Цели:
- Развитие интереса к учебной деятельности, зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления.
- Воспитание взаимовыручки и самостоятельности, чувства ответственности за младших.
- Прививать интерес к истории нашей Родины.
Оборудование:
- игровое поле с названиями школьных предметов,
- звёздочки,
- кассета с голосами птиц,
- иллюстрации птиц,
- нотки с номерами для музыкального задания,
- конверт № 1 – буквы р, е, б, я, т, а,
- конверт № 2 - геометр. фигурки,
- конверт № 3 – цифры 9, 8, 8, 7,
- конверт № 4 – собор, купола.
Ход урока
1. Вступительная беседа.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Он называется “Звёздный час”. Что обозначает такое название, вам объяснят старшие ребята.
Ребята: Звёздный час – это фразеологическое выражение, которое обозначает момент высшего подъёма, напряжения и испытания сил. Каждый из вас тоже достиг определённых вершин. Старшие ребята стали уже взрослыми, заканчивают начальную школу и переходят в 5 класс. А первоклассники тоже готовы к новому шагу в своей жизни – 1 сентября они переступят порог школы. У меня вопрос к первоклассникам. Вы знаете какие уроки проводятся в школе?
Вот сегодня мы и отправимся в путешествие по школьным предметам и узнаем, как наши ребята готовы к новым испытаниям, которые ждут их впереди. Ведь, как гласит народная пословица: “Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает”. После выполнения заданий на нашем игровом поле будут загораться звёздочки (после каждого правильного ответа на доске учащиеся прикрепляют звёздочки).
2. Первая страничка называется “Грамотейка”.
- Каждый человек должен уметь правильно и говорить, и писать. Этому мы учимся на уроках русского языка.
- Первое задание “небывальщина”. Оно требует очень большого внимания, надо найти ошибку в стихотворении.
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на ель.
И матросы три недели
Карамель на ели ели. (Мель)
Пробуждается природа,
Снег растаял у порога.
Кочки лопаются дружно,
И пальто уже не нужно. (Почки)
Ухо слышно тут и там –
Ухо ходит по горам.
- Ухо, спустишься сюда?
Ухо тихо: “Да, да, да –а –а !” (Эхо)
- Второе задание: надо составить предложение.
- первое слово в этом предложении поставлю я. (“Все”)
- второе слово из букв, которые лежат в конвертике № 1, составят первоклассники. (“Ребята ”)
- а третье слово составят старшие ребята
(корень из слова молодой, суффикс из слова косцы, окончание из слова травы)
(“Молодцы”)
- прочитайте всё предложение.
(“В с е р е б я т а м о л о д ц ы ! ”)
Так говорит учитель, когда задание хорошо выполнили все ребята.
3. Эта страничка называется “Сказка, я тебя знаю”.Она посвящена одному очень известному сказочнику. 2 апреля ему исполнилось 200 лет со дня рождения.
Вряд ли найдётся человек, который не читал его сказок.
- Кто же этот человек? (Андерсен) - портрет
- Давайте посмотрим, как вы знаете сказки Андерсена.
- Первоклассники читают наизусть отрывки из сказок, а старшие ребята должны их назвать (“Снежная королева”, “Дикие лебеди”, “Стойкий оловянный солдатик”).
- Старшие ребята достают из корзиночки предметы, а первоклассники должны узнать из какой они сказки. (“Принцесса на горошине”, “Гадкий утёнок”, “Дюймовочка”)
(В корзиночке: кроватка с матрасиками и горошинка, яйцо из папье-маше с утёнком, цветок с девочкой-дюймовочкой).
4. Звучит запись с голосами птиц.
- Как вы думаете, а теперь куда мы с вами отправимся? (В лес)
- О лесе, о птицах, о животных мы говорим на уроках природоведения, и страничка называется “Окно в природу”.
- Очень часто людей сравнивают с различными птицами, поэтому попробуйте закончить мои предложения.
- Вольный, как … (птица)
- Зоркий взгляд, как у … (орла)
- Выступает величаво, как … (павлин)
- Верность … (лебединая)
(Иллюстрации птиц показывают после каждого ответа.)
Учитель: о птицах существует много легенд. Я хочу рассказать вам одну из них.
Поспорила одна глупая птица, что долетит до самого солнца и не испугается. Сколько ей не доказывали, что это невозможно, она не верила и полетела к светилу. Оно горячее и пылкое опалило ей грудку, но не убило на смерть, а только проучило, чтобы другие глупые птицы так не поступали.
- что это за красногрудая птичка? (Снегирь.)
- когда она появляется в наших краях?
4 класс: снегири всегда держат себя с достоинством. Как бы ни был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке-самочке. Снегири охотно посещают кормушки, но не все, а только те, где есть семена подсолнечника, т.е. обыкновенные семечки.
- А каких ещё зимующих птиц знают первоклассники?
- Куда улетают зимующие птицы с наступлением весны?
4 класс: синицы, свиристели, снегири – лесные кочующие птицы. Зимой, когда в лесу не хватает пищи, они перебираются поближе к жилью человека в город, где в это время много ягод. С наступлением весны они улетают далеко в лес, где находят себе пищу.
5. Следующая страничка нашей школьной жизни говорит, что пришло время отдыха.
На уроках мы её называем – физминутка. Мы говорили с вами о зимующих птицах, но на смену зиме приходит весна, и к нам возвращаются перелётные птицы. Вот об одной из них и будет наша минутка отдыха.
Лебеди летят, крыльями машут.
Присели над водою, качают головою.
Гордо и важно умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
(Взмах руками, повороты головы влево и вправо, соединить руки за спиной и покружиться вокруг себя, медленно присесть)
4 класс: лебеди к нам на север возвращаются в мае. Выводят птенцов. Долго не покидают наших мест и задерживаются здесь до ноября и даже до декабря, т.к. в условиях Мурманской области лебедята становятся лётными (научатся летать) лишь к началу зимы.
6. “Думай и считай!”
- Как вы думаете, чем сейчас будем заниматься?
Нам предстоит выполнить целую цепочку заданий.
От того, как выполнят своё задание первоклассники зависит, что надо будет делать старшим ребятам.
- 1 класс должен из конвертика № 2 выложить на парте геометрические фигурки по порядку номеров с 1-го по 11-ый, а затем одинаковые фигурки поменять местами. Если задание выполнится верно, то старшие ребята прочитают для себя задание.
(“Н а й д и о ш и б к у”)
- 4 класс должен определить, какие математические выражения верны, а какие нет. Если ученик считает, что пример решён верно, он берёт букву из колонки “Да”, а если нет – из колонки “Нет”.
(Выбранные буквы появляются в 3 столбике)
да нет правильный ответ
6 * 6 = 36 | о | б | о |
3 * 5 = 16 | д | т | т |
4 * 7 = 28 | л | в | л |
9 * 5 = 45 | и | ы | и |
7 * 2 = 16 | ш | ч | ч |
3 * 3 = 9 | н | р | н |
6 * 8 =49 | у | о | о |
Вот вы узнали название отметки, которая выставляется за самый лучший ответ. Вы все потрудились отлично. Вам всем пятёрка.
- Составь пословицу.
- из разложенных на полу карточек со словами надо составить пословицу. Порядок слов помогут определить цифры над словами.
1 2 3 4 5 6
(Где песня льётся, там счастливо живётся).
- первоклассники берут карточки с цифрами и по порядку номеров встают перед доской.
- старшие ребята читают и объясняют пословицу.
7. Продолжением нашего урока будет музыкальная тема.
- на этой страничке нам помогут наши нотки.
- их всего 6 - 3 нотки для первого класса и 3 нотки для четвёртого класса.
- доставая по очереди из конверта нотки, надо назвать её номер. Каждому номеру соответствует знакомая мелодия.
- 1 класс - “Улыбка ”, “Антошка”, “Голубой вагон”
- 4 класс - Глинка “Руслан и Людмила”, Римский - Корсаков “Полёт шмеля”, Чайковский “Щелкунчик”.
8. Ответы на вопросы: что? где? когда? мы получаем на уроках истории. 1 класс, вам предстоит поработать с конвертиком № 3 (выложить из него все цифры)
- назовите и положите перед собой самое большое число из данных (9)
- назовите и положите перед собой карточки с одинаковыми цифрами (8, 8)
- 4 класс, скажите, что за число у нас получилось?
В 988 году Русь принимает новую веру христианство. Эта дата связана с именем князя Владимира.
- Что такое христианство?
4 класс: христианство возникло в I веке до н.э. Около 2000 лет назад в иудейском селении Вифлееме в семье плотника Иосифа и его жены Марии родился мальчик, которого нарекли Иисус. Когда Иисус Христос стал взрослым, он начал читать проповеди. Но священники враждебно приняли Иисуса Христа и его учеников.
Иисус Христос был схвачен и распят на кресте. Прошло три дня после смерти Иисуса, и он воскрес. Этот день назвали – Светлое Христово Воскресение. Это самый главный христианский праздник. В этот день весь мир отмечает Воскресение Иисуса Христа. Люди, которые поверили Христу, стали называться христианами, а вера, религия называется христианством.В Светлое Христово Воскресение принято обмениваться крашенными яйцами – писанками. Ведь яйцо – это символ зарождения новой жизни.
9. Последняя страничка.
- Вот и мы с вами в заключение нашего урока подготовим поздравительную открытку к этому празднику. Для выполнения последнего задания нам нужен конверт № 4. В нём есть все необходимые заготовки. Старшие ребята помогут выполнить эту работу.
(Старшие ребята заранее подготовили двойную открытку в форме яйца. На внутренней стороне открытки они написали поздравление малышам.)
- Первоклассники должны на обложке открытки наклеить заготовки собора, купола и фломастером вывести буквы “Х В”.
- Выставка полученных работ.
Рефлексия.
- О каком историческом событии мы вели разговор?
- Что вам понравилось больше всего?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кто помог вам в трудную минуту?