В современной методической литературе в области преподавания иностранных языков имеется множество разработок, направленных на решение конкретных задач (образовательных, развивающих, воспитательных и т.д.). Данные разработки представлены в учебниках, которыми пользуются как ученики, так и преподаватели при изучении иностранного (в нашем случае немецкого языка).
Сложность отдельных аспектов немецкого языка обусловливает сложность работы при их изложении на уроках, а также необходимость более тщательного (часто индивидуального) подхода при отборе методов, приемов работы с ними. Следует отметить, что очень часто именно неправильный выбор методов и приемов работы, а не сложность какой-либо грамматической темы являются причиной трудностей, возникающих у учащихся при изучении иностранного языка.
В представленном материале изложены некоторые методические предложения, которые в значительной степени облегчают как работу учителя при изложении конкретной темы, так и работу учащихся по её усвоению, что было подтверждено практическим опытом преподавания немецкого языка в средней школе.
Программа обучения немецкому языку в 7 классе включает в себя тему “Склонение прилагательных”. Ни в коей мере не пытаясь оспорить необходимость работы над этой темой в данном классе, мы хотели бы предложить немного расширить пояснение закономерностей, встречающихся в этом разделе грамматики, так как, на наш взгляд, имеющееся в учебнике правило неполно раскрывает многогранность данного аспекта.
В учебнике немецкого языка для 7 класса “Шаги 3” авторов И.Л. Бим, Л.В. Садомовой и Н.А.Артемовой в общих словах излагается положение о том, что в случае присутствия (или отсутствия) определенного или неопределенного артикля прилагательное, которое следует за ним, получает окончания, выражающие или не выражающие род, число, и падеж имени существительного, к которому оно относится. К сожалению, сам принцип распределения окончаний описан лишь в общих чертах. Предлагаемая нами разработка призвана облегчить учащимся мнемонический процесс при работе по данной теме.
На наш взгляд, наиболее целесообразно дополнить работу по теме следующим:
Учащимся предлагается самим (с помощью учителя) вывести закономерность расположения окончаний немецких прилагательных. С этой целью можно начать работу со “слабого” склонения и предложить учащимся следующую таблицу, которая уже наглядно показывает все окончания прилагательных:
Maskulinum | Femininum | Neutrum | Plural | |
Nominativ | Der gute Freund |
Die junge Frau |
Das neue Buch |
Die roten Hefte |
Genitiv | Des guten Freundes |
Der jungen Frau |
Des neuen Buches |
Der roten Hefte |
Dativ | Dem guten Freund |
Der jungen Frau |
Dem neuen Buch |
Den roten Heften |
Akkusativ | Den guten Freund |
Die junge Frau |
Das neue Buch |
Die roten Hefte |
Затем учащимся предлагается выделить одинаковые окончания прилагательных (обвести кружочками разных цветов - одно окончание одним цветом, другое - другим). Следующий шаг - выделение цветом ячеек со сходными окончаниями. Получается следующая фигура расположения нейтрального окончания -(е)n:
Многие дети почти сразу устанавливают сходство этой фигуры с ключом, которым открывают замок. Таким образом, эта закономерность получает название “принцип ключика”. Затем дети автоматически делают вывод о том, что в тех ячейках, которые не входят в состав “ключика” имеется окончание -е.
Далее при помощи вопросов учителя учащиеся приходят к выводу, что эти два окончания не выражают род, число и падеж имен существительных, они нейтральны.
Можно предложить детям также и способ запомнить тип склонения - “слабое” склонение. Учащимся представляется цепочка рассуждений, которую также помогают выстраивать они сами: окончания в данной таблице ничего не выражают, “не работают”, так как определенный артикль уже выполнил свою функцию - выразил род, число и падеж имени существительного. Люди, которые не работают, не упражняют свои мускулы, очень слабые физически. Данная аналогия переносится и на окончания прилагательных: в слабом склонении используются нейтральные “не работающие” окончания прилагательных. Следует заметить, что данная цепочка всегда вызывает живой интерес учащихся, так как отвлекает их от сухого грамматического материала и позволяет взглянуть на него под необычным ракурсом.
Аналогичным образом ведется работа и с “сильным” склонением. Для этого детям предлагается следующая таблица:
Maskulinum | Femininum | Neutrum | Plural | |
Nominativ | guter Freund |
junge Frau |
neues Buch |
rote Hefte |
Genitiv | guten Freundes |
junger Frau |
neuen Buches |
roter Hefte |
Dativ | gutem Freund |
junger Frau |
neuem Buch |
roten Heften |
Akkusativ | guten Freund |
junge Frau |
neues Buch |
rote Hefte |
В данном случае учащиеся, пытаясь по аналогии с предыдущим образцом найти окончание прилагательных - (е)n, обнаруживают его только в трёх ячейках: родительный падеж мужского и среднего рода (guten Freundes; neuen Buches) и дательный падеж множественного числа (rote Hefte). В последнем случае данное окончание соответствует форме определенного артикля и выполняет его функцию - выражает род, число и падеж имени существительного. Следовательно, к разряду нейтральных оно не относится. В двух оставшихся случаях указанной функциональной нагрузки окончание не несёт, так как само существительное уже обладает признаком родительного падежа - окончанием -es.
Далее учащимся предлагается рассмотреть другие окончания данной таблицы и вывести соответствующую закономерность. Опираясь на приведенное в учебнике правило и руководствуясь таблицей, учащиеся очень быстро делают вывод о том, что оставшиеся окончания полностью повторяют форму определённого артикля. Исключения - два окончания в родительном падеже - можно предложить обозначить как “глазки” (у человека два глаза, они одинаковы и располагаются на одном уровне; к тому же, мужскому и среднему роду в немецком языке вообще присуще сходство в родительном и дательном падежах).
Название склонения - “сильное” - можно также закрепить закономерностью из человеческого общества: отсутствие определенного артикля, выполняющего важную функцию выражения рода, числа и падежа имени существительного, возлагает эту “работу” на прилагательные, которые через свои окончания реализуют данную функцию, уподобляясь тем самым форме артикля. Человек, который работает физически, упражняет свои мускулы, делая их сильными. Из этой аналогии можно вывести и название склонения - “сильное”.
Третий тип склонения прилагательных в немецком языке иногда называют “смешанным”. К пониманию значения данного определения учащихся можно подвести следующим образом:
На первом этапе вниманию учащихся также предлагается таблица данного склонения:
Maskulinum | Femininum | Neutrum | Plural | |
Nominativ | Ein guter Freund |
Eine junge Frau |
Ein neues Buch |
Meine roten Hefte |
Genitiv | Eines guten Freundes |
Einer jungen Frau |
Eines neuen Buches |
Meiner roten Hefte |
Dativ | Einem guten Freund |
Einer jungen Frau |
Einem neuen Buch |
Meinen roten Heften |
Akkusativ | Einen guten Freund |
Eine junge Frau |
Ein neues Buch |
Meine roten Hefte |
Действуя по уже знакомому сценарию, учащиеся выделяют в таблице окончание - (е)n у прилагательных и обнаруживают, что они расположены по уже знакомому принципу - “принципу ключика” который является признаком “слабого” склонения. Но, в то же время, окончания прилагательных в остающихся ячейках напоминают по форме определённый артикль, что является признаком “сильно го” склонения. Таким образом, данный тип склонения представляет собой “смесь” двух предыдущих, что вполне оправдывает его название.
Можно также предложить учащимся самим сделать вывод о том, почему в одних ячейках у прилагательных появляется нейтральное окончание, а в других - окончание, по форме напоминающее определённый артикль. Рассматривая таблицу (в случае необходимости - через наводящие вопросы учителя), дети должны увидеть, что в одних случаях по форме неопределённого артикля (einer, eines, einem, einen) можно установить род, число и падеж имени существительного, а в других (ein и в мужском и в среднем роде именительного падежа) этого сделать не удаётся. Для того, чтобы решит! эту проблему, в “спорных” ячейках на помощь приходит изменение окончаний прилагательных.
Изложенный нами выше вариант работы подтвердил свою эффективность в школе. Как известно, учащимся более интересно работать с теоретическим материалом, если он затрагивает их личный опыт, позволяет взглянуть на обычную теорию под другим, необычным углом. Это оставляет глубокий след в сознании ребенка, облегчает мнемонические процессы, стимулирует интерес к изучению иностранных языков и вызывает желание и в дальнейшем находить какие-то интересные приемы работы, проявлять свою фантазию, творчество.
Надеюсь, что предложенный вариант работы поможет и другим детям в их творческом изучении иностранных языков в целом, а коллегам - хотя бы немного облегчит работу.