Тема урока: "Комбинированные работы из различных материалов. Коллаж. Матрёшка"

Разделы: Технология, Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с историей создания матрёшки; с особенностями Сергиево-Посадской, Семёновской, Полхово-Майдановской, современной авторской матрёшками; термином “коллаж”.
  • Учить выполнять изделие в технике “коллаж”.

Ход урока.

У. Наш урок я хочу начать с загадки.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Д. Матрёшка.

У. Верно, это матрёшка. Наш урок сегодня будет посвящён матрёшке. (учитель демонстрирует матрёшку). А что вы знаете о матрёшке?

Катя. В одной матрёшке живут матрёшки одна меньше другой.

Миша. А я видел матрёшку не с женским лицом, а с мужским.

У. Действительно, существует много разных матрёшек, об этом мы поговорим чуть позже.

А знаете ли вы, когда и как появилась в России матрёшка?

Женя. Наверное, очень давно.

У. Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 112.

(Дети читают текст)

У. Что нового узнали для себя из текста?

Таня. Я узнала, что матрёшка появилась в конце XIX века, эскиз сделал художник Малютин,и состояла она из восьми кукол.

Оля. А я и не думала , что имя своё имя матрёшка получила от  имени Матрёна.

Максим. Оказывается, существовала японская игрушка, похожая на нашу матрёшку, вернее наша матрёшка похожа на японскую игрушку.

У. Оказывается, мы практически ничего и не знали о нашей матрёшке. Сегодня постараемся расширить наши знания.

В России существует несколько центров по изготовлению матрёшек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности. Об этом прочитаем в учебнике на стр.80

Пока дети читают, учитель вывешивает изображения различных матрёшек.

Класс делится на группы. Каждой группе раздаётся листок с особенностями той или иной матрёшки. Название матрёшки написано на листке. Ребята должны подчеркнуть словосочетания, которые относятся к данной матрёшке. Затем один из членов команды выходит к доске, находит свою матрёшку, над ней прикрепляет название центра, в котором изготовлена матрёшка, под ней – карточки с особенностями матрёшки. Затем рассказывают всему классу о данной матрёшке.

 Даны карточки:

Современная авторская
Сергиев- Посад
Полховский Майдан
Семёнов
пастушок со свирелью
бородатый старик
девушка в сарафане
На фартуке пейзаж,
сюжет народной сказки
собственный замысел
“под хохлому” “под гжель”
декоративный стиль
на фартуке пышный букет
“травный орнамент”
яркие краски
цветок шиповника
детский рисунок

Семёновская матрёшка

декоративный стиль

на фартуке пышный букет

“травный орнамент”

Полховско-Майдановская матрёшка

яркие краски

цветок шиповника

детский рисунок

 Современная авторская матрёшка

 

На фартуке пейзаж,
сюжет народной сказки

собственный замысел

“под хохлому” “под гжель”

Сергиево – Посадская матрёшка

пастушок со свирелью

бородатый старик

девушка в сарафане

У. А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру со словами, которая называется “матрёшка”.Вам нужно найти в большом слове – маленькое.

Слова- матрёшки

Ласточка
Гвоздь
Маяк
Гамак
Штопор
Барсук
Парус
Патрон
Матрос
Автомат

У. Сегодня на уроке мы начнём выполнять свою авторскую матрёшку в технике коллажа. О коллаже прочитаем в учебнике на стр.82 С чего начнём работу? Прочитайте в учебнике.

Д. Нужно перевести выкройку на тонкую бумагу со стр.106.
Затем нужно вырезать детали.

У. Верно, у вас должен получиться набор выкроек.

Из чего можно сделать детали костюма?

Алёша. На рисунке в учебнике видно, что фартук сделан из открытки или из журнала.

Надя. А платок из ткани, использовали тесьму и цветную бумагу.

У. Верно, сегодня в нашей работе мы можем использовать цветную бумагу, ткань, старые открытки или вырезки из журналов. Для украшения вам потребуется тесьма, блёстки , бисер.

Работа продолжается на втором уроке. В конце урока делается выставка работ.

Мы свои работы повесели на стенд в коридоре, и нашими матрёшками любовалась вся начальная школа.