Сценарий литературно-музыкальной композиции "Чародей света" (о великом голландском живописце Рембрандте ван Рейне)

Разделы: МХК и ИЗО


(Голландский живописец Рембрандт ван Рейн)

Вступительное слово учителя: Его имя стоит в одном ряду с такими гениями как Толстой, Рафаэль, Гюго, Бетховен. Его имя слышали все, и хоть раз каждый видел репродукции его картин. Нам выпала в жизни удача, мы живем в Москве, где есть множество музеев. Один из них - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в залах которого хранится бесценное богатство - коллекция картин великого голландца, художника XVII века, опередившего свое время - Рембрандта Харменса ван Рейна, о нем мы вам сегодня и расскажем. Поможет нам в нашем рассказе музыка Баха, Моцарта, Альбинони. Вы увидите сцены из драмы в стихах "Рембрандт" Дмитрия Кедрина. А начнем мы с заочного посещения еще одного замечательного музея - Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, с залов Рембрандта.

Демонстрируется отрывок из видеофильма “Эрмитаж” - 7 минут.

На сцене темно. В постепенно зажигающемся луче - мольберт, повернутый в зрительный зал. На мольберте автопортрет Рембрандта, рядом кисти и и палитра. Звучит музыка Баха. Луч перемещается, в него входит Рассказчик. Музыка постепенно затихает.

Рассказчик. Он создал 800 картин, 300 офортов и более 2000 рисунков. Он не писал трактатов по искусству, однако имел много учеников, его при жизни называли "королем живописцев" и в то же время упрекали в манере неровно класть краски...

Луч перемещается на мольберт, он повернут внутрь сцены, за ним работает Рембрандт, в руках кисть и палитра.

Рембрандт (перебивая). Я не красильщик, я - художник! Я ищу в живописи не славы, а свободы.

Выходит из-за мольберта, оставляя кисть и палитру, луч перемещается вслед за ним, выходит на край сцены, произносит в зал.

Меня зовут Рембрандт Харменс ван Уеин.(Кланяется.) Я родился 15 июля 1606 года в голландском городе Лейдене. Я был шестым ребенком в семье мельника и дочери пекаря. Огромное колесо мельницы моего отца вращали воды могучей реки, имя которой стало и моим именем - ван Рейн значит рожденный на Рейне. Родители хотели видеть меня ученым или крупным чиновником. Это и понятно сами они были из простого сословья. Семи лет меня отдали в латинскую школу, а в 14 лет записали в Лейденский университет, там я пробыл около года, не имея к занятиям увы никакого вкуса...

Луч перемещается, в луче Бургомистр, пожилой, опирается на палку.

Бургомистр. Я бургомистр города Лейден Ян Орлерс. С огромной гордостью быть земляком и современником великого художника в своих мемуарах я напишу:"Вскоре обнаружилась природная склонность мальчика к искусству живописи так что родители вынуждены были взять его из школы и, чтобы развивать дальше его талант, отдали его учиться живописи к художнику Якобу ван Сваненбюрху. Там он оставался 3 года и сделал такие успехи, что всех приводили в восторг его работы. Тогда отец счел за лучшее отдать его уже известному художнику Питеру Ластману в Амстердам. Здесь он пробыл полгода, стал самостоятельным художником и вскоре - одним из величайших живописцев своего века."

Луч перемещается.

Рембрандт (работая за мольбертом, размышляет вслух). О, Амстердам! Город, где сбылась мечта моих честолюбивых родителей, здесь их сын стал знаменит, купил самый дорогой дом, наполнил его роскошными диковинками, женился на богатой красавице, и заказы текут к нему золотой рекой... Но не деньги интересовали меня в моей работе, а возможность доходчиво рассказать людям, каким я вижу наш мир. Небо, море, земля, животные, добрые и злые люди - все достойно моего интереса. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизведи нас.

Звучит музыка Баха, демонстрируются слайды "Автопортрет с Саскиеи на коленях", "Святое семейство", "Притча о скупом". Музыка затихает, в луче Рассказчик.

Рассказчик. Его окружали разные люди: восторженные почитатели и желчные завистники. влюбленные женщины и бессовестные интриганы.

Луч перемещается, в луче Флинк, молодой повеса с бегающими глазами.

Флинк. Меня зовут Флинк. (Кланяется.) Я ученик Рембрандта. Скоро я покину его.

Ведь у него много долгов, он совершенно безразличен к деньгам и тратит их бездумно на всякие пустяки, в результате оставаясь в убытке. К тому же он одержим своим искусством и требует того же от своих учеников. А мне не нужны его причудливые картины с безумным неземным светом, меня интересуют деньги. Но пока он мой хозяин, и я помогаю ему развешивать по стенам гипсовые слепки.

Полный свет, Рембрандт за мольбертом, Флинк рассматривает гипсовый слепок руки.

Флинк.

На диво интересная рука!
Когда-то был и я ведь хиромантом.

Рембрандт. А был, так погадай; рука моя.

Флинк.

Здесь на ладони меж пересечений
Других морщин,-3нак Солнца нижу я,
Тот знак гласит, что вы, учитель,-гений.. .

Рембрандт. Так. Дальше что?

Флинк.

Венерино кольцо,
Пересеченное глубоким шрамом.
Хе-хе! Владеющее им лицо
Весьма приятно девушкам и дамам...

Рембрандт. (в сторону)

Сейчас соврет, что мне везет в игре.

Флинк.

Вам врать, учитель, было б святотатством.
Морщинка на Меркурьевом бугре
Пророчит вам великое богатство.

Рембрандт. Ты б Винчи был, когда бы, как вранья,

Художества усвоил ты науку!
Ведь вместо собственной ладони я
Тебе подсунул каторжника руку. (смеется)

Флинк. (обиженно) Что ж, воля ваша!

Свет гаснет, на сцене в луче света Рассказчик.

Рассказчик. Судьба не щадила его. Умирает любимая жена. красавица Саския, болезнь уносит взрослого любимого сына Титуса, уходят ученики, кончаются деньги.

Звучит "Адажио" Альбинони, демонстрируются слайды с картины Флора". Полный свет, Рембрандт сидит спиной к мольберту, кисть и палитра валяются на полу, входит Служанка с подносом.

Служанка.

Вот колбаса с подливкою капустной,
Здесь пирожки, тут суп со спаржей есть..

Рембрандт.

Нет…Мне сегодня почему-то грустно.
Ты помнишь, как хозяйка умерла?
И как в гробу лежала в платье бальном,
Как амстердамские колокола
Над шествием звонили погребальным,
И как оно любила этот дом
С уютным садом, с тихим бельэтажем,
Как в катафалке, под уздцы ведом,
Шел черный конь, украшенный плюмажем,
Как нищие за бельм гробом шли,
А в нем желтел ее невинный профиль,
И как на Зюдерзее корабли
Прощались с ней...Ты снова плачешь, Стоффельс?..

Служанка. Нет, сударь, нет!

Рембрандт.

А все же я сильней,
Чем даже смерть!

Служанка. Вы фантазер, мой барин.

Рембрандт. (встает)

Моя палитра властвует над ней!
Ей не свалить меня одним ударом!
Я Саскию нанес на полотно
И пусть, сбирая урожай обильный,
Смерть скосит десять поколений, но
Она, зубами лязгая бессильно,
Не раз минует чистый образ тот,
То полотно, что, как письмо в конверте,
К потомкам отдаленнейшим дойдет
И тронет их. Да, я сильнее смерти!

Служанка. Грешно так думать...

Свет гаснет, звучит музыка Альбинони, демонстрируется слайд “Даная” (фрагмент). В луче света появляется Фромантен.

Фромантен. Я – французский художник и писатель Эжен Фромантен. Через 200 лет я написал в книге "Старые мастера" такие слова о Рембрандте:" Умирает жена, его волокут в камеру несостоятельных должников, отнимают все, что он любит, но никто не слышит от него жалоб. Он рисует без устали, и чем сильнее удары судьбы, тем более впечатляющие произведения он создает. Его картины полны света, чувства, волнения чего-то неясного, неопределимого, необъятного, прием светотени – естественная поэтическая атмосфера, в которой неизменно обитает гений Рембрандта” .

Звучит музыка Баха, демонстрируются слайды с картин “Давид и Ионофан”, "Явление ангела спящему Иосифу". Музыка стихает. За сценой слышатся тяжелые шаги, на сцене - Рембрандт и Приказчик со свитком в руках.

Приказчик (читает)

"На основании второй главы,
А именно - параграфа шестого
Законов наших, суд и магистрат
Решили дело, в коем...

Рембрандт. Что за бредни?!

Приказчи.

...ответчиком является Рембрандт,
А в иске просит Людвиг Дирк, посредник.
Натарьус доложил суть дела их.
Дирк, будучи Рембрандту другом близким,
Ссудил сто двадцать тысяч золотых
Последнему (предъявлена расписка)."

Рембрандт. СТО двадцать тысяч! Ты в своем уме!

Приказчик.

Вы мне читать мешаете!.. Ответчик,
Истцом предупрежденный о тюрьме,
Сказал ему, что расплатиться нечем.
Суд порешил: в уплату иска - дом
Ответчика с усадьбой семь на десять,
А так же все, что в нем или при нем,
Отдать истцу, их тяжбу зрело взвесив. (Сворачивает указ)
Ну, вот и все! Ты понял наконец!?
Так выметайся! Нечего коситься!

Рембрандт.

Позвольте, сударь. Если вы - писец,
То следственно, супруга ваша - псица.
Уж где тут помнить совесть или честь!
Но суть не в этом... Я теряю разум...
Где ж справедливость? Может, это месть?!
Кто подписался под таким указом!?

Свет гаснет, за сценой звук тяжелых шагов, в луче Рассказчик.

Рассказчик. Выходец из простонародья, он никогда не старался стать аристократом, приблизиться к сильным мира сего. С его картин смотрят на нас лица людей, такие узнаваемые, будто смотрим мы в зеркало. "Мужицкий реализм”, - скажут эстеты,"Правда жизни,"- скажем мы.

Звучит музыка Баха, демонстрируются слайды "Портрет старушки” , Портрет старика в красном", "Портрет женщины с веером". Смолкает музыка, в луче Рембрандт, мольберта на сцене нет.

Рембрандт. Я умер 4 октября 1669 года в самом дешевом номере грязной гостиницы на окраине Амстердама. На моих похоронах не гремел траурный оркестр, не рыдали родные. На долгое время имя мое было забыто.

Выходит из луча. На фоне пустого луча звучит "Лакримоза" из Реквиема Моцарта, появляется слайд "Возвращение блудного сына", зажигается луч. В луче Делакруа, юноша романтической внешности.

Делакруа. Я Эжен Делакруа, французский художник, почта через 200 лет после смерти Рембрандта я напишу в своем дневнике: "Может быть, когда-нибудь откроют, что Ре Брандт гораздо более великий художник, чем Рафаэль. Я пишу это богохульство, от которого у всех представителей Академии волосы встанут дыбом, не принимая окончательного решения, но только я чувствую, по мере того, как продвигаюсь по жизненному пути, что правда в его творчестве - самое прекрасное и редкое качество.

Луч света перемещается, в луче Рассказчик.

Рассказчик.

Он - живописец нищих, наш талант!
Пусть надорвался он, но, злу не внемля,
Он на плечах широких, как атлант,
Намного выше поднял нашу Землю.

Демонстрируется видеозапись заключительной части телепередачи “Образы титанов” - 5минут. Полный свет, участники выходят на поклон.