Тема урока: Словообразование. "Префиксальный способ образования слов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Систематизировать знание, умение, навыки детей в распознавании приставок, учить ориентироваться в морфологическом составе слова. Образовывать слова при помощи приставок.
  • Объяснить значение слов, употребляемых в тексте. Учить составлять предложения.

Оборудование: классная доска, таблицы, картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Сообщение темы.

Мы будем образовывать слова при помощи приставок. Вспомним правило. Приставки – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3. Игра с приставками.

“Я буду называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними делать. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю: -в- (Что вы сделаете)? Включите телевизор. -А если я скажу : -пере-( переключим на другую программу.)-вы-(выключим ).

-А теперь представьте , что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу –подо-. Пододвинемся к вам вместе со стульями. А если я скажу –ото-. Тогда отодвинемся.

Какой вывод можно сделать из этой игры? (Каждая приставка несет определенный смысл.) Благодаря этому мы прекрасно понимаем друг друга.

4. От слов нес, крыл, образовать слова при помощи приставок -в-, -на-, -за-, -по-, -под-, -с, -от-. Выделить приставки. Записать слова, составить словосочетание, объяснить значение слов.

5. Кто правильно определит значение приставки –про- в следующих словах. Составить предложения (устно).

пробежать
проехать
протереть
проварить
прошептать
прокипятить
проворчать
пролететь
прогреметь

6. Образуйте от корня (лет) слова различных частей речи с приставками –при-, -за-, -вы-, -пере-, -на-, -вз-, -от-. Запишите. Выделите приставки.

7. Физминутка.

Жило – было слово ход (руки на пояс)
В слове выход, в слове вход (присесть, руки вперед)
В слове ходики стучало (хлопки, руки вверх)
И в походе вдаль шагало (марш на месте)

Назвать слова с приставками.

8. Образуй слова, поменяв приставку. Запиши в тетрадь.

9. А теперь сами составьте предложение, в котором были бы слова с приставками.

10. Поиграем в игру. В ней будут участвовать вы, два веселых человечка, дорога, два домика, один в начале дороги, а другой в конце. На дороге мост через речку, большая лужа. А еще участвуют морфемы: во-первых корень (ш), который обозначает движение, во-вторых, суффикс (л), в глаголах он обозначает прошедшее время, в-третьих, окончание (и).

Соединив морфемы, мы получим слово шли. В игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами. Ваша задача описать действия веселых человечков, образуя от слова шли слова с разными приставками.

Как видите, приставки помогли составить целый дорожный рассказ.

Дома можете написать целое сочинение о приключениях человечков и нарисовать их.

11. Итог занятия.

Вспомним, чему учились на уроке. (Образовывали слова при помощи приставок. Объясняли значения слов. Составляли предложения).

Мне было приятно с вами работать. Спасибо.