План деловой игры "Формы отклоняющегося поведения в современном российском обществе"

Разделы: История и обществознание


Цель – формирование ответственного, социально-компетентного мировоззрения учащихся.

Задачи – развивать навыки самостоятельного поиска и систематизации разнообразной информации, умение работать в группе, при сочетании общей дискуссии и монологического выступления; формирование умений доказательно сформулировать свою точку зрения, находить возможную правоту у других, толерантно относиться к различным взглядам на обсуждаемую тему.

Ход деловой игры.

Подготовительный этап. Перед учащимися ставится задача поиска материала в самой разнообразной форме по заявленной теме; участники будущей дискуссии распределяются на 5-6 групп (по 5 человек), самостоятельно выбирают социальные роли – капитана команды, редколлегии.

Основной этап. На уроке (целесообразно использовать сдвоенные уроки) после организационного этапа (на котором ученики рассаживаются по своим группам, отдельно садится редколлегия, все получают бумагу для записей), все участники знакомятся с правилами, целью, регламентом деловой игры.

Условия проведения деловой игры. Каждая группа получает тему для обсуждения. Темы выбираются учителем в соответствие с уровнем обученности и подготовки учеников, их индивидуальных личностных особенностей. Целесообразно темы подбирать исходя из кругозора, специфики интересов, степени информированности класса. Учитель сознательно заостряет проблематику темы, провоцируя дискуссию, кроме того, темы должны отражать уже имеющийся социальный опыт детей, актуализировать их знания по другим предметам и курсам, запрашивать их лично, быть им интересными, значимыми.

Например, могут быть предложены следующие темы для обсуждения:

  1. “Аргументы сторонников смертной казни в России”.
  2. “Аргументы противников смертной казни в России”.
  3. “Причины роста женской преступности в современной России”.
  4. “Какие приоритеты в своей деятельности должно определять наше правительство, чтобы решить проблему роста преступности в России?”
  5. “Можно ли победить коррупцию?”
  6. “С помощью каких мер возможно предотвратить возвращение в криминальную среду лиц, осводившихся из заключения?”
  7. “Наркомания – болезнь или преступление?”
  8. “Отношение к проблеме пьянства в современном российском обществе”.
  9. “Русский фашизм: призрак или реальная угроза?”
  10. “Криминальные темы в СМИ в современной России: информационная открытость или информационный беспредел?”

Перед участниками дискуссии ставятся следующие задачи в форме четкого алгоритма их действия (отображается визуально):

  1. Обсудить в группе.
  2. Составить тезисы выступления (в любой форме – пункты плана сообщений по теме, схемы, таблицы, рисунки, диаграммы).
  3. Подготовить выступление, правильно распределить роли: главный докладчик, его ассистенты, вспомогательная группа (для подготовки наглядности или небольших сценок) группа поддержки, которая остается на месте и готовится отвечать на вопросы оппонентов.
  4. Ответить на вопросы после выступления. Координатор дискуссии должен держать нити спора в своих руках, умело направляя ее общий ход, стараясь избегать отступлений от главной темы, неконструктивных реплик, необходимо следить за общим эмоциональным и интеллектуальным тонусом деловой игры.
  5. Оценить себя и другую группу. Для правильного оценивания себя и других участники дискуссии знакомятся с критериями оценивания (лучше всего это также представить визуально). Каждая группа оценивает другую по соответствующей схеме, например:
1 группа – 8

2-7

3-6

4-5

5-1

6-2

7-3

8-4

Работа группы оценивается по 3-х балльной системе:

1 – удовлетворительный уровень,

2 – хороший,

3 – отличный.

Оцениваются следующие параметры деятельности:

№ группы Доказательность аргументов Полнота ответов Четкость изложения Активность в общей дискуссии Слаженность группы
Своя          
другая          

Участники дискуссии знакомятся с содержанием каждого параметра оценивания:

  1. Доказательность, серьезность, научная обоснованность аргументов.
  2. Полнота ответа, рассмотрение данной проблемы во всем ее многообразии.
  3. Продуманность, четкость изложения.
  4. Участие в общей дискуссии: количество и качество вопросов.
  5. Успешность делового взаимодействия, слаженность, взаимовыручка внутри группы.

Каждая группа должна объективно оценить себя и другую группы, в ходе этого актуализируется самоанализ каждого ученика, его рефлексия, ответственное отношение к общему делу.

За ходом дискуссии, за ее регламентом следит редколлегия, тщательно фиксируя выступления, реплики, вопросы; собирает, отбирает и редактирует все тезисы и материалы для выступлений.

После всех выступлений на завершающем этапе редколлегия подводит организационные итоги дискуссии (соблюдение регламента, количество выступлений и ответов на вопросы). Передает все материалы учителю. Педагог обрабатывает результаты оценивания, анализирует их сам и подводит содержательные итоги: дает качественную оценку выступлениям групп, их объективности и степени успешности коллективной деятельности групп, их корпоративной состоятельности, делает акцент на успехах и недостатках, совместно обсуждаются пути их преодоления.

Результаты деловой игры оформляются в виде статьи в школьной газете в форме своеобразного репортажа из класса.

Данные деловой игры способствуют раскрытию и развитию разнообразных интеллектуальных способностей и эффективному формированию социально-коммуникативной компетенции учащихся.