Цель:
- формирование знаний о коренном населении севера, с их бытом, культурой и обычаями;
- Развитие творческих способностей, расширение словарного запаса;
- Воспитание активности, взаимопомощи.
Оборудование:
- Рабочие тетради для 1 класса.
- Картинки с изображениями представителей народов ханты и манси.
- Иллюстрации хозяйственных построек.
- Набор картинок промысловой рыбы Югорского края.
- Дидактические карточки “Одежда хантов и манси”.
Ход занятия
I. Организационный момент
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II. Вступительная беседа.
Учитель:
- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о коренных жителях Югорской земли. Может, кто-то знает, какие национальности относятся к коренным жителям Югры?
Ученики:
- Ханты и манси.
Учитель:
- Да, мы с вами сегодня поговорим о таких народностях, как ханты и манси.
III. Знакомство с бытом народов Севера
Учитель:
- Послушайте легенду, которую когда-то рассказывали греки об этих людях.
“Будто в стране северного ветра живут счастливые люди. Им нипочём ни полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах, ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…”
Эти счастливые люди — ханты и манси.
(На доске картины с изображениями представителей народов ханты и манси).
Ханты живут в прочных, бревенчатых жилищах, похожих на русские избы, а временные жилища — это чумы. Чум — шалаш, покрытый шкурами животных.
(На доске картина с изображениями чума (вид снаружи) и чума (вид изнутри).
Учитель:
- Для того, чтобы узнать, чем же занимаются ханты и манси, откройте Рабочую тетрадь на странице 28, посмотрите на первое задание. Прочитайте его.
Ученики:
- Из данных букв составить слово, обозначающее, чем занимаются ханты и манси.
Учитель:
- У кого готов вариант ответа?
Ученики:
- Охота.
Учитель:
- Да, ребята, ханты охотятся на животных, а на каких, вы узнаете, если угадаете следы, данные во втором задании.
Ученики:
- Следы медведя, волка, оленя, зайца.
Учитель:
- Для того, чтобы узнать, кто помогает человеку во время охоты, нужно записать первые буквы данных предметов в третьем задании.
Ученики:
- Собака.
Учитель:
-Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа. (На доске картина с изображениями нартов).
- Основное занятие хантов и манси — оленеводство.
- Из шкур оленей и кожи ханты и манси шьют себе одежду (показ на странице 64). Зимой, и мужчины, и женщины носят кисы — это обувь, сшитая из шкур оленей.
- Чем ещё занимаются жители Югории?
Ученики:
- Рыболовством.
Учитель:
- А какие рыбы водятся в наших реках?
Ученики:
- Ёрш, щука, лещ, налим, окунь, язь…
Учитель:
- Весь улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. А какие они мастерицы по оформлению халатов! Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу); детские люльки, коробы для ягод. (Показ иллюстрации на странице 93).
IV. О творчестве хантов и манси
Учитель:
- В долгие зимние вечера старшие учили своих детей читать, им рассказывали сказки. Послушайте внимательно сказку “Бабушка-бабушка”, сначала она вам покажется непонятной, попробуем в ней разобраться.
(Чтение учителем сказки “Бабушка-бабушка” страница 48 — журнал “Северные просторы” №1-2 — 1992г.).
Тучан — личная сумочка каждой женщины, без неё она бедна, в ней находились все вещи для рукоделия. Эта сказка воспитывает. Нельзя быть рассеянной, невнимательной.
В сказке также говорится о том, что всё в природе взаимосвязано. Лес может сгореть от огня, нельзя ходить по хрупкому льду, лёд тает от солнечного тепла, туча закрывает солнце. Ко всему надо относиться с аккуратностью и вниманием.
V. Заключение
Учитель:
- А в заключение ответьте на некоторые вопросы:
- Назовите основные занятия хантов и манси?
- Какую рыбу ловят в наших реках и озёрах?
- На чём вывозят ханты и манси свою добычу?
VI. Практическая часть
Учитель:
- Молодцы! На странице 34 в Рабочей тетради найдите образцы узоров, которые используют при оформлении костюмов коренные жители Югорского края. Используя образец, разукрасьте зимнюю одежду и обувь хантов и манси.
(У каждого на столе карточки.)
VII. Выставка работ
Литература:
1. “Бабушка-бабушка” //Северные просторы №1–2. 1992. 48 с.
2. Журавлев В. В. Нягань. Город на историческом фоне Нижнего Приобья, Екатеринбург, 1995. 146 с.
3. Здравствуй, Югра. ХМАО, 1998. 240 с.
4. Иллюстрации детей поселка Талинка г. Нягань ХМАО к книге “Сказки бабушки Аннэ”