Компьютер в детском саду. "Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, дефектологу"

Разделы: Информатика, Работа с дошкольниками


Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.

Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и дефектолога всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит чрезвычайно повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.

Игра – это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его природой и социальной действительности. Благодаря особенностям игровых средств отображения действительности, ребенок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению.

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?

  • Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы.
  • Кроме того, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

1.  Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

2.  С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого “сложного” ребенка.

3.  Делать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.

4.  Формировать у ребенка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.

5.  Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.

6. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

  • Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

1.  Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения. 

2.  Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.

3.  Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

4.  Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.

5.  Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

6.  Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

7.  В зависимости от индивидуальных голосовых модуляций у каждого ребенка всегда имеется возможность изменить чувствительность микрофона, чтобы картина на экране двигалась только при определенной голосоподаче.

8.  У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Компьютер — это действительно будущее. За последнее время компьютерный рынок пополнился многообразными развивающими играми для детей. На сегодняшний день они стали доступными для покупателя. Пока не всем семьям, но и не в каждом детском саду или школе есть компьютеры, но видна тенденция компьютеризации образовательного процесса. Но все же в интересах наших детей, какие только препятствия мы не преодолеваем. Многие игры так же, как и компьютеры, можно купить в специализированных магазинах. Однако большинство родителей не в состоянии приобрести ни собственный домашний компьютер, ни купить данные игры. Но записать ребенка в кружок или найти детский сад или студию с компьютером, привести его к себе на работу или на работу к кому-нибудь из знакомых могут практически все.

Можно порекомендовать и не очень дорогие игры. Так как мне приходится работать с детьми разного возраста от 4 до 12 лет, то и компьютерные игры подбираются с учетом возраста и речевого дефекта. В своей работе с детьми я использую такие игры: “Алик - скоро в школу”, “Алик летние каникулы”, “Маленький искатель”, “Искатель в школе”, “Искатель фантазер”, “Волшебный сундук”, “Поиграем с Тигрой”, “Рекс в детском саду”, “Учимся анализировать”, “Незнайкина грамота”, “Развивайка для первоклашек”. Кроме общеразвивающих игр существуют и специальные игры для обучения детей чтению, русскому языку. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. “Учимся читать”, “Веселая азбука”, “Волшебный букварь”, “Баба Яга учится читать”, “Почитай-ка” и др.

Но надо заметить, что к компьютерным играм надо подходить разумно, избирательно и, конечно, творчески. Большая часть игр направлена на развитие таких психических процессов, как памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, развития зрительно-моторной координации. А, как известно, что данные психические процессы являются психологической базой для развития речи и поэтому эти игры с успехом можно применять в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Прежде, чем предложить игру детям, необходимо хорошо знать ее цели и содержание. А так как развивающих компьютерных программ много и каждая программа имеет ряд игр - встала необходимость составить каталог с аннотациями игр, чтобы было удобно их использовать при планировании коррекционной работы с ребенком.

Наиболее практичными и разносторонними в применении для дошкольников оказались игры “Алик - скоро в школу”, “Маленький искатель”, “Рекс в детском саду”, “Учимся анализировать”. (Содержание и описание игр смотри Приложение 1.)

Данные игры способствуют формированию произвольности, идеального плана действий, координации движений, умению принять и выполнить задание, познавательной мотивации, развитию у детей зрительной, слуховой памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, способствуют активизации словаря, закреплению цвета, формы, цифр, букв и др. (Смотри план распределения компьютерных развивающих игр на год. Приложение 2.)

Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школьному обучению.

КРУЖОК КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР.
“РАЗВИВАЙКА”
в рамках дополнительного образования по коррекционной работе с детьми.

ЦЕЛЬ:

  • оптимизация коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей,
  • создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях.

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
  2. Развитие познавательной активности, самоконтроля.
  3. Активизация словаря.
  4. Закрепление знаний цветов спектра.
  5. Закрепление знания букв, цифр.
  6. Развитие мелкой моторики руки.
  7. Создание положительного эмоционального фона.
  8. Помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерных программ, как основные для освоения межличностной коммуникации.
  9. Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Решение учебных и коррекционных задач с помощью развивающих компьютерных игр встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Индивидуализации учебно-коррекционного процесса осуществляется за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка.
  2. Работа с данной игровой программой происходит при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок. В рамках этого подхода учитель-логопед составляет программу занятий и производит отбор коррекционных задач, решение которых с применением компьютерных технологий является наиболее эффективным.
  3. Принимают участие дети-логопаты (10-12 человек)
  4. Занятия проводятся в индивидуальном порядке 1 раз в неделю по пятницам.
  5. Длительность занятий от 10 до 15 минут.

Компьютер — это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут вашего ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

Конечно, существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.

В том случае, если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.