Гимназический образовательный форум, как форма подведения итогов реализации концепции модернизации Российского образования

Разделы: Администрирование школы


Основная цель форума.

Проанализировать основные показатели деятельности педагогического коллектива по модернизации образования, провести аудит ведущих идей, проектов, программ, способствующих повышению качества образовательного процесса, наметить перспективы реализации образовательной политики гимназии, соответствующей актуальным запросам современной жизни страны.

Основные задачи форума.

  1. Привлечь внимание педагогов города, родителей к инновационным процессам в образовании.
  2. Создать пространство объективной и достоверной информации о позитивных и негативных результатах образовательного учреждения по реализации концепции модернизации.
  3. Провести внутренний и внешний аудит инновационных идей, проектов, программ.
  4. Пополнить банк идей, проектов, программ новыми инициативами педагогов по обучению, развитию и воспитанию школьников.

Содержание основных направлений форума.

1. Модернизация российского образования, результаты реализации инновационной деятельности гимназии.

2. Совершенствование управления образовательным учреждением.

3. Сохранение здоровья и здорового образа жизни обучающихся и педагогов через:

  • физкультуру и спорт в дополнительном образовании;
  • современные образовательные технологии, том числе здоровьесберегающие;
  • медико–психолого–педагогическое сопровождение;
  • Совершенствование структуры и содержания образования через реализацию:
  • предпрофильной подготовки и профильное обучение;
  • отработку форм ЕГЭ;
  • апробацию проектировочных умений в режиме НИТ;
  • создание режима профессионального развития педагога.

4. Обеспечения социально мобильной личности ученика через систему воспитательной работы.

5. Форуму предшествовала целенаправленная и напряженная работа всего педагогического коллектива.

Подготовительная работа для реализации целей и задач форума.

1. Разработка положения о гимназическом образовательном форуме в сентябре. (Приложение 1).

2. Ближе к сроку проведения форума (в феврале) был подготовлен документ о подготовительной работе к форуму. (Приложение 2).

3. С целью более качественной подготовки одновременно было издано распоряжение о подготовке к форуму. (Приложение 3).

Девизом форума был выбран эпиграф “Придумать зеленое солнце не трудно гораздо труднее придумать мир, в котором это солнце будет настоящим…” и сделан вывод, что миссия участников гимназического образовательного форума творить тот мир, в котором есть настоящее солнце.

 КАЛЕНДАРНАЯ ПРОГРАММА

1 день

9.00-9.20 Открытие форума ______________________________________________________ Ходырев А.П., директор гимназии

Дневник форума _______________________________________________________ Бессолицына Р.В., зам. директора;

_____________________________________ _________________________________Дымченко С.А., зав. методкабинетом

9.20-11.15 Семинар “Образование в меняющемся мире”
9.20-9.45 Ресурсы модернизации системы образования _________________________ Ходырев А.П., директор гимназии
9.45-9.55 Гимназия как ресурсный центр по новым информационным технологиям ___________ Харунжев А.А., научный консультант гимназии
9.55.-10.15 Компетентностно-ориентированный подход к образованию как ресурс модернизации____________________Бессолицына Р.В., зам. директора
10.15-11.15 Защита творческих проектов “Формирование ключевых компетентностей учащихся средствами современных образовательных технологий”
  • Кафедра начальной школы и СХЭЦ

Компетенции для начальной школы “Разноцветный мир” ________________________________________Глушкова В.Я., зав. кафедрой

  • Кафедра гуманитарных предметов

Общекультурная и учебно–познавательная компетенции. “Победе-60. Люди и судьбы”______________________ Кузнецова Г.В., зав. кафедрой

  • Кафедра естественно – математических предметов

Информационная и учебно–познавательная компетенция. “Перекрестки миров” _________________________Матошкова С.Г., зав. кафедрой

  • Кафедра иностранных языков

Коммуникативная и учебно–познавательная компетенции “Язык не только до Киева доведет” _______________Большакова Н.В., зав. кафедрой

11.15-11.30 Кофе-пауза
11.30-12.15 “Золотые россыпи” - педагогические презентации из опыта работы учителей гимназии __________ актовый зал, рук. Бессолицына Р.В., зам. директора
12.15-12.20 Подведение итогов работы первого дня форума __________________________________ Ходырев А.П., директор гимназии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

2 день

Время Тема Кабинет На какую аудиторию Ответственный
В течение дня Смотр–конкурс дидактических материалов, сборников и НЭР педагогов. Актовый зал   Дымченко С.А.
8.00-9.00 Информационный семинар “Современные подходы к реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (элективные курсы и исследовательская деятельность учащихся). 215 Учителя гимназии, желающие учителя и руководители школ города, работающие в среднем и старшем звене. Бессолицына Р.В.

Цветкова Н.В.

9.00- 10.00 Семинар “Социальное определение учащихся в условиях современного образования”. 215 Классные руководители гимназии и школ города. Татаурова Т.С.
9.00-10.00 Демонстрационная площадка.

Физкультура и спорт в дополнительном образовании.

226 Городское методическое объединение учителей физкультуры. Лебедева  Л.И.
9.00-10.00 Творческая мастерская библиотекарей. Медиатека как информационно–образовательный центр гимназии. Библиотека Городское методическое объединение библиотекарей. Созонова  Т.П.
10.00-11.00 Творческая мастерская психологов на тему: Компетенция личностного самосовершенствования. “Путь к успеху” (жизненное и профессиональное самоопределение старшеклассников). 215 Классные руководители гимназии с 5-11 класс; психологи школ города. Андреев Г.Ю.
10.00-11.00 Мастер-класс классных руководителей. Разработка и реализация защиты творческого проекта по теме “Формирование ценностно-cмысловой компетенции у учащихся” - “Учиться, чтобы уметь”. 208 Классные руководители школ города с 5-11 класс. Култышева М.Е.
Представление форм профессионального развития на заседаниях городских методических объединений по теме “Новые информационные технологии как средство повышения качества развивающего образования в общеобразовательных учреждениях”.
9.00-10.00 Городское методическое объединение учителей начальной школы. 205

 

Учителя гимназии и по 4 представителя от каждой школы города. Глушкова В.Я.
10.00-11.00

 

Городское методическое объединение учителей английского языка. 408 Городское методическое объединение учителей английского языка. Большакова Н.В.
10.00-11.00 Городское методическое объединение учителей немецкого языка. 204

 

Городское методическое объединение учителей немецкого языка. Большакова Н.В.
12.00-13.00

 

Городское методическое объединение учителей физики. 215

 

Городское методическое объединение учителей физики. Матошкова С.Г.
10.00-11.00 Городское методическое объединение учителей химии. 205 Городское методическое объединение учителей химии. Бессолицына Р.В..
12.00-13.00 Демонстрационная площадка.

Современные образовательные технологии в дополнительном образовании.

205 Заместители директора по воспитательной работе и учителя или руководители, отвечающие за дополнительное образование. Лебедева  Л.И.
12.00-13.00 Демонстрационная площадка.

Научно-исследовательская деятельность учащихся.

226 Заместители директора или учителя, отвечающие за данное направление. Бессолицына Р.В.

Цветкова Н.В.

3 день

8.30.-9.25 Представление форм профессионального развития
8.30-8.45 Профессионально развиваемся на дистантных курсах _______________________________Дрождинин Ю.В., Калинина Т.И.
8.45-9.15 Профессионально развиваемся, принимая участие в конкурсах______________________Половинкина М.В., Блохина Н.Ю.
9.15-9.25 Профессионально развиваемся, работая в лаборатории _________________________________Гущина Л.В.

Презентация дидактических материалов, сборников и научно-экспериментальных работ педагогов, визиток кафедр _____________________________ Дымченко С.А.

9.40-10.15 Круглые столы: мозговой штурм по выявлению проблем при внедрении в   образовательный процесс инновационной деятельности, путей их решения, новых инициатив педагогов.

Кафедра начальной школы ___________________________________________________Глушкова В.Я., зав. кафедрой

Кафедра гуманитарных предметов _______________________________________________Кузнецова Г.В., зав. кафедрой

Кафедра естественно–математических предметов_______________________________________ Матошкова С.Г., зав. кафедрой

Кафедра иностранных языков ____________________________________________________Большакова Н.В., зав. кафедрой

Представители образовательных учреждений заполняют карту “Формула успеха образовательного учреждения”

10.15-10.30 Кофе-пауза
10.30-11.00 Итоги мозгового штурма по выявлению проблем при внедрении в образовательный процесс инновационной деятельности, путей их решения, новых инициатив педагогов _________________________________________Представители кафедр

Знакомство с “Формулами успеха образовательных учреждений”_____________________________Савельева Л.А., рук. отдела

11.00-11.25 Публичное обсуждение “Образование в меняющемся мире” ____________________Русских Г.А., научный руководитель гимназии
11.25-11.45 Представление к награждению победителей смотра–конкурса, педагогической презентации опыта, активных участников форума ____________________________________________________________________Ходырев А.П., директор гимназии
11.45-12.00 Торжественное закрытие гимназического образовательного форума _____________Култышева М.Е.., учитель французского языка

Открылся форум дневником. Было предложено перемотать назад киноленту гимназической жизни и вспомнить основные моменты этого учебного года.

Итак, ноябрь месяц прошел под девизом дополнительного образования. В рамках предстоящего педсовета прошла неделя открытых занятий факультативов и студий. В гимназии работает более 100 студий и факультативов, очень разнообразных по тематике и по форме. Это студии, связанные с новыми информационными технологиями, объединения будущих программистов. Очень интересными оказались занятия учителей иностранного языка, на которых ребята осваивают третий иностранный язык. Прекрасный концерт показали представители студий художественно-эстетического цикла. А в конце недели занятие факультатива проводила психолог школы Цветкова Наталья Викторовна. Занятие прошло под названием “Достойная эпитафия”. Как прожить жизнь достойно, честно, чтобы после тебя осталась не только черточка между двумя датами, но и благодарная память потомков, добрые дела. Как реализовать свои способности и стать личностью, рассуждают на занятиях факультатива у Цветковой Н.В. наши старшеклассники.

Закономерным завершением этой декады стал педсовет “Виртуозы дополнительного образования”. И это название не стало преувеличением. Действительно, наши преподаватели показали наивысшее мастерство и в этой сфере деятельности. При подведении итогов педсовета было отмечено, что в гимназии созданы условия для развития дополнительного образования, которое помогает “Вдохнуть творчество” в учебные предметы, стимулирует творческий поиск педагогов, помогает выявить одаренных учеников.

Январский педсовет готовила и проводила кафедра воспитательных предметов. Его название звучало так “Социальное самоопределение учащихся в условиях гимназического образования”. Впервые в нем принимали участие и наши старшеклассники и не просто в качестве гостей, а в качестве равноправных представителей педсовета. Они представляли свои проекты под девизом “Мое будущее в моих руках”, раскрывали свое понимание слова “реализация” и пытались вместе с педагогами решить проблемы становления личности в современных условиях.

В январе месяце проходила внутригимназическая неделя учителей-экспериментаторов под девизом “Демонстрация своего опыта - это средство для нашего саморазвития”. Каждому учителю, работающему в режиме эксперимента нужно было провести демонстрационный урок или фрагмент урока, который раскрывает пути решения по реализации общей темы экспериментальной работы гимназии “Информационные технологии как средство повышения качества развивающего образования в общеобразовательных учреждениях”. Были представлены уроки с использованием новых информационных технологий, которые явились здесь средством наглядности, дополнительным источником информации, а также способом развития познавательного интереса у учащихся. Но педагогам нечего бояться, что их заменят компьютеры. Ни один ребенок никогда не променяет теплоту живого человеческого общения на бездушную машину. Ибо мы даем детям не только информацию. Мы отдаем им свои знания, свое сердце, и главное, тот дух интеллигентности, который во все времена был и будет самым главным богатством, главным содержанием любого образования.

В связи с реализацией концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования компетентностное содержание образования проходит сквозной линией через все учебные предметы и компетентностно-ориентированный подход к образованию, в настоящее время является ресурсом модернизации. В гимназии запущен механизм формирования ключевых компетенций учащихся. Этому способствовала работа в режиме эксперимента по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова и информационным технологиям. Механизм был представлен в защите творческих проектов “Формирование ключевых компетентностей учащихся средствами современных образовательных технологий”.

Кафедра начальной школы представила проект “Разноцветный мир”. Начальная школа строит дом, в котором уютно и комфортно жить каждому и учителю и ученику. Внедряя НИТ в образовательный процесс, учителя начальной школы пробуют проводить уроки с использованием компьютера. В современных условиях возрастают требования к интеллектуальному, научному, культурному уровню учителя, его профессиональному мастерству и творческим способностям. В связи с этим, одним из важных критериев профессионализма современного учителя является его подготовка в области информатики и информационных технологий. Учителя начальной школы работают при этом в двух направлениях: обучаются сами, обучают других. Чему и как учить ребенка вопрос вопросов много лет. Методик много есть на свете, но идеальной пока нет. Поиски продолжаются…

Творческий проект “Победе-60. Люди и судьбы” представила кафедра гуманитарных предметов. Тематический подбор выступлений, был связан с юбилейной датой – 60-летием Победы и говорили учителя о патриотическом воспитании как части общекультурной компетенции. Учителя кафедры гуманитарных предметов озабочены поиском новых путей для формирования, развития и совершенствования общекультурной и учебной познавательной компетенций.

Кафедра естественно-математических дисциплин позволяет достичь “Информационного резонанса”, создать оптимальные условия для достижения учащимися единой картины мира. “Перекрестки миров” так они назвали свой проект. Проектная деятельность ориентирована на интеграцию фактических знаний, на применение и приобретение новых - путем самообразования, как учителя, так и ученика.

Формирование коммуникативной компетентности – “как единственной настоящей роскоши человеческого общения” представили учителя кафедры иностранных языков через творческий проект “Язык не только до Киева доведет.

На форуме была представлена выставка дидактических материалов, сборников научно-экспериментальных работ педагогов. Сегодня в таком изменяющемся масштабе образования надо опираться на опыт реально работающих в информационных технологиях учителей в первую очередь и это мы увидели при педагогической презентации опыта работы учителей в режиме эксперимента “Золотые россыпи”. Слушая эти “россыпи”, учителя были ориентированы на слова Сальвадора Дали: “Не бойтесь совершенства, вам его не достичь”.

Педагогический калейдоскоп, включающий информационный семинар по элективным курсам и исследовательской деятельности; семинар по социальному определению учащихся; демонстрационные площадки по дополнительному образованию; творческие мастерские библиотекарей, психологов; мастер классы классных руководителей показал, что педагоги гимназии способны строить свободное профессиональное действие.

Новые информационные технологии как средство повышения качества развивающего образования в общеобразовательных учреждениях были представлены на заседаниях городских методических объединения. Все это проходило на второй день работы форума. Более 300 учителей города побывали и познакомились с опытом работы педагогического коллектива гимназии. Представленный опыт работы вызвал интерес и одобрение.

Половинкина Марина Васильевна учитель начальной школы, участница городского конкурса “Учитель года” показала урок импровизации “Продавец крыльев”. Она продавала крылья знаний творчества, счастья, успеха, радости, вдохновенья.

Интересно были представлены формулы успеха гимназии учителями различных кафедр. Успех определяется в толковом словаре “как удачи в достижении чего-либо”. Если представить учебное заведение в образе яхты, паруса будут надуваться 3 ветрами:

  • успех ученика;
  • успех учителя;
  • успех семьи ученика и семьи учителя.

Система РО + информационные технологии + материальная база + здоровье всех участников образовательного процесса умноженной на любовь к детям, при условии движущей силой желание творить - это и есть успех. Учителя пожелали отчалить от тихой пристани, почувствовать попутный ветер в парусах и плыть вперед, мечтать и открывать, придумывая мир с настоящим солнцем, которое ярко светит. (Приложение 4).

Любая школа славиться достижениями. Наши учителя и гимназисты уверены, что нельзя в этой жизни учить вполнакала, мечтать вполнакала, гореть вполнакала. Мы и мысли не допускаем, что накал творческих страстей нашей гимназии сможет опустится ниже ста градусов. Творческий дух гимназии жил, жив и будет жить. Гимназия – это прообраз школы будущего, потому что она создает условия для реализации самых важных возможностей, личности ученика. А нам учителям предстоит создать больше, чем сделано. С годами меняет облик гимназии, периодически меняется преподавательский состав, но не меняется наше общее дело: сеять разумное, доброе, вечное.

На такой позитивной ноте закончился Гимназический образовательный форум 2005 в гимназии №1 города Кирово-Чепецка - лучшей школы России 2005!