Урок математики в 5-м классе по теме: "Сравнение, сложение, вычитание и округление десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели:

  • Повторить, обобщить, правило сравнения, сложения, вычитания и округления десятичных дробей.
  • Проверить уровень знаний по теме десятичных дробей.
  • Провести контроль усвоения учащимися в виде тестирования.
  • Девиз “Знания имей отличные по теме дроби десятичные”.

Оборудование:

  • компьютеры с сетевым подключением,
  • плакат,
  • учебник.

Виды работ:

  • творческая работа в программе “Microsoft PowerPoint”;
  • тестирование;
  • тестирование в программе “Школьный наставник”.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

2. Творческая работа в программе “Microsoft PowerPoint”

  • Минуту учащиеся повторяют теоретический материал.
  • После повторения отвечают на вопросы:
  • Какая дробь называется десятичной?
  • Как сравнивать десятичные дроби?
  • Расскажите правило сложения десятичных дробей?
  • Расскажите правило вычитания десятичных дробей?
  • Расскажите правило округления десятичных дробей?

3. Работаем устно

Найдите верный ответ.

Помоги клоуну правильно расставить запятые, чтобы получить верные равенства.

Сравните дроби:

Поставьте вместо * знак неравенства или равенства и объясните, почему поставили такой знак.

7,666 * 8,1

267,385 * 90,3

1,9 * 1,8888

3,25 * 3,2500

Округлите десятичные дроби.

14,359 до сотых

125,37 до единиц

8491,53 до тысяч

2,385 до десятых

213,58 до десятков

145,5697 до тысячных?

4. Проверьте, правильно ли решил задачу мумитроль :

Решение: Это не верно, так как 4,83 <14,1 Ошибка в принципе сложения.

Как складываются десятичные дроби?

Ответ: 17,52.

5. Историческая справка. “Кто же изобрёл десятичные дроби? Запятая в десятичных дробях”.

Десятичные дроби впервые были употреблены замечательным узбекским ученым ал-Каши. В начале ХV в. в Средней Азии вблизи города Самарканд была создана большая обсерватория. В ней производились наблюдения за движением звезд, планет и Солнца, вычислялись дни праздников и т. д. В обсерватории работали лучшие ученые того времени. Руководил обсерваторией ученый Джемшид ибн-Масуд ал-Каши, иногда называемый Гиясседдином ал-Каши, который был высокообразованным математиком и астрономом. Он оставил после себя много замечательных математических открытий.

В 1427 г. ал-Каши закончил книгу “Ключ к арифметике” . В этой книге он впервые в мире употребил десятичные дроби, дал правила действия с ними, пояснил эти правила на примерах, подробно описал новую, открытую им систему записи дробей. Для обозначения разрядов он использовал разные варианты: отделял их вертикальной чертой, писал разными чернилами, иногда выписывал название разряда полностью словами.

Потребность в упрощении записи и действий с дробями была большая. Европейские ученые искали и, на конец, нашли новый вид дробей, более простой и более удобный, В Европе впервые подробно описал десятичные дроби талантливый фламандский инженер и ученый Стевин (1548—1620). В книге “О десятой” изданной в 1585 г., Стевин подробно описал правила действий и преимущества открытых им десятичных дробей. Стевин не был знаком с трудами ал-Каши и действительно открыл десятичные дроби. Но он открыл открытое. Первенство принадлежит Джемшиду ал-Каши, опередившему Стевина на полтора века.

Теперь относительно запятой в десятичных дробях. Ставить запятую после целой части десятичной дроби предложил знаменитый немецкий ученый Кеплер (1571 1630). до Кеплера после целой части ставили нуль в скобках, напри мер, 3,7 писали как 3(0)7, отделяли вертикальной чертой 3 7 или писали разными чернилами, напри мер, целую часть числа — черными, а дробную — красными.

6. Зарядка для глаз.

Выполнение контрольного теста “ Десятичные дроби обобщающий урок”. Который состоит из 45 заданий.

7. Итог урока.

Учащиеся еще раз дают определение категории состояния.

Сообщают о проделанной работе.

Сообщение оценок, выведенных компьютером.