Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, на сколько сознательно учащиеся участвуют в нем. К числу таких уроков относится урок общения по теме “Магнитное поле Земли”.
Информационные технологии занимают все больше места в школьном образовании. Без этих технологий невозможны современные методы обучения. Поэтому мы решили объединить физику и информационные технологии.
Обобщающие уроки дают возможность развивать при повторении не только память, но и мышление учеников, учат выявлять сходства и различия отдельных понятий, устанавливать соотношение между физическими величинами, экспериментом и формулами, сравнивая их друг с другом, позволяют обобщать учебный материал, т.е. Формируют фундамент для творчества.
Мы предлагаем обобщающий интегрированный урок о теме “Магнитное поле Земли”.
Цель урока: обобщить изученный материал, расширить кругозор учащихся и проверить их знания.
Основные задачи:
I. Общеобразовательные:
- формирование понятий “магнитное поле Земли”, “полярное сияние”, “магнитные бури”;
- обеспечение в ходе урока повторения и закрепления знаний учащихся;
- заложить основы для дальнейшего изучения магнетизма в 9, 10 классах;
- в процессе урока показать взаимосвязь магнитного поля Земли с другими явлениями природы, изучаемыми на других предметах.
II. Воспитательные: (география, биология, химия и т. д.)
- содействовать формированию идеи познаваемости мира;
- воспитывать трудолюбие, взаимопонимание между учеником и учителем;
III. Развивающие:
- развивать навыки работы с научной литературой и с Интернет через интегрирование физики и информатики.
- развивать память и мышление учащихся;
- развивать умение учащихся излагать полученную информацию;
- развивать эмоции учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.
Урок проводится в компьютерном классе, где 13 компьютеров стоят по периметру. В центре класса стоят парты для учащихся, которым не хватило места за компьютером.
Техническое обеспечение урока:
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран.
Подготовка к уроку:
1. На элективных курсах учащиеся 11 класса составили программу и подготовили тест на компьютере по теме “Магнитное поле” под руководством учителей физики и информатики.
2. Шесть восьмиклассников, выступающих на уроке, во внеурочное время заранее отбирали, систематизировали и оформляли материал в виде презентации к уроку под руководством учителей физики и информатики.
Этапы урока:
1. Организационный момент, формулировка цели урока (2 мин).
2. Фронтальный опрос с целью повторения пройденного материала (5 мин).
3. Проверка знаний учащихся (10 мин):
а) тест на компьютере (12 учащихся);
б) графическое задание (9 учащихся);
в) составление связанного рассказа (9 учащихся).
4. Изложение нового материала в форме компьютерной презентации (20 мин)
5. Подведение итогов урока, оценка его значимости, домашнее задание (3 мин)
Фронтальный опрос:
1. Что такое магнитное поле?
2. Когда возникает магнитное поле?
3. Как графически изображают магнитное поле?
4. Перечислите свойства магнитных линий.
5. Что такое постоянный магнит?
6. Сколько полюсов у магнита? Можно ли отделить их друг от друга?
7. Что такое магнитная стрелка?
Проверка знаний:
1. Графическое задание (Приложение)
2. Связанный текст(Приложение)
3. Тест на компьютере I вариант, II вариант)(Приложение Приложение)
Изложение нового материала в форме компьютерной презентации: (Приложение)
Выступление учеников сопровождается показом слайдов с помощью мультимедийного проектора и комментариями.