Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству А.С. Пушкина

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомить с творчеством А.С. Пушкина.
  • Обратить внимание на музыку слов.
  • Пробудить в детях добрые чувства, способность видеть лучшие стороны человеческой натуры, доставить эстетическое наслаждение.

Оборудование:

  1. Портрет А.С. Пушкина.
  2. Выставка книг (стихи, сказки А.С. Пушкина; литература о А.С. Пушкине).
  3. Иллюстрации художников к произведениям А.С. Пушкина.
  4. Детские рисунки.
  5. Портреты композиторов М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.

Учитель:

6 июня 1799 года в Москве родился А.С. Пушкин.

В те далекие времена Москва, разумеется, была совсем не той, какой знаем мы ее теперь. (Показать репродукции картины старой Москвы). Летом проезжающие экипажи поднимали пыль, осенью – колеса увязали в грязи. Каменные и деревянные дома располагались весьма привольно. Многочисленные купеческие и дворянские владения были окружены обширными огородами, тенистыми садами, конюшнями, сараями, кузницами. Рядом стояли маленькие домики мелких торговцев, мещан, ремесленников. Много зелени, поют петухи, лают собаки на прохожих. Иной раз казалось, что идешь по деревенской улице.

1-й ученик:

Саша Пушкин гулял по московским улицам со своим крепостным дядькой Никитой Тимофеевичем Козловым, Никита Тимофеевич любил рассказывать мальчику что-нибудь из русской истории, которую знал по-своему неплохо. Саша с захватывающим интересом слушал рассказы о далеких и недавних событиях.

2-й ученик:

Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, рассказывала своему внуку о старинной жизни русских бар, об интересных случаях Петра Первого. Саша Пушкин забирался в большую корзинку, предназначенную для принадлежностей шитья и вязания, и, тихонько сидя в ней, слушал рассказы бабушки. Когда Саше исполнилось 5 лет, Мария Алексеевна стала его учить читать и писать по-русски.

3-й ученик:

Другой женщиной, влияние которой на будущего поэта трудно переоценить, была Арина Родионовна, няня Пушкина.

Русские народные песни и сказки, жемчужная россыпь пословиц и поговорок, меткие и образные обороты русской речи – словом, все богатство разговорного русского языка раскрывалось перед мальчиком в речах Арины Родионовны. Он полюбил ее нежной детской любовью и на всю жизнь привязался к ней, как к самому близкому человеку.

Учитель:

Начиная с 1806 года, семья Пушкиных лето проводила в подмосковном селе Захарово. Там перед взором будущего поэта предстает природа Подмосковья, трудовая жизнь и быт народа, крестьянские будни с тяжелой работой в поле, деревенские праздники с песнями, с незатейливой музыкой балалайки, девичьими хороводами. Все это навсегда вошло в сознание Пушкина, полюбилось ему.

(Группа девочек в русских народных костюмах водят хоровод под музыку песни “Во саду ли, в огороде”).

Учитель:

Осенью возвращались в Москву, и опять начиналась городская жизнь с уроками гувернеров, с чтением, с прогулками по улицам и площадям.

Пушкин рано выучился читать. К 9 годам большая библиотека отца была почти вся прочитана.

Большую часть своей жизни поэт проводит вне Москвы, но в Москве было заложено в нем многое, что дает направление его творчеству. Москва навсегда останется для него родиной.

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе.
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

4-й ученик:

Саше Пушкину исполнилось 12 лет. Пора было думать о школьном образовании. В 1811 году Сашу определяют в Лицей.

Лицейский день начинался рано, в 7 часов. После завтрака шли занятия с перерывами на обед и прогулку – вплоть до 8 часов вечера.

Учился Пушкин неровно. Его привлекали русский и французский языки, литература, история, рисование.

Показать фрагменты д/ф “Пушкин в Лицее”.

5-й ученик:

В лицейские годы Пушкиным написано много дружеских посланий, стихотворений. Всего в годы учения в Лицее Пушкиным было написано около 120 стихотворений. Он уже осознает себя поэтом. Это только еще начало.

6-й ученик:

В мае 1817 года прошли последние экзамены. Пушкин уезжает в Петербург, куда к этому времени уже переехали его родители. Началась новая пора жизни. Он был зачислен вместе с несколькими своими лицейскими товарищами на службу в Коллегию иностранных дел, но до начала службы получил отпуск и тотчас уехал в Михайловское, где позже поэту пришлось провести два года своей ссылки.

7-й ученик:

Осенью Пушкин возвратился в Петербург, он серьезно полюбил театр и сделался его завсегдатаем. В эти годы он знакомится с М. Глинкой. Пройдет время и М.И. Глинка – великий русский композитор – создаст оперу к пушкинской поэме “Руслан и Людмила”.

Дать прослушать фрагменты оперы: образы Людмилы, Черномора, Руслана.

8-й ученик:

Александр Сергеевич писал много шутливых и вольнолюбивых стихов. Это не нравилось царю. За Пушкиным началась слежка и доносы о нем. Петербургский губернатор получил приказание сделать обыск у Пушкина и арестовать его.

1-й ученик:

1820-1824 годы южной ссылки. Пушкин совершал путешествия по Кавказу и Крыму. В сентябре 1820 года приехал в Кишинев, затем переехал в Одессу. В 1824 году возвращается в Михайловское, где его встретила вся семья. Здесь же была и Арина Родионовна. Ей тогда было уже под семьдесят лет.

2-й ученик:

В зимние месяцы Арина Родионовна жила в опустевшем господском доме. Комната ее находилась напротив кабинета Пушкина. В этой просторной комнате стояло множество пяльцев. Там, под присмотром няни, работали крепостные девушки – мастерицы: вышивальщицы, швеи.

3-й ученик:

Зимой темнело рано. Девушки-вышивальщицы расходились по домам. Тогда Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в кабинет к Александру Сергеевичу. Зимние вечера они коротали вместе.

Пушкин читал или ходил по комнате, слушая, как ветер завывает в трубе. Арина Родионовна пряла в сторонке. Свеча потрескивала на столе. Пушкину казалось, что он один на белом свете. Он да няня, а там за окном, снег, вой ветра. Тоска сжимала сердце…

Ученик читает стихотворение “Зимний вечер”.

Учитель:

В долгие зимние вечера Арина Родионовна рассказывала Пушкину свои сказки, пела песни. Знала она их великое множество:

Мастерица ведь была
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!…
Слушать так душе отрадно.
И не пил бы и не ел,
Все бы слушал, да сидел.
Кто придумал их так ладно! 

4-й ученик:

Рассказывала няня их прекрасно. Все в семействе Пушкиных удивлялись меткости ее языка, повторяли ее словечки. Для поэта она была сущий клад. В причудливом мире легенд и сказок чувствовала себя как дома. Повадки и хитрости домовых, леших, русалок, чертей, ведьм, Змея-Горыныча знала на перечет. Казалось, они ее близкие знакомые.

Пушкин пристраивался на лежанке, Арина Родионовна подсаживалась поближе и не спеша, певучим голосом заводила сказку.

5-й ученик:

Когда было что-нибудь новое, особенно интересное, Пушкин раскрывал свою черную тетрадь, и появлялась запись: “Некоторый царь собирался жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой…”

Это начало одной из записанных Пушкиным сказок.

Звучат фанфары из “Сказки о царе Салтане”.

Учитель:

Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков не раз подумывал об опере на сюжеты сказок Пушкина. Вновь и вновь он перечитывал это поэтическое сокровище.

Чтение наизусть отрывков из сказки.

Учитель:

Чтобы царю Салтану поскорей захотелось ехать в гости к князю Гвидону, юноша мечтает завести у себя на острове чудеса: (“Белочка”, “Тридцать три богатыря”, “Царевна-Лебедь”).

Звучат “Три чуда” Римского-Корсакова.

Сохранились и другие: “Поп поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только три щелчка в лоб попу. Поп радехонек, попадья говорит: “Каков будет щелк”.

Балда дюж и работящ, но срок уже близок, а поп начинает беспокоиться. Жена советует отослать Балду в лес к медведю будто бы за коровой. Балда идет и приводит медведя в хлев”.

Пушкин с явной насмешкой изобразил царя Додона глупым лежебокой.

Ученики драматизируют отрывки из “Сказки о золотом петушке”.

Звучат музыкальные эпизоды Римского-Корсакова: крик Петушка и колыбельная.

6-й ученик:

Пушкину случалось много ездить по России. Был он в предгорьях Кавказа, в Молдавии, в долинах Грузии.

Все эти пути совершал он на лошадях в коляске или кибитке, в летний зной и в зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика. Особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, поскрипывание полозьев, дорожная скука, располагающая к мирной дремоте, - все это навевало на поэта особое настроение.

Ученик читает наизусть стихотворение “Зимняя дорога”.

7-й ученик:

У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.

Ученик читает стихотворение “Зимнее утро”.

8-й ученик:

Любимым временем года была осень. Осенью приходило вдохновение. Поэт наслаждается осенним пейзажем, когда пышно увядает природа, и когда роща теряет последний лист.

Чтение стихотворений “Унылая пора”, “Октябрь уже наступил…”.

Учитель:

Наш рассказ о великом поэте подошел к концу, хотя многое можно было бы еще услышать. Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водой” всех, кто прикасается к нему.

Всем творчеством Пушкин служил народу, и народ платит ему ответной любовью. У Пушкина мы учимся многому. Читайте Пушкина!