С 1998 г. взяла под наблюдение учащихся начальной школы, поступивших в первые классы. Патологию имели 31% учащихся из числа обследованных.
На основе данных медицинских осмотров была сформирована группа с нарушениями осанки, со слабовыраженным плоскостопием, повышенной утомляемостью, слабо выраженной близорукостью, хроническими заболеваниями органов дыхания (5-6 раз в год).
С целью устранения патологических изменений в связи с резким ухудшением здоровья детей, снижением иммунно-биологической реакции была разработана авторская программа с внедрением лечебного и коррекционного компонента.
Цель программы – разработать эффективную методику, способствующую коррекции патологических изменений в здоровье детей.
Задачи:
- создать условия для освоения основных двигательных умений и навыков, предусмотренных базовой программой по физическому воспитанию;
- обучить рациональному дыханию, методике использования упражнений, снимающих зрительное утомление и предупреждения близорукости;
- обучить профилактике простудных заболеваний и патологических изменений в опорно-двигательном аппарате.
Используемые методики:
- Авторские разработки комплексов, направленных на воспитание правильной осанки, ее коррекции.
- Релаксация с текстами и музыкальным сопровождением.
- Система дыхательных упражнений.
- Методика профилактики зрительного утомления. Использование методики профилактики близорукости В. А. Ковалева.
- Точечный массаж при простудных заболеваниях, зрительного утомления, снятия стрессовых ситуаций.
Для решения поставленных перед учителем целей и задач разработаны уроки с лечебно-оздоровительной направленностью с использованием изученных методик.
Один из уроков приводится далее.
Урок: “Тропинка к здоровью”
проводился для учащихся 4 класса лицея № 2 с лечебно-оздоровительной направленностью
Цель: оказание общеукрепляющего воздействия на организм посредством физических упражнений, нетрадиционных методов оздоровления.
Задачи:
- Образовательные:
- освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой, самостоятельные навыки, формирование правильной осанки.
- Оздоровительные:
- укрепление здоровья, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обучение правильному дыханию, профилактика зрительного утомления, снятие нервного возбуждения.
- Воспитательные:
- воспитывать сознательное овладение системой физических упражнений, способствовать устранению или компенсации патологических нарушений.
Требования к учащимся: уметь выполнять и показывать упражнения на осанку, уметь согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Оборудование и наглядность: гимнастические палки, скакалки, магнит, гибкие маты, магнитофон, плакаты, выставка рисунков, фотографии.
Техника безопасности: напомнить о технике безопасности и дисциплине на уроке.
Межпредметные связи: понятие правильной осанки, зрительное утомление (биология).
Перед занятием готовится дорожка здоровья с красочным оформлением.
ХОД УРОКА
Содержание учебного материала |
Методические указания |
|
Построение Поздороваться с гостями. Учитель: У нас сегодня урок “Тропинка
к здоровью”. Чтобы быть здоровым и бодрым,
необходимо, чтобы дыхание было легким, сердце
всегда спокойным и добрым, побольше растянешься
– подольше проживешь. |
Проверить обувь учащихся, форму, напомнить правила поведения в спортивном зале при выполнении физических упражнений, дисциплине, о взаимоуважении к действиям товарищей. | |
Выбегают болезни в костюмах, грязь, лень, сигареты, микробы. Они шумят: “не здоровье всему голова, мы - самые главные” | Театрализованное представление. | |
Учитель: – Что, они главные? |
Ученики: – Нет. Вы компания на славу, |
|
Начинаем с разминки. Ходьба по залу:
|
Осанка, выправка. По сигналу смена с правильной осанкой.
Эти шаги будут нужны в игре, обратить внимание. Сохранять правильное движение, дистанцию, равнение. |
|
Упражнение на дыхание. | Губы трубочкой и выдыхаем все. | |
ОРУ со скакалками в колонну по 4.
По ходу движения разбирают скакалки. |
Указания даются по ходу выполнения упражнений | |
Подвижная игра “Кто
быстрее”. Начинается по сигналу “Поехали
на прогулку”.
Команда “Прогулка окончена”. |
Лошадки положили скакалки. (Под
музыку) Кучера накидывают на плечи “лошадок” скакалки, продевают концы их под руки и выезжают на середину. Кучера снимают скакалки с плеч лошадок и бегом возвращаются на свои места. |
|
Переходим к основной
работе “Тропинка к здоровью”
|
Проверить осанку у стенки | |
|
Уложить гимнастические маты | |
|
“Воздух” – 7–10 раз “Вода” – 10–15 раз спина прямая |
|
|
||
|
||
|
Точечный массаж | |
|
Задетый колокольчик – ошибка | |
|
Задержать положение лодочки: голову – вверх, взгляд – вперед. | |
Подвижная игра с использованием упражнения на дыхание. Команды по сигналу дуют на шар и должны пригнать его на середину зала. | Больше делать выдохов. Кто быстрее. |
|
У: После серии
упражнения для здоровья мы немного отдохнем.
Каждая команда участвует в конкурсе:
“Марья-искусница”. Задание – соткать ковер. Комплекс Хатха-йога № 3.
|
Полный сед |
|
Релаксация: на поляну
прилетела бабочка. У: Текст: “реснички опускаются, глазки закрываются, мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем, дышим легко,… ровно… глубоко”. Выход с релаксации: подтянуться, улыбнуться, открыть глаза. |
Музыкальное сопровождение | |
Построение, переход на
скамейку. Гимнастика для глаз с флажком, с ракетками для глаз. |
Капитаны раздают ракетки для глаз. | |
А в это время Вирус напал на гостей. Мы занимались, выполняли щит от простуды, а гости – нет. Их защитит доктор Градусник. | ||
Домашнее задание показывает
Гантелькин:
|
С прямой спинкой (на осанку). | |
Подведение итогов урока, анализ работы команд. | Ребята сами оценивают себя, раздавая
сердечки здоровья: красное – 5; |