Цели и задачи:
1) Продолжить знакомство с музыкальным творчеством Н.А.Римского-Корсакова.
2) Значение оперы “Снегурочка” в мировом оперном искусстве.
3) Прослеживание развития образа главной героини через всю оперу.
4) Завершение работы над песней “Снежная сказка”.
5) Развивать у детей познавательный интерес, преобщать к прекрасному;
- способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия;
- воспитывать любовь к природе.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование:
- музыкальный центр кассета;
- мызыкальн ый инструмент(фортепиано, баян);
- кроссворд(на доске- плакат);
- портрет композитора;
- высказывание Оссовского(плакат на доске);
- проигрыватель, пластинка;
- костюм снегурочки(для танца).
Ход урока
1. Организационный моментПриветствие и распределение по местам учащихся под музыку!
Учитель – Здравствуйте, ученики!
Ученики - Здравствуйте!
Учитель - Сейчас, ребята, вы услышите звучание трёх музыкальных инструментов: органа, скрипки, фортепиано. Первый ряд должен занять свои рабочие места под звучание “органа”. Второй ряд занимает рабочие места под звуки “скрипки”, а третий ряд - услышав звуки “фортепиано”!
2. Постановка темы и цели урока учителем
- Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с необыкновенным музыкальным произведением: оперой “Снегурочка” русского композитора Н.А. Римского-Корсакова.
Вопрос: - А кто мне ответит: “Почему его называют сказочным композитором?”
Ответ: - Потому, что он правдиво изображал быт людей в сочетани с миром фантастики и сказки!
- Через музыку Николая Андреевича мы проследим за развитием образа Снегурочки в опере; окунемся в красоту природы, в красоту человеческих чувств!
- Определим главное значение оперы в искусстве.
- Завершим работу над песней “Снежная сказка”.
Обращение ребят на доску, к эпиграфу:
“Его жизнь - подвиг неустанного служения искусству. Его творчество - слава русской музыки во всех краях земли..”
А.В.Оссовский о Римском-Корсакове.
- Вспомнить яркие, незабываемые страницы жизни композитора и его творчества нам поможет кроссворд!
По горизонтали:
3. Город, в котором родился Римский-Корсаков?
4. Город, в котором учился и работал Римский-Корсаков?
6. Опера-былина Римского-Корсакого, созданная в 1896 году?
7. Великий русский композитор, традиции которого наследовал в своём творчестве Римский-Корсаков?
По вертикали:
1. Симфоническая сюита Римского-Корсакова, сочинённая по мотвам арабских сказок “Тысяча и одна ночь”?
2. Старинный русский щипковый инструмент, на котором играл Садко, главный герой одноимённой оперы Римского-Корсакова?
5. Опера Римского-Корсакова, созданная в 1880 году на сюжет пьесы А.Островского?
Ответы:
по горизонтали - Тихвин. Петербург. Садко. Глинка.
по вертикали - Шахерезада. Гусли. Снегурочка.
Примечание: Ученики, отгадавшие ответ, выходят к доске и вписывют слова в клетки кроссворда!
Учитель: Вот мы и повторили яркие моменты из жизни и творчества этого необыкновенного композитора!
- Опера “Снегурочка” или “Весенняя сказка” - это одна из поэтичнейших опер во всём мировом оперном искусстве! В ней показано, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека!
И мы ещё раз убеждаемся в том, что музыка бывает красива потому, что рассказывает нам о красоте жизни!
- Композитор использует в музыке оперы яркие изобразительные моменты. Давайте вспомним их! т(звучат на пластинке фрагменты...)
Учитель: Прозвучал фрагмент из оперы, что было изображено в нём композитором?
Ученики:
- Наигрыш пастушьей свирели...
- Раскаты грома...
на фоне музыки из оперы звучат слова учителя:
- В музыке оперы звучат: отголоски русских народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц! Чудесное очарование русской природы, пронизывающее всю оперу...
3. Цель урокаПроследить, как развивается музыкальный образ главной героини - Снегурочки.
- образ Снегурочки, дочери деда Мороза и Весны сочетает в себе реальные девичьи черты с фантастическими, сказочными. Она - дитя Природы и тесно связана с ней! Её образ не остаётся неизменным: вначале это образ прекрасного, но молодого существа, лишенного человеческой теплоты, хотя и стремящегося к людям (звучание флейты передаёт холодноватый оттенок).
Звучание флейты из оперы:
- Диалог Матери-Весны и Снегурочки (Ах, бедная Снегурочка...)
- Из леса выбегает дочь деда Мороза и Весны – Снегурочка! Родители разрешили ей пожить среди людей в Слободке у Бобыля и Бобылихи. Радуется Снегурочка, что вырвется из холодного леса, в котором прожила всю жизнь, вдали от людей, что может теперь слушать чудесные песни пастушка Леля, ходить с подружками в лес по ягоды. В начале ария Снегурочки звучит легко и шаловливо, затем музыка становится более напевной, напоминающей русскую народную песню:
Звучит фрагмент: “С подружками...”
Учитель: -Снегурочка беззаботно живет у Бобыля и Бобылихи, она подружлась с Купавой, которая часто рассказывает ей о своём женихе - Мизгире. Радуется Снегурочка чужому счастью, сама не ведая чувства любви. В Слободке оживление - пришёл Мзигирь. Он был поражён красотой Снегурочки и забыл о своей Купаве. Просит её полюбить его и стать женой. Красота Снегурочки трогает и царя Берендея.
Звучит фрагмент арии Берендея “Полна, полна чудес...”
- Решение царя Берендея:“Пусть сама Снегурочка, в канун праздника Солнца, выберет себе жениха!”
На празднике звучит песня Леля. В награду за это, царь Берендей предлагает ему выбрать девушку. Лель выбирает Купаву. Огорченная Снегурочка убегает в лес, зовёт мать-Весну, моля наделить её чувством любви: “Хочу любить, а слов любви не знаю! И чувства нет!”. Весна надевает на голову Снегурочки волшебный венок из душистых цветов, и в тот же миг для Снегурочки преображается весь мир! Весна предостерегает Снегурочку от Ярилы-Солнца...
Звучит фрагмент арии Снегурочки: “Мать-Весна, благодарю тебя за дар любви!”
Появился Мизгирь, шедший за Снегурочкой по лесу. Его преданные слова любви в этот момент “трогают” сердце Снегурочки.
После праздника царь Берендей благословляет молодые пары. Вот и Мизгирь подводит свою невесту - Снегурочку. Берендей её ласково спрашивает, охотно ли она отдаёт своё сердце Мизгирю? “Великий царь! Спроси меня сто раз, сто раз отвечу, что я люлю его!” - отвечает Снегурочка.
И в этот миг яркий луч солнца падает на неё. Снегурочка начинает таять!
В своей последней арии она воспевает великую силу человеческой любви. Её трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью.
И нежное звучание арфы (как весенний ручеёк остался от Снегурочки) - эти фрагменты относятся к числу самых вдохновенных страниц музыки Римского-Корсакова.
Звучит фрагмент арии Снегурочки: “Люблю и таю...”
(На этом фоне ученица в костюме Снегурочки исполняет танцевльные движения.)
Учитель: -Уже более ста лет слушают миллионы людей - и детей и взрослых эту оперу и восхищаются ею. Музыка оперы проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое призвание искусства, пробуждающего всё лучшее в человеке.
Закрепление:
- На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка?
- На верную гибель.
- За что же она отдала свою жизнь?
- За любовь к людям, за людские песни, за то, что познала чувство нежной любви к человеку.
Учитель: - Но жизнь остановить нельзя: за зимой идёт весна, за весной идет лето. Дочь деда Мороза и Весны, Снегурочка, не может войти вместе с людьми в жаркое лето. Но разве мы любим весну меньше от того, что она уступает место лету? Разве мы от этого забываем о ней? Конечно нет!
- Этот сказочный образ волновал и волнует по сей день и современных композиторов и поэтов, вот например:
...Плакала Снегурочка
Зиму провожая
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники - Снегурочкины слезы!
- И мы сегодня на уроке завершим работу над песней: “Снежная сказка” муз.И.Кадомцева сл.П.Синявского.
Начнем с распевки: “Я пою!”(по рядам и вместе, можно использовать фрагмент из самой песни...)
- А теперь давайте исполним 1 и 2 куплеты песни стоя; все вместе! (Садитесь!)
- Теперь я хочу вас познакомить с текстом 3 куплета. (На доске записаны слова)
- Споем вместе; сидя; глядя на слова 3 куплета!
- Сейчас я открою вам небольшой секрет: мы эту песню будем исполнять хором, но с солистом!
- Я буду петь в качестве солиста, а вы хор! (Пение по ролям, работа над песней, когда все будет выстроено и слажено) теперь споем вместе, стоя, красиво, задушевно, постарайтесь передать сказочный характер песни, слушаем вступление! (После исполнения песни) вопрос:
- Учитель: Что объединяет песню, прозвучавшую сейчас с оперой Весенняя сказка?
- Ученик: В одном и другом произведении главная героиня - Снегурочка! Этот персонаж исчезает в опере и потерян в песне, но остается в памяти людей!
Итак, сегодня на уроке мы с вами проследили за развитием образа Снегурочки в опере Римского-Корсакова “Снегурочка” и завершили основную работу над песней “Снежная сказка” .
Еще один вам вопрос: Какие человеческие чувства пробудили в вас сегодняшние произведения?
Ответ: Чувства теплоты, доброты, любви!
Учитель: А домашним заданием вам, ребята, будет: Создать свой художественный образ Снегурочки и изобразить его в ваших тетрадях или на альбомном листе!
Выставление оценок учащимся!
Учитель: На этом наш урок окончен – до свидания!