Урок русского языка в 3-м классе (УМК "Гармония"). Тема: "Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о глокой куздре"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • развивать умения различать части речи, определять главные и второстепенные члены предложения; орфографическую зоркость;
  • продолжить повторение и обобщение знаний по грамматике;
  • показать наличие в синтаксических и морфологических единицах речи как формы, так и значения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте – какое удивительное слово, особенное. Когда мы произносим его, мы не только приветствуем друг друга, но и желаем ему здоровья.

Поэтому чаще говорите: “Здравствуйте” - это слово обладает оздоровительной силой. В нём, как и в слове здоровье, много звуков, которые заряжают бодростью.

Я – способный!

Я со всем справлюсь!

Мне нравится учиться.

Я хочу много знать.

Я буду много знать!

2. Актуализация знаний по теме.

А) Индивидуальная работа у доски:

Разделить на группы и обосновать своё деление:

сказуемое подлежащее имя сущ. имя прил. глагол предлог союз

Б) Найди лишнее слово:

сказуемое подлежащее имя существ. второстепенные члены

3. Формулирование темы урока:

Обобщение знаний о предложении.

а) Практическая работа.

Один известный учёный Щерба Л. В. придумал предложение, которое сначала удивляет, а потом становится понятным.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

  • Из настоящих ли слов состоит предложение?
  • Как это доказать?
  • Можно ли сказать о ком говорится в предложении?
  • А какие действия в нём названы? Поставь над этими словами +.
  • Какие ещё есть действующие лица?
  • Что-нибудь о них можно предположить?
  • Выдели те части слов, которые это предполагают сделать. Как называются такие слова? Приведи примеры настоящих слов, похожих по строению. (Бокр и бокрёнок)
  • Какую бы иллюстрацию ты бы нарисовал? (Домашнее задание)

 б) Разбор предложения по членам предложения и частям речи.

  • Можешь дать характеристику предложения по цели, по интонации?

(повеств. ,невоскл. ,распростр. )

  • Задай вопросы к главным членам предложения. Если отзовутся, подчеркни их. Как думаешь, какими частями речи они выражены? Докажи. Кто? Куздра - что делала? будланула, что делает? – кудрячит.
  • Устно дай характеристику подлежащего и сказуемых как частей речи (по памятке), выдели в них окончания, а в одном из сказуемых – ещё и примету прошедшего времени.
  • Есть ли в предложении служебные слова? Какой они части речи?

    И – союз

  • Назови одно самостоятельное слово, которое пока не можешь отнести ни к одной известной тебе части речи.

штеко

  • Разбор как части речи (по вариантам)

1. Куздра-кто?, предмет?, Имя сущ.

2. Нач. ф. – кто? - куздра.

3. Пост . пр. – ж. р.

4. Употр. в ед. ч. , Им. п. .

1. Будланула – что сделала?, действ. , измен. по временам. . Глагол.

2. Неопр. ф. - что сделать? Будлануть.

3. Употр. в прош. вр. , ед. ч. , ж. р. .

1. Кудрячит- что делает?, действ. , измен. по временам. . Глагол.

2. Неопр. ф. - что делать? Кудрячить.

3. Употр. в наст. вр. , ед. ч. , 3л. .

  •  К какой части речи отнесёшь первое слово? Поставь + над словом-командиром и дай ему характеристику как части речи.

1. Глокая –куздра какая?, призн. Предм. .

2. Нач. ф. – какой? – глокий.

3. Пост. пр. – нет.

4. Употр. в ед. ч. , ж. р. , Им. п. .

  • Выпиши члены предложения парами, ставя вопросы от слова-командира к слову-подчинённому. Если сможешь определить орфограммы, отметь их.

- куздра (какая?) глокая

- будланула (кого?) бокра

- будланула (как?) штеко

- кудрячит (кого?) бокрёнка

в) Вывод: У слова есть значение, которое содержится в основе слова – ЛЕКСИЧЕСКОЕ, и значение, которое передаётся окончанием – ГРАММАТИЧЕСКОЕ.

- Какое же значение есть у этого загадочного предложения, а какого нет? (Есть ГРАММАТИЧЕСКОЕ. Нет - ЛЕКСИЧЕСКОГО). Чтобы убедить нас в этом, что у слов есть не только значение основы, но и значение окончания, Л. В. Щерба и придумал это удивительное предложение про глокую куздру.

г) Закрепление знаний по теме.

- Попробуй из упражнения №546 выбрать и выписать предложение, которое по формам слов точно повторяет предложение о глокой куздре.

Рыжая лиса быстро схватила курицу и зовёт цыплёнка. –

Добрый служитель приветливо встретил слона и замечает слонёнка. -

Большая собака сердито припугнула кота и видит котёнка. +

  • Из-за каких особенностей слов тебе не подошли другие предложения?
  • Можно ли их поправить? Как?

Сообщение стр. 196 учебника.

5. Домашнее задание:

Нарисовать иллюстрацию к предложению.

Составить свои необычные предложения.