Цели:
- совершенствовать умение распознавать части речи,
- повторить изученные орфограммы,
- обогатить знания детей о жизни растений,
- воспитывать чувство любви к природе,
- развивать любознательность, наблюдательность,
- учить делать выводы, обобщения.
Оборудование:
- шапочки: “Имя прилагательное”, “Имя существительное”, “Глагол”, “Местоимение”,
- иллюстрации: сосна, ель, шиповник, земляника, тысячелистник, рябина,
- таблицы морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения,
- карточки с заданиями:
№ 1. Подбери к имени существительному подходящие имена прилагательные.
Тысячелистник | красный (ая), (ое), душистый (ая),
(ое), лекарственный (ая), (ое), горький (ая), (ое). |
Рябина |
№ 2. Вставьте пропущенные буквы.
Когда человек …, врач … ему лекарство. Часть лекарств … из трав. Травы так и … - лекарственные. Они … на зеленых лугах, на широких полях, в густых лесах.
Слова для справок: делают, болеет, растут, прописывает, называются.
№ 3. Замени имена существительные местоимениями.
Допиши несколько предложений по теме.
Раньше природа успевала “залечивать свои раны”. Со временем влияние человека на природу возросло. Теперь природе стало трудно исправлять ошибки людей. Как же люди могут помочь природе?
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение
У. - Было это давным-давно. В словах была полнейшая неразбериха – никакого порядка (четыре ученика у доски толкают друг друга). Попытались как-то слова построиться. Становились они и так и этак – все плохо получается. Необходим командир.
У. - Кто из вас обозначает предмет?
Первый ученик.
Я обозначаю предмет.
У. - Ребята, как называются слова, обозначающие предмет?
(Имена существительные)
Надеваем шапочку с надписью “Существительное”.
Второй ученик.
- “А я обозначаю действие предмета”.
У. - Как назовем его?
- (Глагол)
(Надеваем шапочку с надписью “Глагол”)
Третий ученик.
- “Я обозначаю признаки предметов. И необходимо для красоты описания”.
У. - Как его назовем?
- (Имя прилагательное)
(Надеваем шапочку с надписью “Имя прилагательное”)
Четвертый ученик.
- А я заменяю имя существительное.
У.- Кто это?
- (Местоимение)
(Надеваем шапочку с надписью “Местоимение”).
У. - Ребята, определите тему урока?
- (Части речи)
У. - А как называется наука, которая изучает части речи?
У. - морфология – слово многозначное, определите его значения, пользуясь толковым словарем:
В названиях некоторых наук: строение, форма.
Раздел грамматики – наука о частях речи, их категориях и о формах слов.
У. - Откройте тетради и запишите число, классная работа.
3. Основная часть
Чистописание
(Загадка о дереве, выбор букв и элемента букв)
“Листок колючий, а ствол липучий”.
(Сосна)
У. - Назовите гласные в этом слове.
Чистописание: о а (соединения с этими гласными)
У. - Разговор у нас сегодня пойдет о растениях, значит и словарную работу мы посвятим этой теме.
Словарная работа.
У.- Какое дерево имеет единственную в мире белую кору, которая не нагревается солнцем? (б..реза)
У. - Какое растение – ближайший родственник красавицы розы? (ш..повник).
У. - Отгадайте загадку.
Я капелька лета
на тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица. (з..мл..ника).
У. - Отметьте орфограммы.
У - На какие правила записаны слова?
(Безударная гласная непроверяемая ударением; безударная гласная, проверяемая ударением)
У. - На какие группы можно разделить записанные слова?
(Деревья, кустарники, травы)
У. - А какие группы растений вы еще знаете?
(Мхи, лишайники, папоротники, водоросли)
У. - Без какого органа не может жить большинство растений?
(Без корня)
У. - Выделите корень у записанных слов.
У. - К какой части речи относятся записанные слова?
(Имя существительное)
У. - Что вы знаете об имени существительном?
(Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? или что? Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Изменяются имена существительные по числам (Единственного и множественного числа).
Развитие речи. Работа над предложением.
У. - Составьте предложение с одним из записанных слов, найдите грамматическую основу и определите связь слов в предложении.
(Например. Белая береза распустила тонкие ветви.)
Морфологический разбор имени существительного из предложения (по выбору).
У. - С какой частью речи дружит имя существительное?
(Прилагательное)
Ученик. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного? Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.
Ученик. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
“С удовольствием, я буду с тобой дружить”.
Ученик. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. “Вместе дружба, вместе служба. Расскажите, что обо мне знаете?”
(Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие? Они изменяются по родам и числам. Имена прилагательные связаны с именами существительными).
У. - Ребята, внимательно прочитайте и выполните задание на карточке № 1 (работа в тетрадях.)
У. - Что у вас получилось?
(Рябина красная, горькая, лекарственная.
Тысячелистник душистый, лекарственный)
У. - Определите род и число имени прилагательного).
У. - От чего зависит род и число имени прилагательного?
У. - Определите род и число имен прилагательных.
Дополнительные сведения о тысячелистнике и рябине.
(2 ученика делают короткие сообщения)
Первый ученик.
“Об этом растении писали еще древнеримские императоры. Ее используют с давних времен в народной медицине. Плоды рябины (показывает иллюстрацию дерева и плодов рябины) богаты витамином С. Их применяют при авитаминозах, ревматизме, и других заболеваниях. Косметологи рекомендуют маски из свежих плодов рябины для устранения морщин и придания коже свежести”.
Второй ученик.
“Его назвали так по количеству листьев. Народ придумал ему много названий: белоголовник, порезная трава, солдатская трава. Главное свойство тысячелистника – останавливать кровотечение. Кроме того, отвар из листьев применяют при простудах. Он помогает правильному обмену веществ и возбуждает аппетит”.
У. - Что делают все растения?
(Растут, цветут, размножаются…)
У. - Как называется часть речи, которая обозначает действия предметов?
(Глагол)
Ученик. ГЛАГОЛ.
“Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – все в действие придет: летит ракета, люди строят здания, цветут сады, хлеб растет. Я настоящий богатей среди частей речи. Я хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан. Дружу с существительным, местоимением”.
У. - Ребята возьмите карточку № 2 и прочитайте текст.
У. - Какая часть речи пропущена? (Глаголы)
(Работа в парах)
У. - Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу глаголы.
У. - Прочитайте, какой текст у вас получился.
“Когда человек болеет, врач прописывает ему лекарство. Часть лекарств делают из трав. Травы так и называются – лекарственные. Они растут на зеленых лугах, на широких полях, в густых лесах”.
У.- Ребята, давайте сделаем морфологический разбор глагола
(Например: болеет)
(1 ученик у доски)
У. - О какой части речи мы еще не поговорили на уроке?
(Местоимении)
Ученик. МЕСТОИМЕНИЕ.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна
Я заменяю имена.
Мой мир широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Ребята, что вы знаете обо мне”?
(Местоимения – слова, заменяющие имена существительные и другие части речи. Это самостоятельная часть речи. Местоимения бывают 1, 2 и 3 лица, единственного и множественного числа. По родам изменяются только местоимения 3 лица единственного числа).
Ученик. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Будьте любезны, займите мое место на время.
У. - Ребята, прочитайте и выполните задание к карточке № 3.
Проверка.
У. - Какая часть речи помогла сделать текст хорошо звучащим и понятным?
(Местоимение)
У. - Разберем местоимение как часть речи (ученик у доски).
У. - Давайте найдем все знакомые части речи в 1,2 предложениях. (Самостоятельная работа)
Проверка.
4. Вывод
У. - Каждая часть речи в предложении выполняет свою роль.
У. - Какие самостоятельные части речи вы знаете?
У. - Что обозначает: существительное, прилагательное, глагол, местоимение?
У. - Как называется наука, изучающая части речи?
5. Д/З
Напишите сказку о какой-либо части речи (по выбору).