Задачи:
- актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка;
- дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- развивать мышление, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно.
Материалы:
- задания на карточках разного цвета;
- для поощрения ордена и медали
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас, ребята, урок-игра. Я назвала его “Умники и умницы”. Сегодня мы будем соревноваться за право называться умником и умницей. А для этого нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка, дисциплина, умение слушать ответы товарищей.
I ТУР
2. Первым этапом у нас разминка.
Отвечающие правильно на вопросы получают орден. Кто больше наберёт орденов, тот и получит звание “Умник” или “Умница”.
Из чего состоит речь?
Из чего состоят предложения?
Что обозначает слово?
Что называется именем существительным?
Что называется именем прилагательным ?
Что называется глаголом?
Есть такая часть речи, которая ничего не обозначает – это слова В, НА, БЕЗ, ОКОЛО, С, ПОД. Что это за слова и для чего они нужны?
3. Отгадывание загадок.
Прочитайте загадки и найдите в них предлоги. (Загадки записаны на кубике, у которого грани разного цвета). Учащийся бросает кубик и читает загадку на выпавшей грани.
1. Красные лапки, щиплют за пятки.
2. С неба пришёл, в землю ушёл.
3.
Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал
4.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его - …
5. Красное коромысло над рекой повисло.
6.
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком
7.
Без окон, без дверей
Полна горница людей.
8.
Иголки лежали, лежали,
Под стол убежали.
4. Чистописание.
Теперь нам надо пальчики размять. Для этого давайте определим, какую букву мы будем сегодня писать.(Слова записаны на доске) Кто догадался? (Ь) Почему? Какое слово лишнее? (Вьюга – здесь разделительный Ь, а в остальных словах смягчающий)
(Стереть его) Показ написания буквы Ь.
5. Словарная работа
Записать слова, противоположные по смыслу. Кто первый выполнит задание, покажет тетрадь.
ночь –
ложь –
вьюга –
слабость –
трусость –
Как называются слова, противоположные по смыслу?
Выбираем 3 девочек, которые на этом этапе не получили ни одного ордена. Дадим им возможность отыграться. Они сами выбирают задание. Если задание выполняют на жёлтой карточке, то получают 1 балл, если на зелёной – 2 балла, на красной – 3 балла. Баллы получают только при правильно выполненном задании.
6. Физкультминутка.
II ТУР
7. Фронтальная работа.
Что обозначают слова, которые вы записали?
Как называются они?
Какие части речи вы знаете?
Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Кто? или Что?
Как изменяются эти слова?
Назовите слова, чтобы они обозначали несколько предметов (устно).
Брат –
Соловей –
Ручей –
Воробей –
Друг –
Муравей –
Колос –
Будут ли эти слова родственными?
Какие слова называются родственными?
Что такое корень?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
8. Самостоятельная работа по проверке безударной гласной в корне слова.
(Задания напечатать на белой бумаге.)
Вставьте пропущенную букву. Подберите проверочное слово. Запишите сначала проверочное слово, поставьте ударение и подчеркните ударную гласную, только тогда запишите слово, которое проверяли.
В . да, л . сник, м . ря, т . пло, р . ка, з . ма, с . ленный, скв . речник, п . ля, цв . ток.
Выбираем играющих второго тура среди мальчиков. Играют те мальчики, которые меньше всего набрали очков. Они идут выбирать карточку для задания.
III ТУР
Какие вы знаете главные члены предложения?
Что обозначает подлежащее?
Что обозначает сказуемое?
Спишите, закончив предложения, вставляя нужные по смыслу глаголы. Подчеркните главные члены предложения. (Задание записано на жёлтой бумаге)
Ученик _________ в школу.
Ветер _____________сухие листья.
Плотники _________ новый дом.
Весной __________ грачи.
Маленькая девочка громко _________ .
9. Итог урока.
Подводим итоги конкурса и выбираем “Умника” и “Умницу”. Выигравшие получают соответствующие медали. Те, кто активно принимал участие в уроке тоже получают медали “За успехи”.
Задания на карточках.
Жёлтая карточка. - 1 балл.
1. Вставь пропущенные буквы.
В_сной дед принёс из леса л_сёнка. Он под _рил его внучатам. Л_сёнок с_дел в ящике и см_трел на д_тей испуганными гл_зами.
Зелёная карточка – 2 балла
1. Вставь пропущенные буквы.
Подчеркни главные члены предложения.
В_сной дед принёс из леса л_сёнка. Он под _рил его внучатам. Л_сёнок с_дел в ящике и см_трел на д_тей испуганными гл_зами.
Красная карточка – 3 балла
1. Вставь пропущенные буквы.
Озаглавь текст.
Напиши продолжение текста.
В_сной дед принёс из леса л_сёнка. Он под _рил его внучатам. Л_сёнок с_дел в ящике и см_трел на д_тей испуганными гл_зами.
Желтая карточка – 1 балл
2. К данным словам подбери однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать?
Образец: соль – солить.
Боль – ______________________
Свист –______________________
Гудок –______________________
Шаг –________________________
Письмо –_____________________
Смотр –______________________
Дружба –_____________________
Пахота – _____________________
Зелёная карточка – 2 балла.
2. К данным словам подбери однокоренное слово.
Выдели корень.
Боль – __________________________________
Свист –__________________________________
Гудок –__________________________________
Шаг –___________________________________
Письмо –________________________________
Смотр –_________________________________
Дружба –________________________________
Пахота – ________________________________
Красная карточка – 3 балла.
2. К данным словам подбери однокоренные слова разных частей речи. Подпиши части речи. Выдели корень.
Боль – _____________________________________________
Чистота – __________________________________________
Мороз – ____________________________________________
Шум – _____________________________________________
Победа – __________________________________________