В результате обучения латинскому языку в средней школе учащиеся должны научиться читать и понимать латинский текст.
Как известно, книга - источник знаний. В книге содержится информация, которая может быть интересна ученику, и иметь для него значение.
Хотя, общение не является целью обучения латинскому языку, необходимо сказать, что общение происходит, но опосредованное с культурой Римской империи и известными её представителями.
На первых уроках учащиеся читают не сложные по форме и содержанию, познавательная ценность такого чтения невелика.
К середине обучения учащимся уже предлагаются тексты, содержащие информацию о жизни римлян. Предлагаются также несложные неадаптированные тексты, в т.ч. стихотворения, которые глубже знакомят учащихся с историей, культурой и обыденной жизнью римлян.
К концу 1 этапа обучения чтению учащиеся должны уметь:
1) правильно читать тексты (техника чтения);
2) найти требуемую лексическую единицу и определить её грамматические категории;
3) выделить и проанализировать часть целого;
4) найти и определить русские (латинские) дериваты;
5) сделать грамотный перевод части текста;
Для овладения техникой чтения, учащиеся должны осознать связи между знаковой стороной слова и способом его изображения, иначе говоря, они должны научиться правильно, соотносить звуки и буквы. Эта работа ведётся на начальном этапе.
Главная задача начального этапа - овладение графической системой латинского языка (знание букв алфавита) и усвоение соответствий между буквой и звуком.
Усвоение букв латинского алфавита связанно с некоторыми трудностями:
1) наличие букв, несколько сходных между собой по написанию: J-I, Q-O…
2) наличие букв, имеющих одинаковое начертание, но разное название и разное соответствие со звуком в русском, первом иностранном и латинском алфавите, например:
латинский язык | русский язык | английский язык | |||
начертание | произношение | начертание | произношение | начертание | произношение |
P | [п] | P | [р] | P | [пи] |
Методика обучения технике чтения предусматривает усвоение учащимися правил чтения и системы упражнений.
На начальном этапе:
1. Чтение вместе с учителем, с выделением букв, способных вызвать затруднения при чтении.
2. Чтение латинских букв не вызывают особого затруднения у учащихся. Вызывают затруднения сочетания гласных и согласных, аналогов которых нет в русском языке. Система упражнений связана с применением разрезной азбуки.
Приводим некоторые из возможных приёмов:
1) учитель произносит слов с трудно читаемым сочетанием, учащиеся поднимают соответствующую карточку.
2) учащиеся выкладывают на магнитной доске слова с трудно читаемыми сочетаниями.
3) на доске загадано слово, с трудно читаемыми сочетаниями, учащимся предлагается разгадать слово (по типу кроссворда).
4) учитель называет буквы, учащиеся выкладывают на парте.
5) на доске латинский алфавит в перепутанном виде. Два учащихся собирают в правильном порядке.
6) расставить ударение.
7) поделить слова на слоги.
8) из слогов составить слово и прочитать.
9) диктант и т.д.
Время на обучение технике чтения требуется не много, т.к. учащиеся легко овладевают чтением латинского алфавита, сопоставляя его с русским и первым иностранным языком.
Следующий этап работы - осмысление его лексико-грамматического состава.
Предлагаются следующие упражнения и приёмы:
1) найдите в тексте слова (1, 2 склонение или глагола), определите их грамматические категории.
2) найдите в тексте слова в определенном падеже и числе и поставьте в противоположном.
3) найдите в тексте глаголы, определите их спряжение.
4) найдите в тексте глаголы (1-4 спряжения), поставьте их в повелительное наклонение.
5) проанализируете выделенные предложения с точки зрения их грамматического состава.
6) найдите в тексте слова, имеющиеся в русском языке.
7) определите, какие слова: английские, французские, немецкие образованы от следующих латинских и т.д.
Следующий этап работы над текстом - это понимание читаемого.
Понимание при чтении текста на латинском языке представляет собой сложный процесс. Психологами выделено 7 уровней понимания. (Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М., 1973, с. 11.)
Три начальных стадии - примитивный уровень.
Понимание:
1) отдельных слов;
2) отдельных слов и сочетаний;
3) отдельных предложений, которые не дают возможность понять смысл текста.
Следующий уровень более продвинутый.
4) восприятие в тексте отдельных предложений, составляющих смысловое ядро;
5) понимание всех предложений и понимание содержания и смысла;
6) понимание эмоциональной окраски содержания;
7) обобщение содержания текста и его связь с общим направлением произведения.
Латинский текст требует включения тех же мыслительных операций, что и при чтении любого текста на иностранном языке.
Возможные упражнения на развитие навыков чтения продвинутых уровней:
1) чтение трудного абзаца с частичным переводом.
2) выделение предложений, которые служат ответом на вопросы.
3) придумывание заголовка.
4) нахождение в тексте предложений, характеризующих основную мысль текста.
5) дискуссия о прочитанном на русском языке и т.д.
Далее мы предлагаем тексты на латинском языке с заданиями, которые могут использованы учителями, преподающими латинский язык, на уроке или на во время промежуточной или итоговой аттестации.
План программа – урока.
Учитель: Ходырев Александр Петрович, учитель высшей категории.
Класс: 5
Предмет: латинский язык.
Тема: работа с латинским текстом.
Тип урока: формирование навыков работы с латинским текстом.
ТДЦ: создать условия для практического применения языкового материала.
Образовательная задача: совершенствовать языковые способности учащихся.
Развивающая задача: развивать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферу личности, память, внимание.
Воспитательная задача: осуществлять воспитание уважительного отношения к укладу, традициям Древнего Рима.
Практические задачи:
Совершенствовать грамматические навыки;
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая.
Технология: развивающее обучение.
Метод: системно – деятельностный.
Дидактические принципы: воспитывающее обучение, целенаправленность, доступность, наглядность, системность.
Методические принципы: межпредметность.
Средства обучения: доска, тематическая наглядность, раздаточный материал, Ходырева М.А. Ходырев А.П. Учебное пособие по латинскому языку. 5 класс. Основы латинского языка и Римской цивилизации. - Кирово-Чепецкая гимназия, 1992.
Структура урока:
1 блок – целевой: Оргмомент. Постановка задачи.
2 блок – процессуальный: фон зарядка. Совершенствование навыков грамматики. Формирование навыков работы с латинским текстом.
3 блок – аналитический. Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока: Приложение 1