Раздел программы: современные компьютерные технологии.
Тип урока: обобщающий.
Вид: комбинированный урок.
Цели:
- Создание силами учащихся ребусов по курсу информатики средней школы. Привлечение школьников к освоению возможностей компьютерной графики и оформлению текстовых документов.
- Обобщение и применение для решения реальной задачи знаний о способах и методах ввода, редактирования графической и текстовой информации; развитие у школьников умения письменно, при помощи компьютера излагать мысли, оформив их в виде электронного документа.
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения использовать дополнительную литературу.
- Обобщение знаний основного программного материала.
Задачи:
Обучающие – повторение и проверка умений учащимися пользоваться современными информационными технологиями.
Развивающие - Развитие логического мышления, воображения, творчества, зрительного внимания, умения мыслить нестандартно.
Воспитательные – развивать навыки работы в группах, информационную культуру.
Актуальность темы: ребусы, изготовленные старшими школьниками, уместно использовать на уроках информатики при изучении новых понятий как игровой момент в начальном и среднем звене.
При изучении темы “Кодирование информации” мы говорим о том, что существует три способа кодирования (шифровки, засекречивания) информации: графический, то есть с помощью рисунков или значков; числовой – с помощью чисел; символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. Ребус – является универсальным способом кодирования информации, где применяются все три способа, и является наиболее понятным для учеников младшего и среднего звена (показать на примерах в виде небольшого состязания).
Оборудование: плакаты: пословица на русском и латинском языках – “ребус”, правила составления ребусов, оформление ребуса (как расположить на листе); компьютерная графика; импортирование объектов; листы с правилами (на парту); карточки с заданиями.
Программа: из комплекта Роботландия \ Азы информатики \ Ребусы (демоверсия).
План урока:
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об использование рисунков или картинок при оформлении работ или документов. В течение урока мы рассмотрим примеры вставки картинок попробуем сами оформить документ, но об этом попозже.
Давайте вспомним:
? Что такое компьютерная графика?
Ответ: это рисунки, созданные с помощью компьютера специальной программой, которая называется графический редактор.
? Какие виды графики бывают?
Ответ: растровые и векторные (показать 2 рисунка и проговорить их отличия).
? Где используется компьютерная графика?
Ответ: в кино, играх, полиграфии (это отрасль промышленности, которая делает печатную продукцию – книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты, упаковки для товаров), на ее основе работают системы автоматического проектирования, некоторые художники предпочитают холсту графический экран, а графический редактор – волосяным кистям и масляным краскам. (показать на примерах - плакат)
САПР – это системы автоматического проектирования различных инженерных конструкций (при проектировании самолета, в архитектуре).
И даже в медицине САПР находит применение, можно смоделировать ход операции.
4. Изложение нового материала.
Составление учениками краткого конспекта лекции.
? А как вы думаете, можно ли использовать рисунки для шифровки записи слов?
Ответ: да, например в ребусах.
Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков.
Разгадайте следующий ребус: (ИНТЕРНЕТ)
Название “ребус” произошло от латинской пословицы “Не словами, а при помощи вещей (rebus)” (плакаты с пословицей на латинском и русском языках).
ИСТОРИЯ РЕБУСОВ
Напомним, что слово “ребус” латинского происхождения (от латинской пословицы “Non verbis sed rebus” - “не словами, а при помощи вещей”). Это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Ребус – одна из самых популярных и распространенных игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова. Зародился он во Франции в XV веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся “новостями дня” (от латинского “de rebus, quae geruntur”, буквально – “о делах, которые творятся”). В дальнейшем слово “ребус” получило то значение, в котором оно употребляется.
Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В России первые ребусы появились на страницах журнала “Иллюстрация” в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнала “Нива”.
Учитель: Документы бывают разные. Сегодня нам с вами предстоит научиться создавать один из них. Это ребус. Сначала давайте посмотрим программу, которая вам расскажет как разгадывать ребусы и попробовать свои силы. Ученики садятся за компьютеры и работают с программой “АЗЫ ИНФОРМАТИКИ – РЕБУС”. (5-7 мин – без записи)
Учитель: Возвращаемся за парты. Вы посмотрели как можно разгадать ребусы, попробовали их дома сделать сами, так давайте же сформулируем основные правила, по которым можно их придумывать самим. (обсуждаем + делаем выводы + на доске плакаты с основными правилами + на парту лист с правилами.)
4. Практическая работа (2 человека = 1 рисует + 1 помогает).
Задание: самостоятельно разработайте ребусы для слов с карточки, оформите их.
5. Подведение итогов: каждая пара показывает свои ребусы за компьютерами, а остальные их отгадывают и говорят, если необходимо, как можно было бы их оформить еще.
Литература:
- Босова Л.Л. Методические рекомендации по курсу информатики: 5-6 кл. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.: ил. – (Б-ка учителя информатики).
- Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. рабочая тетрадь по информатике. 5 класс. – СПб.: Питре, 2002. – 48 с.: ил.
- Программа АЗЫ ИНФОРМАТИКИ. А.А. Дуванов.
- Программа Симонович 3 кл 03-18.
Приложение 1.
Оформление РЕБУСА
1. Сделать эскиз (решение) в тетради (слово разобрать на части (маленькие слова), к ним подыскать картинки из Microsoft Clippart или нарисовать самостоятельно с помощью графического редактора).
2. Вставить рисунок:
- Щелкнуть по рисунку два раза левой кнопкой мыши, в появившемся окне (Формат рисунка) выбрать закладку (Положение), установить нужный параметр расположения рисунка (в РЕБУСЕ – за текстом).
Приложение 2.
Карточки (слова для ребусов)
Компьютер Монитор |
Винчестер Память |
Редактирование рисунок |
Форматирование Таблица |
Диаграмма символ |
Дисковод Кодирование |
Мышка Колонки |
Алгоритм программа |
Информация Орнамент |
Каталог файл |
Информатика графика |
Документ Блокнот |
Корзина папка |
Интерфейс алфавит |
Принтер сканер |
Примеры готовых работ:
Рисунок6 (колонки)
Рисунок7 (информатика)
Рисунок8 (мышка)