водитель автомобиля с английского языка;
Б. переводчик программы на язык, “понятный” компьютеру;
В. программа для обслуживания периферийного устройства.ы
Вопрос 6.
Сервис – это:
А. работа вспомогательной процедуры в программе;
Б. обслуживание;
В. пункт главногоы меню программ Microsoft Word и Microsoft Excel.
Вопрос 7.
А. рыболовная снасть;
Б. совокупность строк и столбцов;
В. несколько соединенных между соыбой компьютеров.
Вопрос 8.
Ярлык – это:
А. отметка в некотором месте программы, с помощью которой можно перейти в это место;
Б. значок на экране, щелкнув мышью на котором, можно открыть некоторую программу, документ или папку;
В. Листок с наименованием товара и другими сведениями.ы
Учитель:
Следующий конкурс очень интересный, он для извилин в голове весьма полезный. Каждая команда получает по одному конверту с двумя вопросами.. Время на раздумье и обсуждение всей команды 5 минут, после чего представитель команды должен дать ответ.
Вопрос 1.
О какой компьютерной программе идет речь в песне:
Он мне дорог с первых лет
И его милее нет –
Этих окон негасимый цвет.
Ответ 1. Об операционной системе Windows, хотя некоторые слова песни изменены (от англ. Windows – окна).
Вопрос 2.
Когда появился манипулятор “мышь”, то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа.
Ответ 2. Источник – математический энциклопедический словарь.
Вопрос 3.
Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду: “по порядку номеров – рассчитайся?”
Ответ 3. А в какой системе счисления считать?
Вопрос 4.
Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка на русский как “Мелкомягкая”?
Ответ. Microsoft.
Учитель:
Далее будет дано слово, связанное с информатикой. Необходимо из букв этого слова сформировать слова. Дополнительные буквы, не употребляющиеся в слове использовать нельзя. Время, отводимое на составление слова 5 минут.
Слово Перфокарта.
Учитель: А пока капитаны составляют слова, командам следует разгадать кроссворд. Каждая команда обсуждает ответы на месте. Затем пишет их на плакате.
Кроссворд 1По горизонтали.
2. Оболочка одного из основных элементов настольного персонального компьютера. 4. Элемент матричного принтера. 7. Тригонометрическая функция. 8. Основное электронное устройство компьютера, его “мозг”. 10. Элемент матричного принтера. 11. Число в двоичной системе счисления. 14. Континент, на котором расположена страна, где находится фирма Microsoft. 15. Марка персонального компьютера, выпускающегося в СССР (не путать с газетой большевиков, а также с … от костра!)
По вертикали.
1. Часть электронной таблицы. 3. Два смежных байта оперативной памяти, а также часть текста. 5. Немецкий математик, который в возрасте 9 лет за несколько секунд вычислил сумму 1 + 2 + 3 + 4…+ 99. 6. В текстовом редакторе Microsoft Word - текст, набранный до нажатия клавиши <Enter>. 9. Часть экрана, занимаемая приложением или документом Windows. 10. Луковичное растение с прямым стеблем и крупными цветками в виде колокола. 12. Наука о законах и формах мышления. 13. Язык программирования.
Ответы.
По вертикали: 1. ячейка, 3. бит, 5. Гаусс, 6. абзац, 9. окно, 10. лилия, 12. логика, 13. Паскаль.
По горизонтали: 2. корпус, 4. лента, 7. синус, 8. процессор, 10. игла, 11. ноль, 14. Америка, 15. Искра.
Кроссворд 2По горизонтали.
2. Принадлежность для печати. 5. Один из необходимых элементов блок-схемы алгоритма. 7. Устройство ввода. 8. Вычислительное устройство у древних греков похожее на счеты. 11. Один из первых языков программирования. 13. Изобретатель системы кодирования информации, использующей два символа – точку и тире.14. Разновидность носителя информации. 16. Универсальное электронное устройство для обработки информации. 17. Устройство для подключения внешних устройств к системному блоку персонального компьютера.
По вертикали.
1. Школьный документ. 3. Противоположность лжи. 4. Древнегреческий ученый, в честь которого названа формула расчета площади треугольника. 6. Единица измерения количества информации. 9. Обобщенное название множительных аппаратов. 10. Приказ на выполнение какого-либо действия. 12. Название клавиши в персональных компьютерах. 15. Несколько соединенных между собой компьютеров.
Учитель: В последнем конкурсе командам по очереди следует представить компьютер будущего или компьютер прошлого в любой интерпретации, т.е. в виде стихотворения, сценки, пантомимы, песни и др.
Ответы.
По вертикали: 1. журнал, 3. истина, 4. Герон, 6. байт, 9. ксерокс, 10. команда, 12. пробел, 15. сеть.
По горизонтали: 2. бумага, 5. начало, 7, клавиатура, 8. абак, 11. Фортран, 13. Морзе, 14. диск, 16. компьютер, 17. разъем.
В заключение командам предлагается изобразить в виде пантомимы, сценки, песни компьютер будущего или прошлого.
Награждение победителей.