Лечебно-оздоровительная физкультура для детей с отклонениями в состоянии здоровья (урок: "Тропинка к здоровью")

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


С 1998 г. взяла под наблюдение учащихся начальной школы, поступивших в первые классы. Патологию имели 31% учащихся из числа обследованных.

На основе данных медицинских осмотров была сформирована группа с нарушениями осанки, со слабовыраженным плоскостопием, повышенной утомляемостью, слабо выраженной близорукостью, хроническими заболеваниями органов дыхания (5-6 раз в год).

С целью устранения патологических изменений в связи с резким ухудшением здоровья детей, снижением иммунно-биологической реакции была разработана авторская программа с внедрением лечебного и коррекционного компонента.

Цель программы – разработать эффективную методику, способствующую коррекции патологических изменений в здоровье детей.

Задачи:

  • создать условия для освоения основных двигательных умений и навыков, предусмотренных базовой программой по физическому воспитанию;
  • обучить рациональному дыханию, методике использования упражнений, снимающих зрительное утомление и предупреждения близорукости;
  • обучить профилактике простудных заболеваний и патологических изменений в опорно-двигательном аппарате.

Используемые методики:

  • Авторские разработки комплексов, направленных на воспитание правильной осанки, ее коррекции.
  • Релаксация с текстами и музыкальным сопровождением.
  • Система дыхательных упражнений.
  • Методика профилактики зрительного утомления. Использование методики профилактики близорукости В. А. Ковалева.
  • Точечный массаж при простудных заболеваниях, зрительного утомления, снятия стрессовых ситуаций.

Для решения поставленных перед учителем целей и задач разработаны уроки с лечебно-оздоровительной направленностью с использованием изученных методик.

Один из уроков приводится далее.

Урок: “Тропинка к здоровью”

проводился для учащихся 4 класса лицея № 2 с лечебно-оздоровительной направленностью

Цель: оказание общеукрепляющего воздействия на организм посредством физических упражнений, нетрадиционных методов оздоровления.

Задачи:

  • Образовательные:
    • освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой, самостоятельные навыки, формирование правильной осанки.
  • Оздоровительные:
    • укрепление здоровья, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обучение правильному дыханию, профилактика зрительного утомления, снятие нервного возбуждения.
  • Воспитательные:
    • воспитывать сознательное овладение системой физических упражнений, способствовать устранению или компенсации патологических нарушений.

Требования к учащимся: уметь выполнять и показывать упражнения на осанку, уметь согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Оборудование и наглядность: гимнастические палки, скакалки, магнит, гибкие маты, магнитофон, плакаты, выставка рисунков, фотографии.

Техника безопасности: напомнить о технике безопасности и дисциплине на уроке.

Межпредметные связи: понятие правильной осанки, зрительное утомление (биология).

Перед занятием готовится дорожка здоровья с красочным оформлением.

ХОД УРОКА

Содержание учебного материала

Методические указания

Построение

Поздороваться с гостями.

Учитель: У нас сегодня урок “Тропинка к здоровью”. Чтобы быть здоровым и бодрым, необходимо, чтобы дыхание было легким, сердце всегда спокойным и добрым, побольше растянешься – подольше проживешь.
На уроке принимают участие две команды: “Воздух” – девочки, “Вода” – мальчики.
Девиз нашего урока “Здоровье – всему голова!”

Проверить обувь учащихся, форму, напомнить правила поведения в спортивном зале при выполнении физических упражнений, дисциплине, о взаимоуважении к действиям товарищей.
Выбегают болезни в костюмах, грязь, лень, сигареты, микробы. Они шумят: “не здоровье всему голова, мы - самые главные” Театрализованное представление.
Учитель:

– Что, они главные?

Ученики:

– Нет.

Вы компания на славу,
Только скучно с вами стало,
Не найдете среди нас
Вы друзей себе сейчас

 
Начинаем с разминки.

Ходьба по залу:

  • обычная
    • “Воздух” – руки за головами, на носках;
    • “Вода” – руки на поясе, на носках;
  • на осанку:
    • “Воздух” – перехват через плечо;
    • “Вода” – перехват через шею;
  • танцевальные шаги:
    • “Воздух” – шаг с подскоком;
    • “Вода” – шаг с галопа;
  • бег змейкой через середину:
    • “Воздух” – по два;
    • “Вода” – по одному;
Осанка, выправка.

По сигналу смена с правильной осанкой.

 

 

 

Эти шаги будут нужны в игре, обратить внимание.

Сохранять правильное движение, дистанцию, равнение.

Упражнение на дыхание. Губы трубочкой и выдыхаем все.
ОРУ со скакалками в колонну по 4.
По ходу движения разбирают скакалки.
Указания даются по ходу выполнения упражнений
Подвижная игра “Кто быстрее”. Начинается по сигналу “Поехали на прогулку”.
  • “Воздух” – лошадки – по сигналу шагом галопа вперед;
  • “Вода” – кучера – у них скакалки, шаг с подскоком.

Команда “Прогулка окончена”.

Лошадки положили скакалки. (Под музыку)

Кучера накидывают на плечи “лошадок” скакалки, продевают концы их под руки и выезжают на середину.

Кучера снимают скакалки с плеч лошадок и бегом возвращаются на свои места.

Переходим к основной работе “Тропинка к здоровью”
  • “Ах, осанка – загляденье” – ходьба по гимнастической скамейке, руки на поясе, скрестным шагом, боком, приставным шагом.
Проверить осанку у стенки
  • Лазание по гимнастической стенке с грузом на голове
Уложить гимнастические маты
  • “Сила мускулов” – отжимание на гимнастической скамейке
“Воздух” – 7–10 раз
“Вода” – 10–15 раз
спина прямая
  • “Переправа” – ходьба по гимнастическому канату
 
  • “Зоркий глаз” – работа по таблице
 
  • “Щит от простуды”
Точечный массаж
  • “Преграда” – проползание под веревкой с колокольчиком
Задетый колокольчик – ошибка
  • “Грация – осанка” – упражнения с гимнастической палкой: перебирая руками, прогнуться.
Задержать положение лодочки: голову – вверх, взгляд – вперед.
Подвижная игра с использованием упражнения на дыхание. Команды по сигналу дуют на шар и должны пригнать его на середину зала. Больше делать выдохов.
Кто быстрее.
У: После серии упражнения для здоровья мы немного отдохнем. Каждая команда участвует в конкурсе: “Марья-искусница”. Задание – соткать ковер.

Комплекс Хатха-йога  № 3.

  • “Кошка”
  • сидя на пятках - “поза ребенка”
  • поза “головоколенная” – сидя, взяться за носки
  • поза “Лотос”, “полулотос”
 

 

 

Полный сед
Ноги в коленях не сгибать
Плавный переход

Релаксация: на поляну прилетела бабочка.

У: Текст: “реснички опускаются, глазки закрываются, мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем, дышим легко,… ровно… глубоко”.

Выход с релаксации: подтянуться, улыбнуться, открыть глаза.

Музыкальное сопровождение
Построение, переход на скамейку.
Гимнастика для глаз с флажком, с ракетками для глаз.
Капитаны раздают ракетки для глаз.
А в это время Вирус напал на гостей. Мы занимались, выполняли щит от простуды, а гости – нет. Их защитит доктор Градусник.  
Домашнее задание показывает Гантелькин:
  • из положения сидя, ноги скрестно, руки за головой, встать и сделать повороты, принять исходное положение.
С прямой спинкой (на осанку).
Подведение итогов урока, анализ работы команд. Ребята сами оценивают себя, раздавая сердечки здоровья:

красное – 5;
зеленое – 4;
желтое – 3.