Цели:
- развивать умения различать части речи, определять главные и второстепенные члены предложения; орфографическую зоркость;
- продолжить повторение и обобщение знаний по грамматике;
- показать наличие в синтаксических и морфологических единицах речи как формы, так и значения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте – какое удивительное слово, особенное. Когда мы произносим его, мы не только приветствуем друг друга, но и желаем ему здоровья.
Поэтому чаще говорите: “Здравствуйте” - это слово обладает оздоровительной силой. В нём, как и в слове здоровье, много звуков, которые заряжают бодростью.
Я – способный!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться.
Я хочу много знать.
Я буду много знать!
2. Актуализация знаний по теме.
А) Индивидуальная работа у доски:
Разделить на группы и обосновать своё деление:
сказуемое подлежащее имя сущ. имя прил. глагол предлог союз
Б) Найди лишнее слово:
сказуемое подлежащее имя существ. второстепенные члены
3. Формулирование темы урока:
Обобщение знаний о предложении.
а) Практическая работа.
Один известный учёный Щерба Л. В. придумал предложение, которое сначала удивляет, а потом становится понятным.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
- Из настоящих ли слов состоит предложение?
- Как это доказать?
- Можно ли сказать о ком говорится в предложении?
- А какие действия в нём названы? Поставь над этими словами +.
- Какие ещё есть действующие лица?
- Что-нибудь о них можно предположить?
- Выдели те части слов, которые это предполагают сделать. Как называются такие слова? Приведи примеры настоящих слов, похожих по строению. (Бокр и бокрёнок)
- Какую бы иллюстрацию ты бы нарисовал? (Домашнее задание)
б) Разбор предложения по членам предложения и частям речи.
- Можешь дать характеристику предложения по цели, по интонации?
(повеств. ,невоскл. ,распростр. )
- Задай вопросы к главным членам предложения. Если отзовутся, подчеркни их. Как думаешь, какими частями речи они выражены? Докажи. Кто? Куздра - что делала? будланула, что делает? – кудрячит.
- Устно дай характеристику подлежащего и сказуемых как частей речи (по памятке), выдели в них окончания, а в одном из сказуемых – ещё и примету прошедшего времени.
- Есть ли в предложении служебные слова? Какой они части речи?
И – союз
- Назови одно самостоятельное слово, которое пока не можешь отнести ни к одной известной тебе части речи.
штеко
- Разбор как части речи (по вариантам)
1. Куздра-кто?, предмет?, Имя сущ.
2. Нач. ф. – кто? - куздра.
3. Пост . пр. – ж. р.
4. Употр. в ед. ч. , Им. п. .
1. Будланула – что сделала?, действ. , измен. по временам. . Глагол.
2. Неопр. ф. - что сделать? Будлануть.
3. Употр. в прош. вр. , ед. ч. , ж. р. .
1. Кудрячит- что делает?, действ. , измен. по временам. . Глагол.
2. Неопр. ф. - что делать? Кудрячить.
3. Употр. в наст. вр. , ед. ч. , 3л. .
- К какой части речи отнесёшь первое слово? Поставь + над словом-командиром и дай ему характеристику как части речи.
1. Глокая –куздра какая?, призн. Предм. .
2. Нач. ф. – какой? – глокий.
3. Пост. пр. – нет.
4. Употр. в ед. ч. , ж. р. , Им. п. .
- Выпиши члены предложения парами, ставя вопросы от слова-командира к слову-подчинённому. Если сможешь определить орфограммы, отметь их.
- куздра (какая?) глокая
- будланула (кого?) бокра
- будланула (как?) штеко
- кудрячит (кого?) бокрёнка
в) Вывод: У слова есть значение, которое содержится в основе слова – ЛЕКСИЧЕСКОЕ, и значение, которое передаётся окончанием – ГРАММАТИЧЕСКОЕ.
- Какое же значение есть у этого загадочного предложения, а какого нет? (Есть ГРАММАТИЧЕСКОЕ. Нет - ЛЕКСИЧЕСКОГО). Чтобы убедить нас в этом, что у слов есть не только значение основы, но и значение окончания, Л. В. Щерба и придумал это удивительное предложение про глокую куздру.
г) Закрепление знаний по теме.
- Попробуй из упражнения №546 выбрать и выписать предложение, которое по формам слов точно повторяет предложение о глокой куздре.
Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовёт цыплёнка. –
Добрый служитель приветливо встретил слона и замечает слонёнка. -
Большая собака сердито припугнула кота и видит котёнка. +
- Из-за каких особенностей слов тебе не подошли другие предложения?
- Можно ли их поправить? Как?
Сообщение стр. 196 учебника.
5. Домашнее задание:
Нарисовать иллюстрацию к предложению.
Составить свои необычные предложения.