Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека призвано сыграть физическое образование. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной социально-экономической и экологической обстановке, способствует накоплению первичного опыта адаптации будущего работника к условиям рыночных отношений и рынка труда. Такая адаптация становится объективно необходимой, поскольку рынок сопряжен с психической и физической напряженностью, с профессионализмом, со способностью к конструированию адекватной системы отношений и поведения. Жизнь современного юношества и молодежи сильно отличается от той, которой жили в этом же возрасте их родители. Успеха может достичь только сильный, выносливый, уверенный в себе человек, умеющий ставить перед собой цели и достигать их. Повышение продуктивности занятий физической культурой в школе на современном этапе является очень важной и серьезной проблемой в связи с ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения.
Прежде чем говорить о повышении продуктивности учебно-физкультурной деятельности учениц 10-11 классов, необходимо рассмотреть само понятие “продуктивность учебно-физкультурной деятельности”.
Под продуктивностью понимаются, прежде всего, качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда. Продуктивность учебной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям, умениям, навыкам и формируемым общественным способам действий.
Нами было предположено, что оценка отдельных компонентов в системе критериев оценки физкультурной деятельности в целом позволяет достоверно делать прогноз продуктивности этой деятельности.
Что представляют собой эти группы компонентов?
1. Физические возможности
Психические функции личности неразрывно связаны с физическими возможностями, включая аэробные и анаэробные возможности, силу, гибкость и быстроту. Кроме этого – ряд морфологических характеристик (рост, вес, относительная сила и др.)
Для измерения этих характеристик физиологами и биомеханиками разработаны вполне адекватные процедуры тестирования.
2. Уровень технической подготовленности
В этой подсистеме можно выделить две категории факторов:
А) физическая сторона технической подготовленности (проявляется и оценивается довольно точно);
Б) способность обрабатывать информацию:
- выявление нужной информации;
- восприятие в полученной информации элементов пространства, времени, усилий;
- представление различных планов действий;
- оценка возможности достижения успеха и выбор наиболее перспективных действий;
- выбор способа действия для выполнения избранного плана действий.
3. Отношение (личностные особенности) к физкультурной деятельности
Личностные факторы характеризуют связь между отдельным учащимся и ситуационной обстановкой, в которой происходит физкультурная деятельность. Чтобы они способствовали ориентировке и адаптации ученицы к требованиям обстановки, необходимо очень тщательно выявить природу связи между психологическими факторами и требованиями обстановки. В настоящее время при оценке результатов деятельности принято учитывать личностные реакции ученика на социальные воздействия, включая его состояние во время физкультурной деятельности.
Механическое выполнение движений на уроке, т.е. обучение только тому, как правильно прыгать, бегать, двигаться, без передачи учащимся в процессе урока знаний в области физической культуры, есть не что иное, как обучение навыку. Для чего этот навык, как применять его в жизни – учащемуся часто остается так и неизвестно.
Физкультурная деятельность, как и любая другая, осуществляется сознанием. В подсознательных действиях сознание не контролирует все процессы, а следит лишь за общим ходом деятельности, проводя его оценку, контроль и коррекцию. Сознание в случае возникновения каких-то нарушений (темпа, ритма, технических элементов упражнения) с появлением различных трудностей может мгновенно направить произвольное внимание, включить усилия на преодоление этих трудностей, осуществить необходимую коррекцию, оптимизацию деятельности.
Одним из существенных путей проникновения психологии в физическое воспитание, в жизнь школьниц является путь незаметного, но неуклонного повышения культуры общения, культуры отношений, культуры тренировок и соревнований. Это, несомненно, повысит продуктивность физкультурных занятий. Процесс формирования физических качеств – это непрерывная цепь поэтапного преодоления все возрастающих трудностей. Успешность их преодоления приносит самое главное в физкультурно-спортивной деятельности – удовлетворение. Этому во многом мешает несовершенство программ, учебников, методов обучения, недостаточно высокий уровень квалификации большого количества учителей и, наконец, то обстоятельство, что многим ученицам трудно учиться из-за несоответствия их возможностей предъявляемым к ним требованиям. Существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации, что приводит к ее атрофированнию.
Из изложенного следует, что учет вышеперечисленных факторов, а также раскрытие новых позволит повысить активность учащихся и приведет к повышению продуктивности учебно-физкультурной деятельности.
Среди многообразия видов физкультурно-спортивной деятельности, средств физического воспитания особо выделяется аэробика. Главная задача мотивации обучения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. На наш взгляд, оздоровительная аэробика является оптимальным и эффективным способом мотивирования процесса обучения, что в свою очередь позволит повысить продуктивность учебно-физкультурной деятельности девушек-старшеклассниц. Аэробика-это не только стимуляция сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, но и возможность улучшить координацию движений, выправить осанку, сделать походку более элегантной. Занятия аэробикой развивают подвижность суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий, активизируют иммунные силы организма, улучшают настроение, дают заряд бодрости. Уроки проводятся под музыку. Музыка используется как лидер, задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Оно используется и как фактор обучения, так как движения легче запоминаются.
Внося изменения в вариативную часть школьной программы, мы предполагали, что внедрение предложенной нами технологии организации физической культуры в школе для девушек 10-11 классов с использованием средств оздоровительной аэробики позволит поднять активность и заинтересованность старшеклассниц на фоне увеличения эмоциональности занятий, и, как следствие этого, повысить продуктивность учебно-физкультурной деятельности. Цель данной программы – совершенствование физического развития старших школьниц и повышение их функциональных возможностей, защитных сил организма и его сопротивляемости нетрадиционными для школьной практики средствами оздоровительной аэробики. Предлагаемая программа предусматривает оптимальное распределение всего учебного материала в течение учебного года. Учебный материал подобран с учетом возрастных особенностей школьниц. При этом учтены общие задачи по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных учебных заведений. Расширен материал в группе упражнений на воспитание правильной осанки, профилактики плоскостопия, дыхательных упражнений, упражнений глазодвигательной гимнастики. Программа способствует проведению более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии и максимальному приближению физического развития и двигательных умений и навыков каждой ученицы к ее возрастной норме.
Вариативная часть программы по физической культуре с оздоровительной направленностью для девушек 10-11 классов.
Аэробика
Наименование разделов и тем | 10 класс | 11 класс |
Теория | ||
Возникновение аэробики и ее классификация | 0,5 | 0,5 |
Основные направления оздоровительной аэробики | 0,5 | 0,5 |
Искусство быть здоровым | 0,5 | 0,5 |
Запрещенные упражнения на занятиях аэробикой | 0,5 | 0,5 |
Что такое степ-аэробика | 0,5 | 0,5 |
Взаимосвязь упражнений и музыки (музыкальная грамота) | 2,5 | 1,5 |
Упражнения аэробики | ||
Базовые элементы аэробики | 2 | 2 |
Разновидности элементов аэробики | 2 | 2 |
Совершенствование техники упражнений | 8 | 6 |
Виды перемещений в аэробике | 1 | 1 |
Комплексы и музыкальные композиции на занятиях аэробикой | ||
Обучение составлению комплексов | 2 | 2 |
Составление и выполнение комплексов
для развития физических качеств |
7 | 7 |
Степ-аэробика | 5 | 8 |
Упражнения для тренировки мышц глаз | В процессе уроков | В процессе уроков |
Дыхательные упражнения | На каждом уроке | На каждом уроке |
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки | В процессе уроков | В процессе уроков |
Упражнения для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия | В процессе уроков | В процессе уроков |
Упражнения для развития двигательной памяти | В процессе уроков | В процессе уроков |
Контрольный урок (тестирование) | 2 | 2 |
Всего | 34 | 34 |
На основе изложенного можно сделать вывод о сложности психологической структуры учебно-физкультурной деятельности и ее мотивации, где отношение школьниц к этой деятельности и его результатам играет важную и неоднозначную роль. Продуктивность физкультурной деятельности зависит от ряда психологических факторов:
- сформированности мотивов учебно-физкультурной деятельности;
- учета потребностей, мотивов личности в процессе занятий физической культурой;
- сочетания субъективных установок, переживаний, интересов и смыслов, которые побуждают учащихся заниматься физическим совершенствованием.