ТЕМА: Люди и окружающая среда (национальный региональный компонент)
ЦЕЛИ:
- (познавательный аспект) формирование общих представлений о своеобразии природы Таймыра, о состоянии экологической среды в Норильском промышленном районе;
- (развивающий аспект) развитие способности запрашивать информацию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; развитие умения вести диалог, полилог; умения анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние человека на животный и растительный мир Таймыра; развивать способности говорить экспромтом, целостно как в смысловом, так и в структурном отношении, говорить в нормальном темпе,
- (воспитательный аспект) воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе Таймыра, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- (учебный аспект) формировать лексико-грамматические навыки монологической и диалогической речи.
ЗАДАЧИ:
- Совершенствование речевых навыков на основе разговорных текстов проблемно-заострённого характера по теме урока,
- Деловая игра “Talk show”
ФОРМЫ: индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая.
МЕТОДЫ: иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный
ОБОРУДОВАНИЕ: видео, индивидуальные пособия, репродукции, книга “Таймыр – край удивительный”, фотографии, карта Красноярского края
ХОД УРОКОВ (2 урока)
1. Организация класса к уроку (приветствие, перекличка, цели и задачи урока),
2. Речевая зарядка (дата, погода, самочувствие, готовность к уроку, трудности по домашнему заданию),
3. Новости одной строкой (политические, экономические, культурные, спортивные, криминальные, светские и др.) в городе, крае, России, в мире,
4. Активизация лексического запаса учащихся (групповая работа по 4 станциям, каждая группа должна пройти все станции по мере выполнения задания),
- найти начало и конец слова (составить пары из отдельных карточек), (приложение 1)
- найти слово в лабиринте букв, (приложение 2)
- подобрать слова, (приложение 3)
- прочитать предложение, расставив слова в нужном порядке. (приложение 4)
5. Аудирование (видео эпизод выступления старшеклассниц на городской научно-практической конференции по теме “Таймыр – край удивительный”)
6. Ответить на вопросы по прослушанному тексту
- How large is the territory of Krasnoyarsk region?
- How long do Polar nights last?
- And what about Polar days?
- What can you tell about the climate in Taimir?
- Nature resources of Taimir are very rich, aren’t they?
- What kind of town is Norilsk?
- What can you tell about the ecological situation in Norilsk Industrial Area (NIA)?
7. Обмен мнениями:
- The Earth is our Home. We must take care of it.
- Ecological problems don’t interest me. I don’t care about it.
8. Подготовка к деловой игре “Talk show” (распределение ролей, подготовка аудитории),
9. Деловая игра “Talk show” (приложение 5)
Описание деловой игры, методика её проведения.
Учащиеся выбирают роли по желанию.
- телеведущий,
- губернатор края,
- мзр города,
- депутат Думы,
- директор медного завода,
- учёный-эколог,
- главный врач МСЧ,
- журналист,
- оператор, принимающий телефонные звонки телезрителей,
- телеоператор,
- продюсер.
Учитель объясняет правила игры:
Телеведущий приветствует телезрителей, гостей в студии, представляет каждого по ФИО, должности. Затем объявляет тему разговора, актуальность, цели и задачи. Обращается к “телезрителям”, просит их принять участие в серьёзном разговоре и звонить по телефону …….
Предоставляет первое слово ……
Все гости в студии имеют право задавать друг другу вопросы, соглашаться, не соглашаться, давать советы и т.д.
Телеоператор ведёт съёмку “Talk show”
Оператор принимает “телефонные звонки” и время от времени передаёт их телеведущему, а он озвучивает их и просит ответить того, кому адресован вопрос.
Учёный-эколог говорит об экологической ситуации опасной для людей, животных, о загрязнении почвы, воды, воздуха в НПР (Норильском промышленном районе). Называет причины, предлагает пути выхода из этой ситуации.
Главный врач МСЧ предоставляет статистические данные о заболеваниях, вызванных сложной экологической ситуацией.
Журналист рассказывает о жизни людей в северных посёлках, с которыми приходится встречаться по их письмам.
Депутат Думы обещает посодействовать, спонсоров и т.п.
Генеральный директор “НН” говорит о планах, трудностях, старом оборудовании, оправдывается, надеется …
Мэр города говорит о планах на будущее, о новых очистных сооружениях, обнадёживает….
Губернатор края сожалеет, но обещает, что вопрос решается, проблема актуальная, но нужно время и нужны большие деньги и т.д.
Телеведущий режиссирует передачу, направляет разговор в нужное русло, вставляет вопросы “телезрителей”, комментирует вопросы гостей друг другу.
“Телезрители”: матери больных детей, активисты Гринписа, неравнодушные норильчане Игра-импровизация продолжается 35-40 минут.
Подведение итогов игры: Учащиеся обмениваются информацией об экологической ситуации в своём городе, начиная словами:
- Я знал (а), что … Things I knew …
- Я не знал (а), что … Things I didn’t know …
- Я не понимаю … I don’t understand … В этом случае учащиеся объясняют то, что осталось непонятым
Самые интересные мысли, высказанные участниками деловой игры:
General Director of “NN”: the director isn’t the main person to be guilty for ecological situation in the area. Krasnoyarsk region couldn’t exist without NN. If people live to pensioner age, the situation isn’t so bad.
The Mayor of Norilsk: Remember for ever and never Earth is our Home!
The Governor: People have the right to live in comfortable conditions. I’ll stand for my people. I’ll do my best for my people!
The Deputy of Duma: We are in great need of NN. If people are afraid of ecological situation in the north, they can go to the south. I’ll try to help to find sponsors, to raise this problem in Duma.
The Producer: The pipes of Norilsk factories are too high, waste gas gets Norway and Sweden and pollute my country. It’s not good.
The scientist: It’s a global problem. We must make efforts, undertake immediate steps to protect nature for future generations.
Questions:
1. (to the Deputy of Duma) Are you going to make laws to fine those who pollute the environment?
2. (to the Doctor) What is the percentage of sick children in the area?
3. (to the Producer) Why have you chosen Norisk for your film?
4. (to the Mayor) You want Norilsk to be separated from Krasnoyarsk region. Can it help you to solve ecological problems?
5. (to the Governor) Why hasn’t been nothing done for improving the situation yet?
Mothers: We have the right to write to our President and even to UN!
The conclusion:
Things I knew: some facts about polluted air, water, land
Things I didn’t know: the ecological situation is dangerous enough; there are a lot of sick children
I don’t understand: why people responsible for ecology do nothing for its improving, why they don’t think about future generations.