Атлас социокультурной компетенции школьника — новый компонент УМК

Разделы: Иностранные языки


Целью исследования является рассмотрение методических основ составления атласа социокультурной компетенции школьника.

Социокультурная компетенция (СКК) является составной частью коммуникативной компетенции, формулирование которой определяется в образовательном стандарте "Иностранные языки" как основная цель обучения иностранным языкам в средней школе. Отечественные и зарубежные исследователи и методисты по-разному определяют СКК.

На мой взгляд, понятие СКК отражает целостную систему знаний о национально-культурной специфике речевого и неречевого поведения носителей языка, систему представлений об основных национальных традициях, культурных ценностях, обычаях, реалиях иностранной культуры и некоторых других явлениях, определяющих социокультурный контекст пользования иностранным языком, а также систему навыков и умений согласования своего поведения с этими знаниями и представлениями.

Основой организации работы учителя иностранного языка и неотъемлемым компонентом УМК, по моему мнению, должен стать тематический атлас СКК школьника, то есть систематизированный перечень тем и подтем, выступающих ориентирами для отбора учебного материала и моделирующих потенциальное общение в пределах конкретных тем и определенных сфер коммуникации.

По мнению автора статьи, при отборе тем, которые будут включены в тематический атлас, следует учитывать: требования нормативных документов (программа, образовательный стандарт "Иностранные языки") к содержанию обучения по сферам общения; "коммуникативную реальность"; сферы интереса учащихся, получившие высокий рейтинг при анкетировании.

В тематический атлас целесообразно включать не только перечень тем, учебный материал, подлежащий усвоению при их изучении, но и элементы планирования работы по овладению отобранным содержанием СКК. Тематический атлас следует разработать для каждого класса, при этом критерием для отбора учебного материала могут выступать: культурологическая и краеведческая ценность; типичность; современность и общеупотребительность среди носителей языка; четкая дифференциация с родной культурой учащихся; учет адресата отбора; функциональность; соответствие сфере общения (теме).

Автор статьи включает в тематический атлас СКК школьника следующие структурные компоненты:

I. Перечень тем.

II. Учебный материал (по каждой теме):

а) на уровне лексических единиц;

б) на уровне текста.

III. Навыки и умения, формируемые в ходе усвоения учебного материала.

Образец содержания учебного материала для тематического атласа СКК школьника в сочетании с навыками и умениями, формируемыми в ходе усвоения данного материала, приводится ниже:

Тема: "London City Life". (4 класс).

А. Уровень лексических единиц.

1. Реалии - топонимиы (количество -36): the Kew Gardens; the Speaker's Corner; Eros. the White Tower; Westminster; Big Ben; Westminster Abbey; Buckingham Palace; Whitehall; Dawn Street, 10; the Poet's Corner; the Queen Victoria Memorial, the Royal Air Force Memorial; the Houses of Parliament; Country Hall; Royal Festival Hall; St. Paul's Cathedral; the Tower of London; Cutty Sark; Greenwich; the Thames Flood Barrier; Tower Bridge; London Bridge; the City; Loyd's of London; Stock Exchange; the Hoursguards; Piccadilly Circus; Nelson's Column; Trafalgar Square; Hyde Park; Eton College; Windsor Castle; Oxford Street; the Thames; the UK.

2. Реалии-антропонимы (количество - 4): William the Conqueror; Christopher Wren; the Queen of England; the Prime Minister.

3. Реалии, связанные с историей страны (количество — 2): Londinium; the Fire of London.

4. Безэквивалентная лексика (количество - 5): bottle bank; office party; river buses; pub; a Valentine.

5. Этнографические реалии (количество - 4): St. Valentines's Day; Father's Day; "Simon Says" (игра); "Paper, stone and scissors" (игра).

6. Узуальные фразы речевого этикета (количество - 120): приветствие - 12; переспрос - 12; уточнение - 3; начало беседы 52; комплименты - 19; прощание - 17; благодарность - 5; фразы-клише для написания "валентинок": 3 варианта вступительной части открытки, 12 вариантов поздравлений, 2 варианта завершения открытки.

Б. Уровень текста.

1. Стихотворение "London Bridge".

2. Диалоги и тексты по теме из учебника И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой "Английский язык для 4 класса" (1995).

В. Навыки и умения.

1. Навыки и умения оперирования отобранным социолингвистическим материалом, фоновыми знаниями.

2. Навыки и умения речевого и неречевого поведения.

Учебный материал может быть одинаковым для всех классов одной параллели, либо может быть отобран в зависимости от уровня языковой подготовки и мотивации к изучению иностранной культуры в той или иной группе учащихся. Узуальные фразы речевого этикета предпочтительнее представить в виде дидактических материалов.

Приведу образец проведения работы на уроках в 8 классе.

Цель: формирование умения сравнивать культуры стран изучаемого языка с национальной культурой.

Приемы работы:

1) на этапе речевой зарядки:

- обсуждение происхождения пословиц, идиом;

- обсуждение значения высказываний (цитат великих людей о культуре страны изучаемого языка), тех ценностей, которые эти высказывания подтверждают;

- подбор эквивалентов аутентичным пословицам в родном языке;

- сравнение предметов и продуктов культуры страны изучаемого языка с аналогами родной культуры;

- обсуждение особенностей культуры страны изучаемого языка на основе реалий и др.

2) на этапах введения, тренировки и применения материала:

- лингвострановедческий содержательный комментарий peaлий;

- работа с видео- и аудиоматериалами, насыщенными культурологической информацией;

- составление коллажа;

- просмотр аудио-визуальных материалов, иллюстрирующих особенности аутентичного коммуникативного поведения и их анализ;

- использование заданий, предполагающих недостаток наличной информации;

- описание и обсуждение предметов и продуктов культуры страны изучаемого языка, аутентичных иллюстративных материалов;

- подбор сказок (рассказов) своей страны, сходных, аналогичных сказкам страны изучаемого языка;

- постановка предтекстовых и послетекстовых вопросов, направленных на обсуждение имеющейся в тексте культуроведческой информации;

- сравнение текстов, написанных представителями различных культур или представителями одной культуры до и после пребывания в другой стране и т.д.;

- заполнение таблиц;

- ознакомление учащихся с имеющимися переводами данного стихотворения, предложение творческого задания по подготовке собственного, по возможности стихотворного перевода;

- дискуссии;

- дебаты;

- викторины и др.

Мною было проведено пробное обучение учащихся 4 класса гимназии №1 (9 человек) и опытное обучение учащихся 9-х классов гимназии № 1 (23 человека) г. Пинска, во время которых использовались атласы СКК по темам "London. Town Life" и "Sсhool Life" соответственно. По результатам пробного обучения средняя динамика роста сформированности СКК составила 50,5%. Анализ результатов опытного обучения выявил повышение мотивации к изучению иностранного языка у 97% учащихся, а также достаточно высокий уровень (свыше 90% учебного материала) сформированности аспектов СКК в среднем у 66,6% учащихся.

Таким образом, тематический атлас СКК школьника позволяет учителю иностранного языка организовать эффективную систему работы по формированию СКК учащихся средней школы.

Приведу пример атласа СКК по теме “Australia” по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. “Английский язык для 6 класса” (2000 г.)

 How much do we know about Australia?

На уровне лексических единиц На уровне текста
Реалии-топонимы Реалии связанные с историей страны Безэквивалентная лексика Этнографические реалии  
The Great Sandy Desert, the Great Victoria Desert, the Gibson Desert Terra australis incognita (Latin), or “the unknown southern land” – Australia (sometimes it’s called “the upside down country”) The apple isle – Tasmania – the island state - it produces most of Australia’s apples Adelaid’s Festival of Arts – in Adelaide - every two years Kookaburra – (a laughing jackass) – зимородок-хохотун

Kookaburra sits on an old gum tree.

Merry, merry king of the bush is he,

Laugh, Kookaburra, laugh, Kookaburra,

Happy your life must be

New South Wales (I) – leading industrial state (Sydney – the capital of the state);

Victoria – most people live here (in the south) , Melbourne – the capital of the state;

Queensland (II) (on the east coast) Brisbane – its capital – tropical corner of Australia;

Western Australia – state’s farm, sheep stations & fruit garderns are here;

South Australia (III) – hospitable part , Adelaide – the capital;

Tasmania – the island state;

Northern territory – the least developed part of Australia ( Darwin – its capital)

The First European settlement - Sydney A cockatoo – какаду (австралийский попугай);

A kangaroo – кенгуру;

An emu – эму – the largest bird which can’t fly;

A duckbill – утконос - & anteaeter – муравьед – the world’s most primitive mammals

   
Alice Springs ( or the/Alice) – the only town in the south        
Canberra – the capital, doesn’t belong to any state. It is situated on the Australian Capital Territory (ACT)        
The National University of Australia – in Canberra        
Perth – a sea port        
Brisbane – the only city with subtropical climate