Цели:
Ход урока.
У. Наш урок я хочу начать с загадки.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Д. Матрёшка.
У. Верно, это матрёшка. Наш урок сегодня будет посвящён матрёшке. (учитель демонстрирует матрёшку). А что вы знаете о матрёшке?
Катя. В одной матрёшке живут матрёшки одна меньше другой.
Миша. А я видел матрёшку не с женским лицом, а с мужским.
У. Действительно, существует много разных матрёшек, об этом мы поговорим чуть позже.
А знаете ли вы, когда и как появилась в России матрёшка?
Женя. Наверное, очень давно.
У. Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 112.
(Дети читают текст)
У. Что нового узнали для себя из текста?
Таня. Я узнала, что матрёшка появилась в конце XIX века, эскиз сделал художник Малютин,и состояла она из восьми кукол.
Оля. А я и не думала , что имя своё имя матрёшка получила от имени Матрёна.
Максим. Оказывается, существовала японская игрушка, похожая на нашу матрёшку, вернее наша матрёшка похожа на японскую игрушку.
У. Оказывается, мы практически ничего и не знали о нашей матрёшке. Сегодня постараемся расширить наши знания.
В России существует несколько центров по изготовлению матрёшек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности. Об этом прочитаем в учебнике на стр.80
Пока дети читают, учитель вывешивает изображения различных матрёшек.
Класс делится на группы. Каждой группе раздаётся листок с особенностями той или иной матрёшки. Название матрёшки написано на листке. Ребята должны подчеркнуть словосочетания, которые относятся к данной матрёшке. Затем один из членов команды выходит к доске, находит свою матрёшку, над ней прикрепляет название центра, в котором изготовлена матрёшка, под ней – карточки с особенностями матрёшки. Затем рассказывают всему классу о данной матрёшке.
Даны карточки:
Современная авторская |
Сергиев- Посад |
Полховский Майдан |
Семёнов |
пастушок со свирелью |
бородатый старик |
девушка в сарафане |
На фартуке пейзаж, сюжет народной сказки |
собственный замысел |
“под хохлому” “под гжель” |
декоративный стиль |
на фартуке пышный букет |
“травный орнамент” |
яркие краски |
цветок шиповника |
детский рисунок |
Семёновская матрёшка
декоративный стиль |
на фартуке пышный букет |
“травный орнамент” |
Полховско-Майдановская матрёшка
яркие краски |
цветок шиповника |
детский рисунок |
Современная авторская матрёшка
На фартуке пейзаж, |
собственный замысел |
“под хохлому” “под гжель” |
Сергиево – Посадская матрёшка
пастушок со свирелью |
бородатый старик |
девушка в сарафане |
У. А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру со словами, которая называется “матрёшка”.Вам нужно найти в большом слове – маленькое.
Слова- матрёшки
Ласточка
Гвоздь
Маяк
Гамак
Штопор
Барсук
Парус
Патрон
Матрос
Автомат
У. Сегодня на уроке мы начнём выполнять свою авторскую матрёшку в технике коллажа. О коллаже прочитаем в учебнике на стр.82 С чего начнём работу? Прочитайте в учебнике.
Д. Нужно перевести выкройку на тонкую бумагу
со стр.106.
Затем нужно вырезать детали.
У. Верно, у вас должен получиться набор выкроек.
Из чего можно сделать детали костюма?
Алёша. На рисунке в учебнике видно, что фартук сделан из открытки или из журнала.
Надя. А платок из ткани, использовали тесьму и цветную бумагу.
У. Верно, сегодня в нашей работе мы можем использовать цветную бумагу, ткань, старые открытки или вырезки из журналов. Для украшения вам потребуется тесьма, блёстки , бисер.
Работа продолжается на втором уроке. В конце урока делается выставка работ.
Мы свои работы повесели на стенд в коридоре, и нашими матрёшками любовалась вся начальная школа.