Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93).
- Закон РФ “Об образовании” от 10.07.92 № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.96 № 12-ФР, от 16.11.97 № 144-Ф3).
- Закон РФ “Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе” от 22.09.97 № 41-ОЗ (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа от 11.09.97).
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.97 № 1204.
- Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденное Приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.09.97 № 1204.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.94 № 1008 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.09.97).
- Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства образования РФ от 17.06.93 № 256.
Давно назрела необходимость проведения совместной серьезной профилактической и разъяснительной работы ДОУ с общественностью микрорайона по вопросам укрепления и сохранения здоровья будущего поколения России.
В жизни многих молодых родителей есть сложный момент, когда ребенка, единственного и неповторимого, привыкшего быть в центре внимания своих домашних, приходится отдавать в детское учреждение. Мамы вынуждены отдавать своих крошек, чтобы идти на работу или продолжать учебу.
Неблагоприятные климатические и социальные факторы условий Севера, неудовлетворительная обстановка нашего региона, недостаток медицинских работников, низкая культура семейного воспитания отрицательно сказываются на здоровье детей. 80% детей на сегодняшний день имеют различную патологию здоровья.
Некоторые малыши нуждаются в особом внимании со стороны взрослых. По данным исследований и опыта своей работы мы, воспитатели, видим, что наиболее быстро и безболезненно детки адаптируются после 1 года 6 месяцев. Но, в последнее время все больше стало рождаться детей с патологиями, и многие из них состоят на учете сразу у нескольких врачей-специалистов, ухудшается здоровье малышей, поэтому родители не всегда имеют возможность отдать ребенка в детское учреждение в благоприятный для этого возрастной период, что усложняет адаптацию малыша. Кроме этого, с поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие близких людей, другое общение, новое помещение – все это таит в себе много неизвестного, а значит, тоже создает для него стрессовую ситуацию.
Сохранение психо-физического здоровья дошкольника является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности и начинать эту работу необходимо как можно раньше, а именно еще тогда, когда малыш находится в утробе своей матери.
Наше детское учреждение “Фантазия” принимает малышей с 2 лет. Для того, чтобы адаптация к новым условиям проходила у детей в кратчайшее время и с наименьшей травматизацией для них, нами проводится серьезная работа по данному направлению.
Остановлюсь на алгоритме нашей деятельности:
– постоянно изучаем специальную литературу и стараемся использовать современные рекомендации, приемлемые для нас, в ДОУ работает Совет специалистов и воспитателей групп раннего возраста по проблеме адаптации детей к д/с;
– с родителями, поступающих в д/с детей заведующая, медработники и педагог-психолог проводят всегда предварительные беседы перед приходом малыша в сад: “Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад”, а также предлагается к совместному просмотру с ребенком альбом о детском саде с целью предварительного знакомства малыша с группой и ДОУ;
– в группах имеются стенды и папки-передвижки:
“Как помочь ребенку в период адаптации” с
советами и рекомендациями специалистов;
– знакомим родителей неорганизованных детей с
опытом работы МДОУ д/с “Фантазия” в Дни открытых
дверей ДОУ;
– организуем дни открытых дверей группы;
– используем анкетирование родителей, для того, чтобы подробнее познакомиться с каждым малышом, узнать о его привычках, найти к нему соответствующий подход;
– проводим мониторинговые исследования потребностей родителей, которые дают возможность учесть запросы каждой семьи;
– создаем условия в группе для разнообразной деятельности детей, большое значение при этом придавая двигательной деятельности;
– составляем план работы с неорганизованными детьми, так как работу с ребенком необходимо начинать задолго до фактического поступления его в детское учреждение, а именно начиная с периода, когда родители еще только ждут появления малыша на свет.
Так у нас возникла идея создания программы “В ожидании чуда”.
Данная программа “В ожидании чуда” является подготовительным этапом к реализации региональной программы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Программа открывает перспективы для целенаправленной педагогической и управленческой деятельности для всех работников ДОУ, для сотрудничества с родителями и другими учреждениями города, заинтересованными в решении поставленных целей и задач по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в новых условиях развития общества.
Программа состоит из трех этапов:
1. “Искусство быть мамой” - занятия с будущими мамами;
2. “Мамина школа” - консультативный период для родителей, имеющих детей от 3 месяцев до 1,5 года;
3. “Вместе весело шагать” - адаптационный период для родителей и их ребенка от 1,5 до 2 лет к условиям детского сада.
Принципы построения программы:
- целенаправленность;
- объективность (анализ действительности);
- комплексность (учет всех направлений);
- поиск решающего звена (каждый из этапов нашей программы решающий, так как каждый из них может реализовываться независимо друг от друга);
- регулярный мониторинг (наличие необходимых критериев оценки);
- поэтапная работа.
Введение
Первым делом мы составили списки беременных женщин. Затем мы пригласили их на первое заседание Клуба, где произошли первое знакомство со специалистами, которые работаю в ДОУ и с перспективным планом работы Клуба. С первого же заседания нам удалось заинтересовать и привлечь пришедших будущих мам, интересными беседами, играми, творческими конкурсами. Мы были очень удивлены, когда на следующее заседание Клуба пришло в 2 раза больше мамочек, чем мы ожидали, так как те, кто были на первой встрече смогли заинтересовать многих других, рассказав им о работе нашего Клуба.
Заседания проводились периодично 1 раз в две недели, в течение 7 месяцев, что позволило дать значительные результаты в работе нашего Клуба. А именно, к нам приходили на встречи и медицинские работники из женской консультации, и врач психотерапевт Горьковой А.И., просматривали видеоматериал как о периоде беременности, так и о самих родах, мамы своими руками изготовляли детские игрушки, погремушки, театры, изучили множество потешек и колыбельных песен и многое другое. Царящая на заседаниях эмоциональная атмосфера была настолько положительной и доброжелательной, что вместо положенных запланированных 1,5 часов встречи длились иногда и до 3 часов. Подобная обстановка благоприятно воздействовала как на самих мам и протекание их беременности, так и на будущего малыша. В ходе проделанной работы, нам удалось понять, что подобные встречи необходимы как нам, так и родителям, которые впоследствии приведут своих детей к нам в детский сад. Проанализировав результаты проделанной работы, мы решили обобщить их и создать новую программу.
Надеемся, что эти встречи принесут нам большую пользу и удовлетворение.
Предполагаемый результат
После таких встреч ни один родитель не откажется от услуг нашего учреждения. Они сразу начнут оформляться и получать обеды для своих малышей. На последующих занятиях родители охотно поделятся достижениями своих детей, расскажут о трудностях в воспитании и мы вместе постараемся найти решение тех или иных проблем.
Мы хотели бы, чтобы главными удачами в нашей работе стали: гордость и удовлетворение собственной работой за то, что родители доверят нам своих малышей.
За последние годы у нас не было случаев тяжелой адаптации. Все больше родителей становятся нашими союзниками.
Результат работы по данной программе – ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК, который живет в стране веселого смеха, добрых слов и поступков, в стране под названием “Фантазия”, где всему обучают играя, где нет места равнодушию и злу, а есть место для Любви, Добра, деятельности по интересам, желанию и настроению…
Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт общению со сверстниками и педагогами, что является залогом успешного развития всех сфер личности.
Сотрудничество с учреждениями города
Для более плодотворного общения между педагогами и родителями было решено привлекать узких специалистов из социальных и медицинских учреждений города. Коллектив ДОУ предполагает проводить работу в тесном контакте с такими специалистами как: психотерапевт, медицинские работники женской консультации, педиатры детской поликлиники, социальные работники центра помощи семье и детям.
Работая с данными специалистами мы сможет множество актуальных вопросов, для чего в дальнейшем будут составляться планы совместной работы с каждым из выше перечисленных учреждений.