Интегрированные уроки в профильных (физико-математических) классах

Разделы: Физика


Интегрированные уроки в профильных
(физико-математических) классах.

Работая на протяжении многих лет в профильных физико-математических классах, пришла к выводу, что интегрированные уроки, как с внутренней, так и с внешней интеграцией позволяют сформировать у учащихся глубокое понимание физической картины мира, умение применять знания полученные на уроках по различным предметам в новой ситуации. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков мы рассмотрим далее.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция;
  • урок-исследование;
  • урок-инсценировка;
  • учебная конференция;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа-урок;
  • проблемный урок.

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:

  • урок-практикум;
  • урок-сочинение;
  • урок-диалог;
  • урок-деловая или ролевая игра;
  • комбинированный урок;
  • путешествие;
  • экспедиция и т.д.

Цель данного типа урока – выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Тип урока: применение знаний на практике

Основные формы уроков данного типа:

  • ролевые и деловые игры;
  • практикумы;
  • уроки защиты проектов;
  • путешествие;
  • экспедиция и т.д.

Цель данного типа урока - применение знаний на практике.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа урока:

  • повторительно-обобщающий урок;
  • диспут;
  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
  • театрализованный урок (урок-суд);
  • урок-совершенствование;
  • заключительная конференция;
  • заключительная экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-анализ контрольных работ;
  • обзорная лекция;
  • обзорная конференция;
  • урок-беседа.

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.

Формы урока:

  • урок-зачет;
  • викторина;
  • конкурсы;
  • смотр знаний;
  • защита творческих работ, проектов;
  • творческий отчет;
  • контрольная работа;
  • собеседование.

Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков

   Следует отметить, что проблема межпредметных связей, интеграции знаний не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.

В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории "межпредметные связи", существуют различные подходы к их обоснованию и классификации. Разработкой данной проблемы занимались такие авторы, как Г.И. Беленький, И.Д. Зверев, Д.М. Кирюшкин, П.Г. Кулагин, Н.А. Лошкарева, В.Н. Максимова, Т.Ф. Федорец, В.Н. Федорова и другие, высказывающие свою точку зрения на дефинирование, функции, типы и виды межпредметных связей.

Наиболее точное определение категории "межпредметные связи" дано Г.Ф. Федорцом: "Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве".

В своей практике за период обучения учащихся в 10-м, 11-м классах я применяю различные виды интегрированных уроков, некоторые из них представлены в таблице.

Класс Тема курса Межпредметные связи Тип и форма урока
10 Электрический ток в различных средах. Физика. химия • применение знаний на практике,

• ролевая игра;

10 Термодинамика.

Тепловые машины.

Физика, химия, биология • урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений,

• заключительная конференция мультимедиа-урок;

11 Ядерная физика. Физика, алгебра и начала анализа. • урок формирования новых знаний,

• урок-лекция; урок-практикум;

11 Развитие средств связи. Физика, английский язык • урок контроля и проверки знаний и умений,

• защита творческих работ, проектов;

Конспект последнего урока я предлагаю вашему вниманию.

Интегрированный урок:
физика + английский язык

“Международная конференция молодых ученых
“Коммуникационные системы””

Форма проведения: Ролевая игра. Защита проектов.

Цели:

1. Обобщить полученные знания по физике по теме “Развитие средств связи”.

2. Обобщить знания учащихся по английскому языку по теме “Изобретения, которые потрясли мир”.

3. Показать, что английский язык является языком научного общения.

4. Развивать творческие способности учеников при защите научных проектов на английском языке.

5. Углубить и расширить знания по английскому языку и физике.

6. Дальнейшее совершенствование групповой деятельности; умений использовать знания, полученные на уроках физики при создании научных проектов различных приборов связи.

7. Учить работать с научно-техническими словарями.

Предварительная работа.

1) За 2–3 недели учащимся сообщается тема. Создаются группы по составлению проектов: 2 группы – англоязычные, 1 группа – русскоязычная.

2) На больших листах бумаги (половина ватмана), оформляется проект, чертится схема устройства и его описание. Ребятам предлагается схема защиты работы, по которой они и готовятся к защите, они могут консультироваться с учителями.

Схема защиты работы:

  1. Название изобретения.
  2. Обоснование.
  3. Физические основы (законы и явления).
  4. Сферы применения.
  5. Плюсы и минусы.

3) Группа ребят готовит оформление и организацию.

а) Программа конференции (составляется на русском и английском языках см. Приложение).

б) Выбираются 2 ученика на роль переводчиков с английской и русской стороны.

в) Каждый участник выбирает и готовит себе бейджи с именем и должностью.

ХОД УРОКА
(2 урока)

Ведущие конференции учитель физики и учитель английского языка

Оформление класса.

Доска:

  1. Вверху напечатано на английском языке: International conference of Young Scientists “Communication Systems”
  2. Вывешены три проекта научных работ.
  3. Ребята сидят группами.
  4. “Патентное бюро” – приглашенные.

Учитель физики. Приветствие участникам конференции. Несколько слов о средствах связи в России, о новых направлениях и открытиях.

Учитель английского языка. Перевод на английский язык всем присутствующим.

Учитель физики и английского языка. Представление групп и их проектов, гостей, программы, регламент.

I. Защита научных работ.

1. “Универсал 2003” – трость для слепых. (И. Эстер, Л. Леннон, И. Ирвин) – на английском языке.

Переводчик переводит с английского на русский. Вопросы ребят к разработчикам.

От англоязычных групп – на английском языке, от русскоязычных групп – на русском языке. Работают переводчики.

2. “Личный идентификатор ученика” – на русском языке.

Переводчик, вопросы.

3. “Бортовой компьютер для велосипеда “Ома +””. (Р. Доусон, Ф. Форман, С. Сандерс, Н. Норман) – на английском языке.

Переводчик + вопросы.

II. Слово “Патентному бюро”.

Каждая группа получает “патент на изобретение”.

III. Заключительное слово:

Учитель английского языка. Обобщение услышанного, благодарность.

Учитель физики. Переводит с английского на русский.