Тема урока: "Путешествие по школьным предметам. "Звездный час"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развитие интереса к учебной деятельности, зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления.
  • Воспитание взаимовыручки и самостоятельности, чувства ответственности за младших.
  • Прививать интерес к истории нашей Родины.

Оборудование:

  • игровое поле с названиями школьных предметов,
  • звёздочки,
  • кассета с голосами птиц,
  • иллюстрации птиц,
  • нотки с номерами для музыкального задания,
  • конверт № 1 – буквы р, е, б, я, т, а,
  • конверт № 2 - геометр. фигурки,
  • конверт № 3 – цифры 9, 8, 8, 7,
  • конверт № 4 – собор, купола.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Он называется “Звёздный час”. Что обозначает такое название, вам объяснят старшие ребята.

Ребята: Звёздный час – это фразеологическое выражение, которое обозначает момент высшего подъёма, напряжения и испытания сил. Каждый из вас тоже достиг определённых вершин. Старшие ребята стали уже взрослыми, заканчивают начальную школу и переходят в 5 класс. А первоклассники тоже готовы к новому шагу в своей жизни – 1 сентября они переступят порог школы. У меня вопрос к первоклассникам. Вы знаете какие уроки проводятся в школе?

Вот сегодня мы и отправимся в путешествие по школьным предметам и узнаем, как наши ребята готовы к новым испытаниям, которые ждут их впереди. Ведь, как гласит народная пословица: “Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает”. После выполнения заданий на нашем игровом поле будут загораться звёздочки (после каждого правильного ответа на доске учащиеся прикрепляют звёздочки).

2. Первая страничка называется “Грамотейка”.

- Каждый человек должен уметь правильно и говорить, и писать. Этому мы учимся на уроках русского языка.

  • Первое задание “небывальщина”. Оно требует очень большого внимания, надо найти ошибку в стихотворении.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на ель.
И матросы три недели
Карамель на ели ели. (Мель)

Пробуждается природа,
Снег растаял у порога.
Кочки лопаются дружно,
И пальто уже не нужно. (Почки)

Ухо слышно тут и там –
Ухо ходит по горам.
- Ухо, спустишься сюда?
Ухо тихо: “Да, да, да –а –а !” (Эхо)

  • Второе задание: надо составить предложение.

- первое слово в этом предложении поставлю я. (“Все”)

- второе слово из букв, которые лежат в конвертике № 1, составят первоклассники. (“Ребята ”)

- а третье слово составят старшие ребята

(корень из слова молодой, суффикс из слова косцы, окончание из слова травы)

(“Молодцы”)

- прочитайте всё предложение.

(“В с е р е б я т а м о л о д ц ы ! ”)

Так говорит учитель, когда задание хорошо выполнили все ребята.

3. Эта страничка называется “Сказка, я тебя знаю”.Она посвящена одному очень известному сказочнику. 2 апреля ему исполнилось 200 лет со дня рождения.

Вряд ли найдётся человек, который не читал его сказок.

- Кто же этот человек? (Андерсен) - портрет

- Давайте посмотрим, как вы знаете сказки Андерсена.

  • Первоклассники читают наизусть отрывки из сказок, а старшие ребята должны их назвать (“Снежная королева”, “Дикие лебеди”, “Стойкий оловянный солдатик”).
  • Старшие ребята достают из корзиночки предметы, а первоклассники должны узнать из какой они сказки. (“Принцесса на горошине”, “Гадкий утёнок”, “Дюймовочка”)

(В корзиночке: кроватка с матрасиками и горошинка, яйцо из папье-маше с утёнком, цветок с девочкой-дюймовочкой).

4. Звучит запись с голосами птиц.

- Как вы думаете, а теперь куда мы с вами отправимся? (В лес)

- О лесе, о птицах, о животных мы говорим на уроках природоведения, и страничка называется “Окно в природу”.

- Очень часто людей сравнивают с различными птицами, поэтому попробуйте закончить мои предложения.

  • Вольный, как … (птица)
  • Зоркий взгляд, как у … (орла)
  • Выступает величаво, как … (павлин)
  • Верность … (лебединая)

(Иллюстрации птиц показывают после каждого ответа.)

Учитель: о птицах существует много легенд. Я хочу рассказать вам одну из них.

Поспорила одна глупая птица, что долетит до самого солнца и не испугается. Сколько ей не доказывали, что это невозможно, она не верила и полетела к светилу. Оно горячее и пылкое опалило ей грудку, но не убило на смерть, а только проучило, чтобы другие глупые птицы так не поступали.

- что это за красногрудая птичка? (Снегирь.)

- когда она появляется в наших краях?

4 класс: снегири всегда держат себя с достоинством. Как бы ни был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке-самочке. Снегири охотно посещают кормушки, но не все, а только те, где есть семена подсолнечника, т.е. обыкновенные семечки.

- А каких ещё зимующих птиц знают первоклассники?

- Куда улетают зимующие птицы с наступлением весны?

4 класс: синицы, свиристели, снегири – лесные кочующие птицы. Зимой, когда в лесу не хватает пищи, они перебираются поближе к жилью человека в город, где в это время много ягод. С наступлением весны они улетают далеко в лес, где находят себе пищу.

5. Следующая страничка нашей школьной жизни говорит, что пришло время отдыха.

На уроках мы её называем – физминутка. Мы говорили с вами о зимующих птицах, но на смену зиме приходит весна, и к нам возвращаются перелётные птицы. Вот об одной из них и будет наша минутка отдыха.

Лебеди летят, крыльями машут.
Присели над водою, качают головою.
Гордо и важно умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.

(Взмах руками, повороты головы влево и вправо, соединить руки за спиной и покружиться вокруг себя, медленно присесть)

4 класс: лебеди к нам на север возвращаются в мае. Выводят птенцов. Долго не покидают наших мест и задерживаются здесь до ноября и даже до декабря, т.к. в условиях Мурманской области лебедята становятся лётными (научатся летать) лишь к началу зимы.

6. “Думай и считай!”

- Как вы думаете, чем сейчас будем заниматься?

Нам предстоит выполнить целую цепочку заданий.

От того, как выполнят своё задание первоклассники зависит, что надо будет делать старшим ребятам.

  • 1 класс должен из конвертика № 2 выложить на парте геометрические фигурки по порядку номеров с 1-го по 11-ый, а затем одинаковые фигурки поменять местами. Если задание выполнится верно, то старшие ребята прочитают для себя задание.

(“Н а й д и о ш и б к у”)

  • 4 класс должен определить, какие математические выражения верны, а какие нет. Если ученик считает, что пример решён верно, он берёт букву из колонки “Да”, а если нет – из колонки “Нет”.

(Выбранные буквы появляются в 3 столбике)

да нет правильный ответ

6 * 6 = 36 о б о
3 * 5 = 16 д т т
4 * 7 = 28 л в л
9 * 5 = 45 и ы и
7 * 2 = 16 ш ч ч
3 * 3 = 9 н р н
6 * 8 =49 у о о

Вот вы узнали название отметки, которая выставляется за самый лучший ответ. Вы все потрудились отлично. Вам всем пятёрка.

  • Составь пословицу.

- из разложенных на полу карточек со словами надо составить пословицу. Порядок слов помогут определить цифры над словами.

1 2 3 4 5 6

(Где песня льётся, там счастливо живётся).

- первоклассники берут карточки с цифрами и по порядку номеров встают перед доской.

- старшие ребята читают и объясняют пословицу.

7. Продолжением нашего урока будет музыкальная тема.

- на этой страничке нам помогут наши нотки.

- их всего 6 - 3 нотки для первого класса и 3 нотки для четвёртого класса.

- доставая по очереди из конверта нотки, надо назвать её номер. Каждому номеру соответствует знакомая мелодия.

  • 1 класс - “Улыбка ”, “Антошка”, “Голубой вагон”
  • 4 класс - Глинка “Руслан и Людмила”, Римский - Корсаков “Полёт шмеля”, Чайковский “Щелкунчик”.

8. Ответы на вопросы: что? где? когда? мы получаем на уроках истории. 1 класс, вам предстоит поработать с конвертиком № 3 (выложить из него все цифры)

- назовите и положите перед собой самое большое число из данных (9)

- назовите и положите перед собой карточки с одинаковыми цифрами (8, 8)

- 4 класс, скажите, что за число у нас получилось?

В 988 году Русь принимает новую веру христианство. Эта дата связана с именем князя Владимира.

- Что такое христианство?

4 класс: христианство возникло в I веке до н.э. Около 2000 лет назад в иудейском селении Вифлееме в семье плотника Иосифа и его жены Марии родился мальчик, которого нарекли Иисус. Когда Иисус Христос стал взрослым, он начал читать проповеди. Но священники враждебно приняли Иисуса Христа и его учеников.

Иисус Христос был схвачен и распят на кресте. Прошло три дня после смерти Иисуса, и он воскрес. Этот день назвали – Светлое Христово Воскресение. Это самый главный христианский праздник. В этот день весь мир отмечает Воскресение Иисуса Христа. Люди, которые поверили Христу, стали называться христианами, а вера, религия называется христианством.В Светлое Христово Воскресение принято обмениваться крашенными яйцами – писанками. Ведь яйцо – это символ зарождения новой жизни.

9. Последняя страничка.

- Вот и мы с вами в заключение нашего урока подготовим поздравительную открытку к этому празднику. Для выполнения последнего задания нам нужен конверт № 4. В нём есть все необходимые заготовки. Старшие ребята помогут выполнить эту работу.

(Старшие ребята заранее подготовили двойную открытку в форме яйца. На внутренней стороне открытки они написали поздравление малышам.)

- Первоклассники должны на обложке открытки наклеить заготовки собора, купола и фломастером вывести буквы “Х В”.

- Выставка полученных работ.

Рефлексия.

  • О каком историческом событии мы вели разговор?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Кто доволен своей работой на уроке?
  • Кто помог вам в трудную минуту?