Урок природоведения в 3-м классе (1–4) по программе А.А.Плешакова "Мир вокруг нас" на тему: "Наше питание. Пищеварительная система"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: закрепить и систематизировать знания учащихся о строении и работе пищеварительной системы.

Задачи урока:

  • сформировать представление о правилах ухода за зубами;
  • познакомить с правилами правильного питания;
  • приучать детей к самонаблюдению;
  • формировать гигиенические навыки и культуру поведения во время приёма пищи;
  • воспитывать чувство любви и заботы к природе и собственному организму;
  • развивать мышление, воображение.

Оборудование:

  • таблица “Пищеварительная система”,
  • видеофильм “Невероятное путешествие”,
  • этикетки от различных продуктов,
  • учебник природоведения “Мир вокруг нас”3класс (1часть) А.А.Плешакова,
  • рабочая тетрадь,
  • печатные листы с текстом “Как надо есть”.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте свою готовность к нашему уроку.

II. Проверка домашнего задания

Посмотрите на доску. Прочитайте про себя слова Виссариона Григорьевича Белинского. Я попрошу Вику прочитать громко вслух эти слова и подумать всех над смыслом.

“Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм - это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и библиотека, и установка для очистки сточных вод”.

Ответы детей: Люди себя изучают. В человеке есть душа - это храм, знания - это склад и библиотека. Мы лечим себя - это аптека. У человека выходят ненужные вещества.

Спасибо за ответы.

Мы изучаем раздел “Организм человека”.

Скажите, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

Ответы детей: Мы познакомились с темой “Пищеварительная система”.

Сейчас я проверю ваши знания по этой теме.

- Для чего нужна пищеварительная система?

Ответы детей: Пищеварительная система нужна, чтобы человек мог переваривать пищу.

Вспомним органы пищеварения и их работу. Соедините слова последовательно, в нужном порядке и расскажите, как работает пищеварительная система.

На доске:

Ротовая полость пищевод желудок

кишечник

глотка

2 ученика работают у доски, остальные - в своих тетрадях. Выставление отметок.

Вопросы всему классу:

- Какие органы ещё играют важную роль в пищеварительной системе?

Ответы детей: В пищеварительной системе важную роль ещё играют печень и поджелудочная железа.

- Из чего состоит кишечник?

Ответы детей: Кишечник состоит из толстой и тонкой кишки.

В следующем задании вам нужно будет узнать по описанию или по его работе орган пищеварения. Слушайте внимательно. 2 ученика отвечают на отметку, остальные дополняют.

1. Какой из органов пищеварения является главным?

Ответ ученика: Это желудок.

2. С их помощью человек откусывает и измельчает пищу?

Ответ ученика: Это зубы.

3. Этот орган перемешивает пищу, смачивает её слюной и проталкивает в глотку.

Ответ ученика: Это ротовая полость.

4. По трубе пища попадает желудок.

Ответ ученика: Это пищевод.

5. Этот орган окончательно переваривает пищу, удаляет из организма остатки непереваренной пищи.

Ответ ученика: Это кишечник.

Выставление отметок.

Следующее задание называется “Верно, неверно”. Мы с вами выполняли уже такого рода задания. Вы отвечаете только верно или неверно. Слушайте внимательно, чтобы правильно ответить. 3 ученика – отметку, остальные - контролируют.

1 ученик.

  • Пищеварительная система состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника.

Ответ ученика: Верно.

  • Пищеварение начинается в ротовой полости.

Ответ ученика: Верно.

  • Через глотку и пищевод пища попадает в кишечник.

Ответ ученика: Неверно. Через глотку и пищевод пища попадает в желудок.

2 ученик.

  • Пищу переваривает желудочный сок.

Ответ ученика: Верно.

  • Пищеварение заканчивается в желудке.

Ответ ученика: Неверно. Пищеварение заканчивается в кишечнике.

  • Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки.

Ответ ученика: Верно.

3 ученик.

  • Большую роль в пищеварительной системе играют лёгкие.

Ответ ученика: Неверно. Большую роль в пищеварении играют печень и поджелудочная железа.

  • Организм человека получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины.

Ответ ученика: Верно.

  • Органы пищеварения составляют взаимосвязанную систему.

Ответ ученика: Верно.

Выставление отметок.

Вопросы классу:

- Для чего человеку нужна пища?

Ответы детей: В пище содержатся необходимые человеку питательные вещества.

- Какие питательные вещества он получает с пищей?

Ответы детей: С пищей человек получает белки, жиры, углеводы, витамины.

Спасибо за ваши ответы. Я вижу, вы хорошо подготовились дома. Продолжаем наш урок.

III. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы продолжим говорить об органах пищеварения. Узнаем о роли питательных веществ и правилах питания.

IV. Практическая работа в группах

Выполним практическую работу. Вы будете работать в группах. Называется состав каждой группы.

Откройте учебник на странице № 146. Здесь представлены задания для нашей практической работы. Дежурные раздадут материал для работы – этикетки от различных продуктов.

Внимательно прочитайте задания практической работы. Вы должны рассмотреть этикетку от вашего продукта, выяснить состав.

Учащиеся работают в группах. Каждая группа выступает с выводом о результатах своей работы. В итоге делают общий вывод.

Отгадайте загадки:

1.

Жидкое вещество, а не вода,
Бело, а не снег.

Ответы детей: Молоко.

2.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

Ответы детей: Яблоко

3.

С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица.

Ответы детей: Рыба.

4.

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.

Ответы детей: Морковь.

- Какие питательные вещества содержатся в них?

Ответы детей: Белки, жиры, углеводы и витамины.

V. Изучение нового материала

На прошлом уроке мы знакомились с работой пищеварительной системы. Вспомнили, что пищеварение начинается в ротовой полости. Помогают пережёвывать пищу зубы, перемешивать язык. Мы сказали, что есть продукты полезные для нашего организма, в них содержатся необходимые белки, жиры, углеводы и витамины.

Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм, который нас научит уходу за зубами и подскажет некоторые правила питания.

Просмотр видеофильма.

Ответьте на мои вопросы:

1. Сколько раз в день нужно чистить зубы?

Ответы детей: Зубы нужно чистить 2 раза в день.

2. Сколько раз в год нужно посещать стоматолога?

Ответы детей: Стоматолога нужно посещать несколько раз в год.

3. Почему Максима похитили?

Ответы детей: Максим не чистил зубы.

4. Кто его похитил?

Ответы детей: Его похитили кариозные монстры.

5. Что это за липкая грязь на зубах?

Ответы детей: Это налет на зубах.

6. Что должна содержать зубная паста?

Ответы детей: Зубная паста должна содержать фтор, кальций.

7. Какой должна быть зубная щётка?

Ответы детей: Зубная щётка должна быть с жёсткой щетиной.

8. Какое заболевание может появиться на зубах, если их не чистить?

Ответы детей: Кариоз.

9. Чем ещё нужно чистить зубы?

Ответы детей: Зубы нужно чистить ещё зубной нитью.

10. Какое важное правило питания из этого фильма мы должны запомнить?

Ответы детей: Нужно есть поменьше сладостей.

Сейчас мы послушаем рассказ Я.Трахтмана “Как надо есть”, который нам поможет ещё узнать о правилах питания.

3 ученика читают рассказ по ролям (мальчик, старичок и автор).

Как надо есть.

В столовой за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек- учёный. Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.

- Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? - обратился он к мальчику.

Тот удивился.

- Разве вы не видите? Я ем кашу.

- Но ведь ты совсем её не пережевываешь!

Мальчику стало смешно.

- А зачем я её буду жевать - она так жидкая.

- Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой её сделать жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут её полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.

Мальчик смущенно молчал.

- Запомни, что кусочек чёрного хлеба, хорошо прожеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.

- Какое же правило следует из этого рассказа?

Ответы детей: Пищу нужно употреблять спокойно, не торопясь.

VI. Закрепление изученного материала

Сегодня мы с вами постарались выяснить правила ухода за зубами и правила правильного питания.

- Что же вы узнали о правилах ухода за зубами?

Ответы детей: Зубы нужно чистить 2 раза в день.

Нужно посещать стоматолога.

Использовать зубную нить.

Зубная щетка должна быть жёсткой.

Зубная паста должна содержать фтор, кальций.

Зубы нужно чистить тщательно.

- Какие правила питания вы запомнили?

Ответы детей: Сладостей нужно есть поменьше.

Есть надо спокойно, не спеша.

Пищу нужно пережевывать тщательно.

- Как вы понимаете словосочетание “разнообразное питание”?

Ответы детей: Пищу и животную, и растительную.

- Зачем нам нужно разнообразное питание?

Ответы детей: Разнообразное питание нужно для того, чтобы получать все необходимые питательные вещества.

- Какие питательные вещества?

Ответы детей: Питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины.

VII. Итог урока

- О чём говорили сегодня на уроке?

Ответы детей: О правилах питания и правилах ухода за своими зубами.

- Зачем нужно знать эти правила?

Ответы детей: Эти правила нужно знать, чтобы вырасти здоровым и сильным человеком.

VIII. Информация о домашнем задании

Домашнее задание будет творческого характера: напишите в тетради меню, состоящее из завтрака, обеда, полдника и ужина, согласно правилам правильного питания.

Спасибо за хорошую работу на уроке.

Урок окончен.