Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.
Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Выпускники педагогических вузов и педагоги со стажем знают, что педагогическая культура - совокупность умений учителя проявлять образцы личностно-ценностного отношения к ученикам, преподаваемым дисциплинам, детскому творчеству. Часто бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Преодолеть этот разрыв в современной школе можно средствами профессиональной переподготовки, которую принято называть методической культурой. Но возможным это становится только тогда, когда осмыслены основные причины, породившие отставание практики от теории.
Первая причина: стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как методическая культура в целом. Это стремление затмевает необходимость овладевать педагогической культурой, где методическая культура является только частью культуры педагогической.
Вторая причина: в отсутствии глубоких знаний о современных смыслах образования, информационная культура, которая является одной из целей работы методического объединения учителей, формируется исходя из приоритета количества информации о новейших технологиях.
При новых целях образования необходимо по-новому относиться к организации методической работы в школе.
Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Надо отметить, что именно так строилась методическая работа в школе и такое положение дел нас, в какой-то мере, устраивало. Но, учитывая новые ценности образования и методической работы в целом, нами были определены новые цели и разработана модель методической работы в школе.
Актуальность выбранного нами направления совершенствования научно-методической работы школе объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие “профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.
Цель: организация условий для повышения квалификации и наращивания кадрового педагогического потенциала школы, подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
Задачи:
- совершенствование методической работы, рациональное использование возможностей для повышения квалификации педагогических кадров условия школы;
- мотивирование успешности педагогов, что оказывает стратегическое влияние на результаты трудовой деятельности;
- решение вопросов материального стимулирования педагогов, повышающих свою квалификацию, добивающихся высокого качества знаний учащихся и роста достижений, как собственных, так и школьников;
- проведение оценки возможностей коллектива;
- совершенствование аттестационных мероприятий как средства повышения уровня квалификации педагогических и руководящих работников;
- развитие инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления;
- развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры учителей;
- моделирование профессиональной деятельности педагогов на основе психолого-педагогической диагностики, выработка своевременных коррекционных мер, опора при этом на результаты деятельности, анализ причин отклонений;
- совершенствование системы контроля, создание гибких механизмов управления результатами деятельности педагогов;
- создание в учреждениях образования мониторинговых и диагностических программ, направленных на объективную оценку труда педагогических работников;
- социальная защита педагогических работников и ресурсное обеспечение их профессиональной деятельности;
- повышение статуса учителя и престижа педагогической профессии.
Ожидаемые результаты:
- повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в школе;
- положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом;
- закрепление и успешная деятельность молодых педагогов;
- создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции “урокодателя” на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора.
Проблемы в организации методической работы и формировании системы повышения квалификации
- Многотемье самообразовательной деятельности, снижение возможности глубокого изучения проблем и выработки общих подходов на уровне всего коллектива.
- Преобладание в планах работы МО и личных творческих планах учителей текущих учебных, организационно-методических проблем и контрольных функций в ущерб непрерывному образованию и развитию профессионально-педагогической культуры.
- Отсутствие дифференцированного подхода к планированию повышения квалификации педагогов в зависимости от их уровня квалификации и потребностей.
Принципы обновления научно-методической работы и формирования системы повышения квалификации педагогов:
- Проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой форм методической работы.
- Единая общешкольная тематика, исходящая из целей и задач развития школы на данном этапе.
- Планирование промежуточных и конечных результатов в групповой и индивидуальной работе с педагогами.
- Создание межпредметных, временных творческих и проблемных групп.
- Личностная ориентация, гуманизация, гуманитаризация, культуросообразность, фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования
Модель научно-методической работы школы
Основания для разработки модели:
1. Школа стремится реализовывать концепцию личностно-ориентированного образования, на основе которой организуется профильная дифференциация. Организация методической работы не противоречит базовым принципам: именно в процессе совершенствования своей деятельности учителя могут приобрести опыт личностно ориентированного профильного обучения. Необходима длительная и кропотливая работа с педагогическим коллективом в целом и с каждым учителем в отдельности. Содержание этой работы – это и формулирование ценностей, и передача накопленного в школе опыта работы, и коррекция поведенческих стилей учителей. Речь идет об образовательной среде для педагогов, организованной таким образом, чтобы создавать у её участников собственный опыт взаимодействия в новой образовательной среде. Фактически учителя оказываются в роли обучающихся, но именно опыт обучения позволяет создать желаемую среду для обучающихся.
2. Методическая работа школы в условиях внедрения профильного обучения отличается от традиционной, которая зачастую подразумевает информирование педагогов о новом содержании и методах работы с детьми. Акцент в нашей методической работе необходимо перенести на то, чтобы педагог формулировал профессиональные ценности, созвучные миссии и ценностям школы. Методическая работа в школе - это не только приобретение новых знаний и решение частнометодических задач, возникающих в ходе преподавания, но и включение в процедуры обобществления ценностей, принятия педагогических ценностей школы.
3. Попадая в ситуацию необходимости профессионального роста и личностных изменений, педагог сталкивается с требованием администрации, с одной стороны, скорректировать наработанные методы и формы работы по отношению к ценностям и задачам школы и перенимать опыт других педагогов, а с другой – создавать новые содержания, методы и формы своей работы, адекватные задачам школы. Методическая работа становиться средством повышения компетенции учителя и средством его профессионального роста.
4. Методическая работа в школе разворачивается в основном в форме организации деятельности методических объединений и повышения квалификации на курсах и путём самообразования. Между тем такая ситуация не соответствует особенностям современного этапа модернизации образования. Мы осознали, что комплексное и коллективное обучение педагогов даст больше результатов, чем отдельное обучение педагогов. Мы решили развернуть такую модель работы с учителями, которая в мировой практике называется обучение педагогов внутри школы.
5. Преимущества обучения внутри коллектива как формы методической работы связаны с широким спектром проблем, которые возникают в ходе деятельности школы. Кроме того, обучение внутри школы подразумевает не только обучение в форме занятий, но и консультационную работу с отдельными педагогами или группой учителей и разработку учителями решений методических вопросов. Именно неформальный характер взаимодействия между педагогами позволяет получать консультации и собираться “по интересам” в любое удобное время, не отягощая жизнь школы излишним временным структурированием.
Цели методической работы в школе
- Оказание действенной помощи учителям в улучшении организации образовательного процесса, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов в условиях развития адаптивной профильной школы.
- Адаптация к новой системе методической работы и присвоением профессионально-педагогических ценностей адаптивной профильной школы.
Задачи методической работы:
- Освоение психолого-педагогических, методологических основ, необходимых для работы в адаптивной профильной школе.
- Совершенствование методики, повышение эффективности занятий, подготовка пособий и учебно-методических материалов, отвечающих современному состоянию науки, требованиям психологии и педагогики.
- Совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс передового педагогического опыта, новых информационных технологий.
- Развитие методического обеспечения учебного процесса в соответствии ценностями и задачами школы в ходе внедрения профильного обучения.
- Совершенствование учебных планов и программ.
- Отработка и обновление содержания учебных предметов.
- Создание условий и привитие интереса к самообразованию.
- Поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских, модифицированных программ, курсов, пособий.
Содержание методической работы
- Опытно-экспериментальные исследования по различным вопросам учебной и воспитательной работы.
- Координация разработки учебных планов и программ, их согласование по смежным и взаимообеспечивающим дисциплинам.
- Обсуждение проблем информатизации образования, повышения качества профессиональной подготовки учителей на основе информационной техники.
- Анализ и коррекция подготовки учащихся по результатам текущей успеваемости, зачетов и экзаменов, контрольных посещений занятий.
- Организация теоретических и научно-практических семинаров по вопросам педагогики и психологии, новым достижениям в науке по проблемам обучения и воспитания обучающихся, методики проведения отдельных видов занятий.
- Выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдельных педагогов и методических объединений учителей.
- Изучение и внедрение в образовательный процесс положительного опыта методической работы других образовательных учреждений.
- Создание для педагогов образовательной среды, в которой они смогли бы получить необходимый опыт личностно ориентированного обучения в условиях профильной дифференциации.
Модели научно-методической службы
Вся научно-методическая работа ведется по трем направлениям повышения квалификации учителя - как предметника, методиста, воспитателя. Работа по повышению квалификации учителя-предметника проходит через школьные методические объединения учителей, постоянно действующие обучающие и практикоориентированные семинары, временные творческие группы и лаборатории. В школе созданы следующие методические объединения:
- “Человек-природа” (объединяет учителей географии, физики, биологии, химии, астрономии).
- “Человек-техника” (объединяет учителей технологии).
- “Человек-знаковая система” (объединяет учителей математики, черчения, информатики). “Человек-человек” (объединяет учителей иностранного языка).
- “Человек-культура” (объединяет учителей русского языка и литературы, мировой художественной культуры).
- “Человек-общество” (объединяет учителей истории, обществознания).
- “Человек-спорт” (объединяет учителей физической культуры).
- “Начальная школа” (объединяет учителей начальной школы).
Деятельность МО направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета, методики его преподавания и расширения кругозора учащихся по предмету.
Педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе используется разноуровневый подход. Коллектив условно разделен на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством.
Первая группа педагогов | Вторая группа педагогов | Третья группа педагогов |
Обладают высокими педагогическими способностями. Главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Педагоги объединены в мастер-класс. Итог работы – печатный материал, описание методик, разнообразные дидактические материалы | Группа совершенствования педагогического мастерства. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам | Группа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые учителя. Для помощи молодым учителям организована школы молодого учителя. |
Формы научно-методической работы
Формы научно-методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональными возможностями, образовательными потребностями и интересами учителей. Их объединяем в шесть блоков:
Блок | Формы |
1 | 2 |
Поисковая работа и научные исследования педагогов | Участие в работе экспериментальной площадки, разработка и апробация авторских и вариативных программ, рецензирование, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований, написание учебника, методического пособия, тематического сборника, статьи в журналах |
Руководство поисковой работой обучающихся | Руководство предметными кружками, творческими проблемными группами, секцией научного общества учащихся, рефератами; участие в организации научно-практической конференции учащихся, обработка материалов экспериментальной работы учеников, проведение консультаций учащихся, руководство работой одаренных учеников по индивидуальным планам |
Разработка методической документации | Работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, научно-методической работой; разработка экзаменационных материалов, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т. п. ), методик диагностики учащихся |
Подготовка учебных аудио- и видеозаписей | Подготовка аудио- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий |
Повышение квалификации учителей | Стажировки, круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства “Учитель года”, “Самый “классный” классный руководитель” и т. д. |
Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта | Работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статья, монография, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, выездные семинары, педагогические лектории, встречи с творчески работающими учителями, создание информационной базы о передовом инновационном опыте |
Процедуры методической работы
Обсуждение деятельности педагогов, работа с литературой, индивидуальные неформальное консультирование, тренинговые процедуры, участие в анкетировании и опросах, интерпретация педагогических и профессиональных феноменов, анализов опросов и анкетирования, посещения занятий с последующим обсуждением.
Распределение функций управления научно-методической работой в школе
Функции управления научно-методической работой | Органы, ответственные за выполнение функций |
Определение стратегических направлений научно-методической работы | Педагогический совет, директор |
Назначение ответственных за управление процессом обучения педагогических кадров, распределение между ними обязанностей | Директор |
Разработка прогноза потребностей кадров в обучении в соответствии с основными изменениями, которые предвидятся в деятельности школы | Директор, заместитель директора по научно-методической работе |
Заключение договоров об обучении педагогов | Директор |
Планирование расходов на обучение педагогических кадров | Директор |
Вознаграждение сотрудников, представленных к поощрению за высокие результаты в обучении педагогических кадров и в организации научно-методической работы в школе | Директор (по представлению методического совета) |
Управление реализацией избранной стратегии и контроль качества научно-методической работы | Методический совет, заместитель директора по научно-методической работе |
Руководство процессом обучения учителей | Заместитель директора по научно-методической работе, руководители методических объединений учителей |
Содействие адаптации молодых специалистов, назначение наставников | Заместитель директора по научно-методической работе, руководители методических объединений учителей |
Оценка эффективности действующей в школе системы научно-методической работы на основе анализа, представленного заместителем директора школы | Директор, методический совет |
Отчетность
Мероприятия, которые могут быть отнесены к методической работе, оформляются следующим образом:
- Работа временных проблемных и творческих групп – письменные материалы о проводящейся работе (материалы семинаров, заседаний и конференций, публикации, анализы деятельности, реферирование литературы).
- Работа педагогического совета, научного методического совета, методических объединений, постоянно действующих семинаров – планы работы, отчеты по деятельности, протоколы заседаний и материалы, созданные в процессе и в результате работы.
- Участие в семинарах, конференциях – материалы, отражающие содержание проведенной работы (в любой форме).
- Участие во “внешних программах” обучения – свидетельства и сертификаты об участии.
Стимулы профессионального развития учителей
Ниже приводится перечень стимулов, которые наиболее часто используются в школе и могут служить вознаграждением за эффективное профессиональное развитие и активное участие в научно-методической работе.
Мотивы к труду | Вознаграждения |
Мотив самостоятельности, реализации себя в творческой педагогической деятельности | Открытие собственного мастер-класса для учителей района или города Повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе, выбирать класс. Содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, ее распространении в районе |
Мотив личного развития, приобретения новой информации | Направление на стажировку, курсы. Предоставление времени на методическую работу (работа на дому). Творческий отпуск в каникулярное время. |
Мотив самоутверждения, достижения социального успеха | Направление на различные проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом. Содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати. Привлечение к руководству методическими подразделениями школы. Получение права на проведение семинаров, курсов, лекций для своих коллег по школе. |
Потребность в причастности к делам коллектива | Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы |
Мотив стабильности, защищенности | Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе |
Мотив состязательности | Содействие в выдвижении на престижные конкурсы. Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства. |
Комплексные программы в системе методической работы
Наряду с текущей, стихийной, тактической методической работой, которая осуществляется по плану и вне плана, основной задачей администрации и всего педагогического коллектива является разработка и реализация крупных научно-исследовательских проектов и программ, которые могут сыграть важную роль в жизни школы.
Программы и проекты разрабатываются по различным направлениям и областям:
- Внедрение профильного обучения.
- Повышение качества образования на основе диагностики и мониторинга.
- Организация творческой деятельности обучающихся совместно с учреждениями дополнительного образования.
- Включение семьи и социума в образовательный процесс.
- Преодоление неуспеваемости обучающихся и повышение их познавательной мотивации.
- Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
- Системная работа с молодыми педагогами.
- Разработка и реализация программы “Одаренные дети”.
Формы предъявления и обобщения передового педагогического опыта
- Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, внеклассных мероприятий.
- Ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений.
- Изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий перехода на новые способы работы.
- Составление краткого описания предъявленного опыта и создание информационной базы.
- Организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы.
- Осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций.
- Проведение семинаров, конференций, практикумов, собеседований, имитационных игр, организация консультаций, выставок.
Формы повышения профессионального мастерства учителя
- самообразование;
- изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
- рефлексия и анализ собственной деятельности;
- накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;
- создание базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке;
- разработка собственных средств наглядности;
- самостоятельное проведение исследований;
- постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога;
- разработка диагностических процедур, заданий и тестов и проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;
- подготовка программного доклада в начале учебного года и годового отчета о достигнутом – в конце года;
- посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
- персональные консультации;
- собеседования с администрацией;
- индивидуальная работа с наставником;
- выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методобъединения;
- разработка собственной программы самообразования;
- разработка авторского курса и учебного пособия.
Критерии оценки результатов методической работы в школе
- Рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью.
- Положительный психолого-педагогический климат.
- Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
- Овладение современными методами обучения и воспитания.
- Хорошо организованный процесс обучения и воспитания.
- Положительная динамика качества образования.
- Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.
- Своевременное распространение передового педагогического опыта.
- Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.
- Качественно организованная система повышения квалификации педагогов.
Критерии успешности образовательного процесса в школе
- высокий уровень удовлетворенности обучающихся собственной учебной деятельностью;
- высокая оценка, которую учащиеся ставят своей школе в связи с её привлекательностью;
- высокий профессиональный авторитет педагогов;
- общая тональность отношений педагогов и обучающихся в школе;
- уважительное отношение к школе со стороны родителей;
- готовность обучающихся, выпускников школы, родителей помогать школе;
- творческий настрой педагогов и обучающихся;
- желание педагогов достичь совершенства, которое позволило бы им стать любимыми педагогами в школе;
- высокий уровень внимания, включенности, интереса к учебе со стороны обучающихся;
- возможность для каждого обучающегося найти себе интересного учителя, интересные предметы, дело по душе, внимательное отношение к его проблемам;
- умение использовать достоинства индивидуального, дифференцированного обучения;
- естественная связь между урочной и внеурочной, классной и внеклассной предметной деятельностью;
- устойчивое умение педагогов применять различные современные методики преподавания.
Сегодня в школе проводится работа по внедрению программы повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала. Созданы межпредметные и предметные научно-методические объединения, временные творческие группы, лаборатории педагогической инноватики. Все это позволяет говорить с уверенностью, что педагогический коллектив школы успешно решает вопросы повышения качества образования в условиях создания модели адаптивной профильной школы.