Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся начальных классов. Игру можно использовать и для учащихся 5-х классов при изучении на уроках литературы темы “Сказки зарубежных писателей”.
Для проведения игры должна быть проведена большая подготовительная работа под руководством учителя. Прочитать сказки и познакомиться с биографией и творчеством сказочников: Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм. Выполнить творческие работы: рисунки, сочинения-миниатюры.
Игра проводится в одной параллели классов одной возрастной группы. Победитель игры в классе становится участником финала, и ему присваивается звание “Умник”.
Финальная игра определяет, кто из трёх участников будет удостоен титула “Заумник”,
Цели игры:
- помочь учащимся начальных классов расширить знания о зарубежных сказочниках;
- способствовать развитию интереса к внимательному прочтению произведений;
- способствовать развитию интеллектуальных способностей.
Оборудование игры:
дорожки для участников: красная, жёлтая, зелёная, портреты сказочников: Г.Х.Андерсен, Ш. Перро, братья Гримм, иллюстрации к сказкам: Г.Х.Андерсен “Русалочка”, Ш. Перро “Кот в сапогах”, братья Гримм “Белоснежка”, выставка книг “Великие сказочники и их сказки”, выставка творческих работ учащихся “Моя любимая сказка”, ордена “Умники и умницы”.
Правила игры:
- Игра по сказке Г.Х. Андерсена “Русалочка” проходит в одном классе. Она поможет выявить игрока, который будет участвовать в финальной игре среди учащихся параллельных классов (обычно классов в параллели три).
- С помощью отборочного тура выявляются три наиболее активных игрока, которые будут состязаться за звание “Умник” и право представлять свой класс в финальной игре.
- Работу каждого участника оценивает жюри — ареопаг.
- Если участник игры на дорожке не может ответить или дал неверный ответ, то вопрос предлагается болельщикам. Таким образом, среди болельщиков выявляются наиболее активные участники. За правильный ответ болельщик получает "орден". Заработав три "ордена" за игру, болельщик получает звание “Умник”. Он может принять участие в следующей игре, минуя отборочный тур. Если в игре не выявится победитель, то “Умник” из числа болельщиков может представлять свой класс в финальной игре.
- Правила движения по дорожкам. Красная дорожка состоит из двух туров. Она самая короткая, но на ней нельзя ошибаться. Жёлтая дорожка состоит из трёх туров. На ней участник может допустить при ответе на вопрос одну ошибку. Зелёная дорожка — самая длинная. При выполнении заданий на этой дорожке участник игры может ошибиться дважды.
Победителем игры становится тот, кто первым закончит выполнение заданий на своей дорожке.
Отборочный тур “Великие сказочники мира”
За правильный ответ участник игры получает орден “Умники и умницы”.
АГОН 1
1.“Он был не красив. Он знал это, но изобразил себя стройным, бледным и обаятельным молодым человеком”. Назовите этого сказочника.
Ответ: Г.Х. Андерсен.
2. Во Франции жили пять братьев: Жан — адвокат, Пьер — сборщик налогов, Клод — врач, Никола — математик. Младший — Шарль — посвятил себя делам государственным. Кто из них стал известным сказочником? Назовите его полной имя.
Ответ: Ш. Перро.
3. С самого ранней юности они были связаны теснейшими узами дружбы, которая не прерывалась в течение всей жизни. Старший стал личным библиотекарем брата Наполеона Бонапарта. Они составили первый исторический словарь немецкого языка. Назовите этих выдающихся людей.
Ответ: братья Гримм.
АГОН 2
1.“В его чашечке на зелёном пестике сидела крошечная девочка... “. Назовите её имя. Каков был её рост?
Ответ: Дюймовочка. “<...> Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом”.
2. Жил-был бедный принц, и жениться ему хотелось на принцессе. Он принёс ей в дар розу и соловья, но его подарки были отвергнуты. Что придумал принц, чтобы жениться на принцессе?
Ответ: Он стал свинопасом.
3. “Шёл солдат по дороге: раз-два, раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны, на дороге встретилась ему старая ведьма безобразная, противная: нижняя губа висела у неё до самой груди”. Какая сказка Г.Х. Андерсена начинается этими словами?
Ответ: “Огниво”
АГОН 3
1. “Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего только мельницу, осла и кота”. Как братья поделили между собой отцовское добро? Назовите сказку и её автора.
Ответ: “Братья поделили между собой отцовское добро без нотариуса и судьи... Старшему досталась мельница. Среднему — осёл. Ну, а уж младшему пришлось взять себе кота”.: Сказка “Кот в сапогах”. Написал Ш. Перро.
2. “Жил-был портной, и звали его Ганс. В комнате у него было много мух. Однажды Ганс рассердился и ударил тряпкой по мухам и убил семерых. Сшил себе новый пояс и вышил на нём большими буквами...". Какие слова вышил Ганс на поясе?
Ответ: “Когда злой бываю, семерых убиваю”.
4. В сказке “Золушка” Ш. Перро фея превратила тыкву в карету, крысу в кучера, мышей в лошадей. Во что превратила фея платье Золушки?
Ответ: “Волшебница взмахнула своей палочкой и золушкины лохмотья превратились в роскошный, затканный золотом и серебром наряд. (Её стоптанные башмаки превратились в хрустальные туфельки.)
По итогам отборочного тура три участника, набравшие наибольшее количество орденов, выходят в финал, где будут бороться за звание “Умник”.
Игра “Умники и умницы”
Первый тур, посвящённый сказке Г.Х. Андерсена “Русалочка”
Участникам игры предложены иллюстрации к сказке и отрывки из текста. Нужно определить какому, тексту соответствует иллюстрация. Прочитайте выразительно отрывок. (Приложение № 1)
Жюри-ареопаг подводит итоги. Участники выбирают дорожки: красная — самая короткая, на ней нельзя ошибаться; жёлтая — на ней можно ошибиться один раз; зелёная — самая длинная, на ней можно ошибиться дважды.
1 тур. Узнай себя.
Какая из сестёр увидела следующую картину, когда пришло её время впервые всплыть на поверхность моря?
Зелёная дорожка.
“Куда ни глянь, на много-много миль вокруг одна вода да небо, опрокинувшееся, точно огромный стеклянный купол; вдали, как морские чайки, проносились большие корабли, играли и кувыркались весёлые дельфины и пускали из ноздрей сотни фонтанов огромные киты”.
Ответ: четвёртая сестра.
Желтая дорожка
“Тут она увидала зелёные холмы, покрытые виноградниками, дворцы и дома, окружённые густыми рощами, где пели птицы; солнце светило и грело так, что ей не раз приходилось нырять в воду, чтобы освежить своё пылающее лицо. В маленькой бухте она увидела целую толпу голеньких ребятишек, которые плескались в воде; она хотела было поиграть с ними, но они испугались её и убежали...”
Ответ: третья сестра.
Красная дорожка.
“Солнце только что село, но облака ещё сияли пурпуром и золотом, тогда как в красноватом небе уже зажигались ясные вечерние звёзды; воздух был мягок и свеж, а море как зеркало. Неподалёку от того места стоял трёхмачтовый корабль всего лишь с одним поднятым вверх парусом...”
Ответ: это была Русалочка.
Подводятся итоги первого тура “Узнай себя”.
2 тур. Толкование слов.
О чем идет речь?
Зелёная дорожка
“Полуживотные-полурастения, похожие на стоголовых змей, росших прямо из песка; ветви их были подобны длинным осклизлым рукам с пальцами, извивающимися, как черви...”
Ответ: полипы.
Желтая дорожка
Они то открываются, то закрываются (в зависимости от того, прилив или отлив); это очень красиво. Их содержимое может украсить корону любой королевы.
Ответ: Раковина.
Красная дорожка.
Она росла у статуи, обвивая её своими ветвями, склоняясь к голубому песку, где колебалась их фиолетовая тень, — вершина и корни точно целовались и играли друг с другом!
Ответ: плакучая ива.
Подводятся итоги второго тура “Толкование слов”.
3 тур. Биографический.
Зелёная дорожка,
Продолжи предложение: “С первой же зарёй после его женитьбы на другой твоё сердце ...:
Ответ: ...разорвётся на части, и ты станешь пеной морской!”
Желтая дорожка.
“Я возьму за свой бесценный напиток самое лучшее, что есть у тебя: ведь я должна примешать к напитку свою собственную кровь...” - что взяла ведьма у русалочки за свою услугу?
Ответ: чудный голос.
Подведение итогов третьего тура.
Определение победителя игры. Победитель становится участником финальной игры.