Цели урока:
- обучающая – научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображенного на картине; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочеты и грамматические ошибки в работах; подготовить школьников к сочинению по картине;
- воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи;
- развивающая – развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать художественный вкус, чувство прекрасного.
Оборудование урока:
- репродукции с картин В.М. Васнецова “Аленушка”, “Богатыри”, “Витязь на распутье”, “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, “Иван - царевич на сером волке” и др.;
- на основной доске написано число, тема урока: “Творческий диктант по картине В.М. Васнецова “Аленушка””, 2 предложения из диктанта (в качестве образца); выставка иллюстраций и рисунков детей к сказкам;
- плакат, переносная доска с материалами для словарно-стилистической работы.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
- Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа – по картине.
Вопросы к классу:
1. Как строится описание?
2. Каковы задачи художественного описания?
Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось выполнить этот замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать свое отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.
Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении)
А какая часть речи помогает вам точно и ясно описывать признаки предметов? (Имя прилагательное)
Вступительное слово учителя о художнике.
- Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством великого русского художника В.М. Васнецова, с историей создания его замечательной картины “Аленушка”. Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся возможно полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишете творческий диктант по этой картине.
Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году. Жил и творил художник во второй половине XIX века. Васнецов на своих полотнах воспевал силу, красоту и величие русского народа. Это был талантливый человек. Художник очень глубоко чувствовал красоту русских сказок. Народное творчество вдохновило В.М. Васнецова на создание бессмертных художественных произведений. Через все свое творчество он пронес огромную любовь к человеку, веру в его светлое, счастливое будущее.
- Какие картины Васнецова вы знаете? (И действительно, кто не знает его “Богатырей”, “Аленушку”, “Витязя на распутье” или “После побоища”! Кто не помнит сказочных Ивана-царевича, мчащегося сквозь лесную чащу на волке, и Иванушку-дурачка, летящего на ковре-самолете с пойманной жар-птицей!)
Одновременно показываются картины.
II. Беседа по картине. (Вопросы учителя и ответы школьников)
- А теперь обратимся к картине В.М. Васнецова “Аленушка”.
Что вы можете сказать о названии этой картины? (Оно напоминает русскую народную сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.)
- Верно. Замысел картины навеян русской народной сказкой. “Я всегда жил и живу Русью”, - говорил о себе В.М. Васнецов. Детство художника прошло среди крестьян. Он хорошо знал жизнь народа, поэтому в картине В.М. Васнецова нашла отражение не только сказка, но и сама действительность.
Далее проводится беседа по плану. Обращая внимание учащихся на центральный образ, преподаватель предлагает им в первую очередь описать его. Вначале учащиеся склонны рассматривать картину как иллюстрацию к народной сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. (Учащиеся кратко пересказывают содержание сказки.)
Учитель подытоживает:
- Художник написал “Аленушку” под впечатлением известной народной сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Образ русской девушки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки.
Картина “Аленушка” написана в 1881 году, находится в Третьяковской галерее.
Далее идет беседа с учениками.
Рассказывая об Аленушке, учащиеся обращают внимание на то, что художник изобразил ее в лесной глуши: “Одна-одинешенька сидит Аленушка в темном дремучем лесу на берегу лесного озера, положила голову на колени и печально смотрит в воду. Одета она в простой крестьянский наряд: темно-синий сарафан, ситцевую голубую кофту, выцветшую от солнца и непогоды. Учащиеся делают вывод, что в “Аленушке нет ничего сказочного, это бедная крестьянская девочка”.
Далее мы обращаем внимание школьников на пейзаж, так гармонирующий с настроением Аленушки. Мы стремимся к тому, чтобы учащиеся поняли, что пейзаж в картине связан с ее содержанием. Внимательно рассматривая картину, дети замечают детали пейзажа: “Вода в озере темная, стоячая, кругом приметы наступления осени: на темной воде плавают желтые опавшие листья, листва берез золотистая, листочки клена красные, небо по-осеннему покрыто облаками, виднеется розоватая полоска вечерней зари”. Описывая лес, они называют его “густым, дремучим, таинственным, зеленые пушистые елочки стеной окружают Аленушку, они как бы защищают ее от злых напастей”. Затем учитель спрашивает: “Подумайте, почему художник написал Аленушку на фоне осеннего пейзажа?” Учащиеся отвечают: “Художник хотел показать, что природа сочувствует горю Аленушки. Осенняя унылая пора лучше всего подходит к настроению девочки”.
После наводящих вопросов ученики формулируют основную мысль картины: Аленушка, бедная крестьянская девочка-сирота, любит природу, которая как бы сочувствует ей. (Эта формулировка записывается.) Итак, внимательно всмотревшись в картину, ребята увидели Аленушку, тяжело и несправедливо обиженную людьми, пригорюнившуюся на сером камне-валуне на берегу лесного озера, окруженного дремучим лесом, полным таинственных шорохов, увидели природу, которая как бы разделяет горе и заботы несчастной девочки.
Учащиеся в ходе беседы хорошо поняли, что не все сразу можно заметить; только внимательно рассматривая изображенное, можно видеть детали, имеющие порой важное значение.
Был сделан вывод, что наблюдать – это значит внимательно рассматривать предметы, устанавливать связь между ними, обращать внимание на их форму, цвет, на их характерные признаки.
III. Словарно-стилистическая подготовка к творческому диктанту.
(Если ученики не знакомились ранее с приемом составления рабочих материалов, то их образец дается в готовом виде.) Проводится анализ, который показывает детям, что в рабочие материалы записывается основное, а также те выразительные языковые средства, которые помогут раскрыть главную мысль.
Главная мысль: Аленушка, простая крестьянская девочка, любит природу, которая как бы разделяет с ней ее заботы.
План |
Рабочие материалы |
Аленушка глаза одежда волосы озеро вода небо листья лес елочки осинки березки краски пейзажа горе |
одинокая, грустная, задумчивая,
печальная темные, мечтательные, большие карие старая, вылинявшая, порванная, крестьянская каштановые, шелковистые глубокое, темное, неподвижное, застывшее холодная, темно-коричневая, почти черная осеннее, унылое, хмурое, сумрачное, серое, неприветливое, равнодушное, холодное, пасмурное, серое пожелтевшие, опавшие, желтые, золотые дремучий, хмурый, темный, мрачный, глухой, угрюмый вечнозеленые, стройные, пушистые тоненькие, задумчивые, молоденькие, серебристо-зеленые, трепетные молодые, белоствольные осенние, блеклые, тусклые, холодные, неяркие, бледные безутешное, великое, безысходное, большое, тяжелое |
IV. Чтение текста диктанта
(Одновременно учитель показывает на картине описываемые в тексте предметы.)
Обращаем внимание на то, что текст очень бедно описывает картину. Это объясняется в большей мере тем, что в нем почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображенных предметов.
- Ребята, данное описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить этот текст определенными словами, называющими признаки изображенных предметов и действий.
Задача: распространить диктуемое за счет определений (прилагательных), но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображенному на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.
А теперь я буду читать предложения и ставить вопросы к словам, к которым нужно подыскать прилагательные. Посмотрим, как от этого изменится текст.
(Перед чтением диктанта разбираются два предложения, записанные на доске.)
Имена прилагательные подчеркиваются.
На сером камне около лесного озера одиноко сидит Аленушка и печально смотрит в воду. Ее (темные, мечтательные) глаза широко открыты. (Старая, вылинявшая) одежда, (босые) ноги говорят о бедности девочки. (Каштановые, шелковистые) волосы в беспорядке рассыпались по плечам.
(Хмурое, пасмурное, осеннее) небо. Взгляд Аленушки прикован к (темному, неподвижному) озеру, по которому медленно плавают (пожелтевшие) листья. Вся фигурка девочки выражает безутешное горе. (Холодные, бледные) краски пейзажа создают (грустное) настроение.
За спиной Аленушки безмолвно стоит (темный, дремучий) лес. (Вечнозеленые, колючие, пушистые) елочки стройно тянутся вверх. Над головой девочки весело щебечут ласточки.
Лучи солнца слабо освещают верхушки деревьев. Природа бережно охраняет Аленушку, разделяя с ней ее горе.
V. Запись текста диктанта.
После записи диктанта двое-трое учеников читают получившийся у них текст.
Ставится вопрос классу:
- Какой вывод вы можете теперь сделать? Как и почему изменился текст диктанта? (Делается вывод о значении имен прилагательных в нашей речи.)
Далее весь класс привлекается к обсуждению прочитанных работ. Учащиеся отмечают неудачные вставки, предлагают свои, более точные и выразительные определения.
VI. Стилистическая правка. Совершенствование написанного.
Учитель диктует новые предложения:
1. Вокруг Аленушки встали хороводом (трепетные, тонкие, молоденькие) осинки.
(Весь класс обсуждает это предложение. И все вместе вставляют в текст наиболее подходящее прилагательное “трепетные”.)
2. (Грустная, задумчивая) русская осень уже вступила в свои права.
(Ученики самостоятельно вставляют подходящие слова.)
Если творческий диктант проводится как контрольный, то стилистическая правка текста и совершенствование написанного происходит на следующем уроке (после проверки ученических работ).
В дальнейшем школьникам можно предложить написать сочинение-описание по картине В.М. Васнецова “Аленушка”. После такой подготовки сочинения учащихся отличаются богатством содержания, образностью и выразительностью речи.