Цели:
- Повторить, обобщить, правило сравнения, сложения, вычитания и округления десятичных дробей.
- Проверить уровень знаний по теме десятичных дробей.
- Провести контроль усвоения учащимися в виде тестирования.
- Девиз “Знания имей отличные по теме дроби десятичные”.
Оборудование:
- компьютеры с сетевым подключением,
- плакат,
- учебник.
Виды работ:
- творческая работа в программе “Microsoft PowerPoint”;
- тестирование;
- тестирование в программе “Школьный наставник”.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Творческая работа в программе “Microsoft PowerPoint”
- Минуту учащиеся повторяют теоретический материал.
- После повторения отвечают на вопросы:
- Какая дробь называется десятичной?
- Как сравнивать десятичные дроби?
- Расскажите правило сложения десятичных дробей?
- Расскажите правило вычитания десятичных дробей?
- Расскажите правило округления десятичных дробей?
3. Работаем устно
Найдите верный ответ.
Помоги клоуну правильно расставить запятые, чтобы получить верные равенства.
Сравните дроби:
Поставьте вместо * знак неравенства или равенства и объясните, почему поставили такой знак.
7,666 * 8,1
267,385 * 90,3
1,9 * 1,8888
3,25 * 3,2500
Округлите десятичные дроби.
14,359 до сотых
125,37 до единиц
8491,53 до тысяч
2,385 до десятых
213,58 до десятков
145,5697 до тысячных?
4. Проверьте, правильно ли решил задачу мумитроль :
Решение: Это не верно, так как 4,83 <14,1 Ошибка в принципе сложения.
Как складываются десятичные дроби?
Ответ: 17,52.
5. Историческая справка. “Кто же изобрёл десятичные дроби? Запятая в десятичных дробях”.
Десятичные дроби впервые были употреблены замечательным узбекским ученым ал-Каши. В начале ХV в. в Средней Азии вблизи города Самарканд была создана большая обсерватория. В ней производились наблюдения за движением звезд, планет и Солнца, вычислялись дни праздников и т. д. В обсерватории работали лучшие ученые того времени. Руководил обсерваторией ученый Джемшид ибн-Масуд ал-Каши, иногда называемый Гиясседдином ал-Каши, который был высокообразованным математиком и астрономом. Он оставил после себя много замечательных математических открытий.
В 1427 г. ал-Каши закончил книгу “Ключ к арифметике” . В этой книге он впервые в мире употребил десятичные дроби, дал правила действия с ними, пояснил эти правила на примерах, подробно описал новую, открытую им систему записи дробей. Для обозначения разрядов он использовал разные варианты: отделял их вертикальной чертой, писал разными чернилами, иногда выписывал название разряда полностью словами.
Потребность в упрощении записи и действий с дробями была большая. Европейские ученые искали и, на конец, нашли новый вид дробей, более простой и более удобный, В Европе впервые подробно описал десятичные дроби талантливый фламандский инженер и ученый Стевин (1548—1620). В книге “О десятой” изданной в 1585 г., Стевин подробно описал правила действий и преимущества открытых им десятичных дробей. Стевин не был знаком с трудами ал-Каши и действительно открыл десятичные дроби. Но он открыл открытое. Первенство принадлежит Джемшиду ал-Каши, опередившему Стевина на полтора века.
Теперь относительно запятой в десятичных дробях. Ставить запятую после целой части десятичной дроби предложил знаменитый немецкий ученый Кеплер (1571 1630). до Кеплера после целой части ставили нуль в скобках, напри мер, 3,7 писали как 3(0)7, отделяли вертикальной чертой 3 7 или писали разными чернилами, напри мер, целую часть числа — черными, а дробную — красными.
6. Зарядка для глаз.
Выполнение контрольного теста “ Десятичные дроби обобщающий урок”. Который состоит из 45 заданий.
7. Итог урока.
Учащиеся еще раз дают определение категории состояния.
Сообщают о проделанной работе.
Сообщение оценок, выведенных компьютером.