Цель урока: закрепить и систематизировать знания учащихся о строении и работе пищеварительной системы.
Задачи урока:
- сформировать представление о правилах ухода за зубами;
- познакомить с правилами правильного питания;
- приучать детей к самонаблюдению;
- формировать гигиенические навыки и культуру поведения во время приёма пищи;
- воспитывать чувство любви и заботы к природе и собственному организму;
- развивать мышление, воображение.
Оборудование:
- таблица “Пищеварительная система”,
- видеофильм “Невероятное путешествие”,
- этикетки от различных продуктов,
- учебник природоведения “Мир вокруг нас”3класс (1часть) А.А.Плешакова,
- рабочая тетрадь,
- печатные листы с текстом “Как надо есть”.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте свою готовность к нашему уроку.
II. Проверка домашнего задания
Посмотрите на доску. Прочитайте про себя слова Виссариона Григорьевича Белинского. Я попрошу Вику прочитать громко вслух эти слова и подумать всех над смыслом.
“Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм - это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и библиотека, и установка для очистки сточных вод”.
Ответы детей: Люди себя изучают. В человеке есть душа - это храм, знания - это склад и библиотека. Мы лечим себя - это аптека. У человека выходят ненужные вещества.
Спасибо за ответы.
Мы изучаем раздел “Организм человека”.
Скажите, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
Ответы детей: Мы познакомились с темой “Пищеварительная система”.
Сейчас я проверю ваши знания по этой теме.
- Для чего нужна пищеварительная система?
Ответы детей: Пищеварительная система нужна, чтобы человек мог переваривать пищу.
Вспомним органы пищеварения и их работу. Соедините слова последовательно, в нужном порядке и расскажите, как работает пищеварительная система.
На доске:
Ротовая полость пищевод желудок кишечник
глотка
2 ученика работают у доски, остальные - в своих тетрадях. Выставление отметок.
Вопросы всему классу:
- Какие органы ещё играют важную роль в пищеварительной системе?
Ответы детей: В пищеварительной системе важную роль ещё играют печень и поджелудочная железа.
- Из чего состоит кишечник?
Ответы детей: Кишечник состоит из толстой и тонкой кишки.
В следующем задании вам нужно будет узнать по описанию или по его работе орган пищеварения. Слушайте внимательно. 2 ученика отвечают на отметку, остальные дополняют.
1. Какой из органов пищеварения является главным?
Ответ ученика: Это желудок.
2. С их помощью человек откусывает и измельчает пищу?
Ответ ученика: Это зубы.
3. Этот орган перемешивает пищу, смачивает её слюной и проталкивает в глотку.
Ответ ученика: Это ротовая полость.
4. По трубе пища попадает желудок.
Ответ ученика: Это пищевод.
5. Этот орган окончательно переваривает пищу, удаляет из организма остатки непереваренной пищи.
Ответ ученика: Это кишечник.
Выставление отметок.
Следующее задание называется “Верно, неверно”. Мы с вами выполняли уже такого рода задания. Вы отвечаете только верно или неверно. Слушайте внимательно, чтобы правильно ответить. 3 ученика – отметку, остальные - контролируют.
1 ученик.
- Пищеварительная система состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника.
Ответ ученика: Верно.
- Пищеварение начинается в ротовой полости.
Ответ ученика: Верно.
- Через глотку и пищевод пища попадает в кишечник.
Ответ ученика: Неверно. Через глотку и пищевод пища попадает в желудок.
2 ученик.
- Пищу переваривает желудочный сок.
Ответ ученика: Верно.
- Пищеварение заканчивается в желудке.
Ответ ученика: Неверно. Пищеварение заканчивается в кишечнике.
- Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки.
Ответ ученика: Верно.
3 ученик.
- Большую роль в пищеварительной системе играют лёгкие.
Ответ ученика: Неверно. Большую роль в пищеварении играют печень и поджелудочная железа.
- Организм человека получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины.
Ответ ученика: Верно.
- Органы пищеварения составляют взаимосвязанную систему.
Ответ ученика: Верно.
Выставление отметок.
Вопросы классу:
- Для чего человеку нужна пища?
Ответы детей: В пище содержатся необходимые человеку питательные вещества.
- Какие питательные вещества он получает с пищей?
Ответы детей: С пищей человек получает белки, жиры, углеводы, витамины.
Спасибо за ваши ответы. Я вижу, вы хорошо подготовились дома. Продолжаем наш урок.
III. Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы продолжим говорить об органах пищеварения. Узнаем о роли питательных веществ и правилах питания.
IV. Практическая работа в группах
Выполним практическую работу. Вы будете работать в группах. Называется состав каждой группы.
Откройте учебник на странице № 146. Здесь представлены задания для нашей практической работы. Дежурные раздадут материал для работы – этикетки от различных продуктов.
Внимательно прочитайте задания практической работы. Вы должны рассмотреть этикетку от вашего продукта, выяснить состав.
Учащиеся работают в группах. Каждая группа выступает с выводом о результатах своей работы. В итоге делают общий вывод.
Отгадайте загадки:
1.
Жидкое вещество, а не вода,
Бело, а не снег.
Ответы детей: Молоко.
2.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Ответы детей: Яблоко
3.
С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица.
Ответы детей: Рыба.
4.
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Ответы детей: Морковь.
- Какие питательные вещества содержатся в них?
Ответы детей: Белки, жиры, углеводы и витамины.
V. Изучение нового материала
На прошлом уроке мы знакомились с работой пищеварительной системы. Вспомнили, что пищеварение начинается в ротовой полости. Помогают пережёвывать пищу зубы, перемешивать язык. Мы сказали, что есть продукты полезные для нашего организма, в них содержатся необходимые белки, жиры, углеводы и витамины.
Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм, который нас научит уходу за зубами и подскажет некоторые правила питания.
Просмотр видеофильма.
Ответьте на мои вопросы:
1. Сколько раз в день нужно чистить зубы?
Ответы детей: Зубы нужно чистить 2 раза в день.
2. Сколько раз в год нужно посещать стоматолога?
Ответы детей: Стоматолога нужно посещать несколько раз в год.
3. Почему Максима похитили?
Ответы детей: Максим не чистил зубы.
4. Кто его похитил?
Ответы детей: Его похитили кариозные монстры.
5. Что это за липкая грязь на зубах?
Ответы детей: Это налет на зубах.
6. Что должна содержать зубная паста?
Ответы детей: Зубная паста должна содержать фтор, кальций.
7. Какой должна быть зубная щётка?
Ответы детей: Зубная щётка должна быть с жёсткой щетиной.
8. Какое заболевание может появиться на зубах, если их не чистить?
Ответы детей: Кариоз.
9. Чем ещё нужно чистить зубы?
Ответы детей: Зубы нужно чистить ещё зубной нитью.
10. Какое важное правило питания из этого фильма мы должны запомнить?
Ответы детей: Нужно есть поменьше сладостей.
Сейчас мы послушаем рассказ Я.Трахтмана “Как надо есть”, который нам поможет ещё узнать о правилах питания.
3 ученика читают рассказ по ролям (мальчик, старичок и автор).
Как надо есть.
В столовой за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек- учёный. Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.
- Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? - обратился он к мальчику.
Тот удивился.
- Разве вы не видите? Я ем кашу.
- Но ведь ты совсем её не пережевываешь!
Мальчику стало смешно.
- А зачем я её буду жевать - она так жидкая.
- Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой её сделать жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут её полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.
Мальчик смущенно молчал.
- Запомни, что кусочек чёрного хлеба, хорошо прожеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.
- Какое же правило следует из этого рассказа?
Ответы детей: Пищу нужно употреблять спокойно, не торопясь.
VI. Закрепление изученного материала
Сегодня мы с вами постарались выяснить правила ухода за зубами и правила правильного питания.
- Что же вы узнали о правилах ухода за зубами?
Ответы детей: Зубы нужно чистить 2 раза в день.
Нужно посещать стоматолога.
Использовать зубную нить.
Зубная щетка должна быть жёсткой.
Зубная паста должна содержать фтор, кальций.
Зубы нужно чистить тщательно.
- Какие правила питания вы запомнили?
Ответы детей: Сладостей нужно есть поменьше.
Есть надо спокойно, не спеша.
Пищу нужно пережевывать тщательно.
- Как вы понимаете словосочетание “разнообразное питание”?
Ответы детей: Пищу и животную, и растительную.
- Зачем нам нужно разнообразное питание?
Ответы детей: Разнообразное питание нужно для того, чтобы получать все необходимые питательные вещества.
- Какие питательные вещества?
Ответы детей: Питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины.
VII. Итог урока
- О чём говорили сегодня на уроке?
Ответы детей: О правилах питания и правилах ухода за своими зубами.
- Зачем нужно знать эти правила?
Ответы детей: Эти правила нужно знать, чтобы вырасти здоровым и сильным человеком.
VIII. Информация о домашнем задании
Домашнее задание будет творческого характера: напишите в тетради меню, состоящее из завтрака, обеда, полдника и ужина, согласно правилам правильного питания.
Спасибо за хорошую работу на уроке.
Урок окончен.