Тема: “Осень в природе”.
1 вариант
1. Укажи признаки осени.
- Гроза,
- сбор урожая,
- отлет птиц,
- распускание почек,
- похолодание,
- медведь спит в берлоге,
- исчезли насекомые,
- замерзли водоемы,
- коровы пасутся на лугу,
- жарко.
2. С наступлением осени:
- день становится длиннее;
- ночь становится длиннее;
- изменений не происходит.
3. Когда говорят, что на улице “тепло”, “холодно”, то имеют в виду:
- осадки;
- температуру;
- ветер;
- облачность.
4. Какая запись обозначает температуру три градуса тепла?
- 3о;
- – 3о;
- +3о;
- +30о;
- – 03о.
5. Обведи кружком все буквы предложений, заключающих в себе верные утверждения.
- Осенью с деревьев опадают листья.
- Осенью в жизни растений ничего не происходит.
- Осенью ель и сосна остаются зелёными.
6. Дополни предложение:
Осенью птицы _____________________________________________________________
- улетают на юг;
- выводят птенцов;
- прилетают с юга.
7. Как изменилась жизнь с приходом осени?
_______________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2 вариант
1. Изменение погоды осенью происходит из-за:
- высоты Луны в полночь;
- высоты деревьев летом;
- высоты Солнца в полдень.
2. Обведи кружком все правильные ответы.
Почему осенью опадают листья?
- в них накапливаются вредные вещества;
- их срывает ветер;
- чтобы ветви не сломались от снега, накопившегося на них;
- чтобы не испарялась влага с поверхности листьев.
3. С помощью какого прибора измеряется температура воздуха?
_____________________________________________________________________________
4. Какая запись обозначает температуру двенадцать градусов мороза?
- – 21о;
- +12о;
- 0о;
- – 12о;
- 20о.
5. Обведи кружком правильные ответы.
Осенью люди:
- убирают урожай;
- пропалывают урожай;
- сажают деревья.
6. Обведи кружком правильные ответы.
Осенью на зиму делают заготовки:
- медведь;
- лиса;
- белка;
- заяц.
Тема: “Зима в природе”
1. Укажи признаки зимы
- Появление детенышей у зверей,
- снегопад,
- цветение растений,
- мороз,
- замерзание водоемов,
- птицы вьют гнезда,
- метут метели,
- медведь спит в берлоге,
- день короткий.
2. С наступлением зимы Солнце:
- высоко поднимается над землей;
- совсем не появляется над землей;
- низко поднимается над землей.
3. Изменения погоды зимой зависят от:
- высоты Луны над облаками;
- высоты Солнца над землей;
- высоты расположения термометра.
4. Почему с приходом зимы водоемы замерзают? Отметь правильный ответ.
- чтобы люди могли по ним ходить;
- становится холодно, температура воздуха падает ниже 0;
- улетели водоплавающие птицы.
5. Установи соответствие. Стрелками укажи свойства:
снег лёд |
хрупкость белый цвет бесцветность сыпучесть наличие приятного запаха |
6. Почему с приближением зимы часть насекомых умирает, другие прячутся в почву, в разные щели? Отметь правильный ответ.
- Насекомые никому не нужны;
- становится холодно;
- нет цветущих растений;
- у животных прошла линька.
7. Отметь правильный ответ.
Зимующие птицы:
- клёст, воробей, голубь;
- грач, сойка, синица;
- скворец, воробей, чайка, ласточка.
8. Почему клёст выводит птенцов зимой? Отметь правильный ответ.
- Ель для постройки гнезда зимой в лесу найти легче, чем весной;
- зимой больше всего корма для птенцов – семян хвойных растений;
- зимой в лесу меньше людей, поэтому они не разорят гнездо;
- летом клесты не успевают вывести птенцов, потому что долго строят гнездо.
Тема: “Птицы и насекомые весной”.
1. Как одним словом можно назвать животных, тело которых покрыто перьями? ____________________________________________________________________________
2. Птицы могут летать. Стрекоза тоже летает. К
каким животным она относится? Почему?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Что может произойти с деревьями, если в лесу
станет мало птиц?____________________
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4. Какие насекомые собирают сладкий сок – нектар с цветущих растений?
- пчелы;
- муравьи;
- стрекозы;
- бабочки.
5. Кто появляется весной раньше – насекомые или птицы, которые едят насекомых?
- птицы;
- они появляются одновременно;
- насекомые.
6. Почему весной к нам возвращаются перелетные птицы?
- Потому, что в теплых краях в это время наступает зима.
- Потому, что в наших краях становится тепло и для них опять появляется много корма.
7. Для какой птицы люди строят весной домики?
- Для грача;
- для жаворонка;
- для воробья;
- для скворца;
- для дрозда;
- для галки.
8. Где находится гнездо жаворонка?
- В лесу, на дереве;
- в поле или на лугу, прямо на земле;
- под крышами домов, на балконах.
9. Какая перелетная птица не строит собственного гнезда?
- Дрозд;
- чайка;пеночка;
- зяблик;
- стриж;
- кукушка.
10. Из перечисленного ряда животных укажите под буквой “А” насекомых, под буквой “Б” – птиц.
Бабочка, окунь, ласточка, паук, улитка, сокол, моль, аист, цапля, попугай, рак, оса, крот, крыса, овца, гусь, кузнечик, утка, щука, майский жук, блоха.
“А”_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
“Б” _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тема: “Вода и ее свойства”.
1. Чистая вода – это…
- белая жидкость с приятным запахом, легко изменяет объем;
- голубая жидкость без запаха, сохраняет свою форму;
- прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет вкуса и запаха, текуча, принимает форму сосуда.
2. Укажи стрелками названия процессов.
испарение замерзание таяние конденсация |
превращение воды в лед. превращение пара в воду. превращение воды в пар. превращение льда в воду. |
3. Обведи все буквы правильных ответов.
Свойствами воды является:
- прозрачность;
- текучесть;
- запах;
- бесцветность;
- растворимость.
4. Вода переходит в твёрдое состояние при температуре ___________________ .
5. Вода превращается в пар при температуре:
- ниже 50о С;
- 100о С;
- выше 100о С.
6. Допиши предложение.
Вода переходит из одного состояния в другое под воздействием _______________ или ________________.
- Охлаждения;
- переливания;
- нагревания.
7. Какие вещества растворяются в воде?
- Соль;
- сахар;
- мука;
- сода;
- песок;
- масло.
8. Как можно очистить воду от нерастворимых в ней веществ?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
9. Почему айсберги плавают в морской воде?
_____________________________________________________________________________
10. Почему вода в реках никогда не кончается:
- потому что ее очень много;
- потому что существует круговорот воды в природе;
- потому что ее все время подливают.
11. Пронумеруй этапы круговорота воды в правильной последовательности.
Испарение;
просачивание и сток;
образование облаков;
осадки.
12. В каких состояниях бывает вода?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Тема: “Воздух и его свойства”
1. Закончи предложение.
Воздух – это …
- вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твердом и газообразном;
- смесь газов, пыли и пара;
- любое вещество природы.
2. В состав воздуха входят:
- азот, кислородный газ;
- азот и кислород;
- азот, кислород, углекислый газ и различные примеси.
3. Для горения и дыхания необходим:
- азот;
- кислород;
- углекислый газ.
4. При дыхании человек выделяет:
- кислород;
- углекислый газ;
- другие примеси.
5. Напиши свойства воздуха.
- На цвет ________________________________;
- на запах _______________________________;
- на вкус ________________________________.
6. При охлаждении воздуха упругость _____________________, а при нагревании ______________________.
7. Ветер – это ________________________________________________________________
8. Теплый воздух движется _____________________________, а холодный – _______________________________.
9. Теплый воздух, поднимаясь вверх, ____________________________________.
10. Основными факторами загрязнения воздуха являются:
- дыхание животных;
- выбросы отработанных газов фабрик и заводов;
- выхлопные газы автомобилей с неисправными двигателями.
11. Если на человеке загорелась одежда, вы:
- будете задувать огонь;
- побежите за взрослыми;
- накроете его одеялом, пальто или другой одеждой.
Тема: “Тела и вещества”.
1 вариант
1. Отметь прямой чертой названия тел, сделанных руками человека, волнистой линией – тел, созданных природой.
Снежинка, автомобиль, книга, ель, кирпич, Солнце, камень, одуванчик.
2. Определи, к каким телам природы (живым или неживым) относятся следующие предметы:
- лиса – _____________________;
- камень – ______________________;
- комар – ____________________;
- Луна – __________________________.
3. Установи соответствие:
Озеро, парта, дождь, трава, машина, краска.
- Природные тела – _____________________________________________________________.
- Искусственные тела – __________________________________________________________.
4. Приведи примеры тел, состоящих из одного вещества и из нескольких веществ.
- Тело – ________________________________________________________________________.
- Вещество – ___________________________________________________________________.
- Тело – ________________________________________________________________________.
- Вещества – ____________________________________________________________________.
5. Нарисуй рисунок, изображающий твердое, жидкое и газообразное состояние вещества.
2 вариант
1. Вставь пропущенные слова.
- Тела состоят из _______________________, а _______________________________.
- Состоят из __________________________.
- Разные ________________________________ состоят из разных _____________________________.
- Живые организмы состоят из разных ___________________________.
2. Определи, к каким телам природы (живым или неживым) относятся следующие предметы:
- пчела – _______________________;
- Солнце – _____________________________;
- волк – ________________________;
- облако – _______________________________.
3. Установи соответствие:
Камни, дом, дерево, песчинки, стол, бетон.
- Природные тела – ______________________________________________________________.
- Искусственные тела – __________________________________________________________.
4. Приведи примеры тел, состоящих из одного вещества и из нескольких веществ:
- Тело – ________________________________________________________________________.
- Вещество – ___________________________________________________________________.
- Тело – ________________________________________________________________________.
- Вещества – ____________________________________________________________________.
5. Нарисуй рисунок, изображающий твердое, жидкое и газообразное состояние вещества.
Повторение на начало года (4 класс)
Выбери правильные ответы:
1. Живая природа – это:
- растения;
- бактерии;
- автомобили;
- дома;
- животные;
- грибы.
2. Деревья отличаются от кустарников по:
- количеству стеблей;
- высоте растений;
- деревянистому стволу.
3. Кустарники отличаются от трав по:
- количеству стеблей;
- высоте растения;
- деревянистому стволу.
4. Животные, живущие в воде, тело покрыто чешуей – это ...
- лягушки;
- раки;
- рыбы.
5. Животные, выкармливающие детенышей молоком – это ...
- птицы;
- звери;
- рыбы.
6. Животные, тело которых покрыто перьями – это ...
- птицы;
- звери;
- насекомые.
7. Животные с голой влажной кожей, живущие в воде и на суше – это ...
- земноводные;
- змеи;
- черепахи.
8. Животные с сухой кожей, не поднимающие тело над землей – это ...
- земноводные;
- насекомые;
- пресмыкающиеся.
9. Явление, которое связано с вращением Земли вокруг Солнца – это ...
- смена времен года;
- приливы и отливы;
- перемена погоды;
- смена дня и ночи.
10. Явление, которое связано с вращением Земли вокруг своей оси – это ...
- смена времен года;
- приливы и отливы;
- перемена погоды;
- смена дня и ночи.
11. Газ, необходимый для дыхания и горения – это ...
- кислород;
- углекислый газ;
- азот.
Тема: “Ориентирование на местности”.
1. Обведи кружком букву правильного ответа.
Видимая часть пространства называется:
- горизонтом
- простором
- долиной
2. Как называется линия, ограничивающая кругозор?
- линия горизонта
- ось симметрии
- прямая линия
3. Установи соответствие.
Основные стороны горизонта Промежуточные стороны горизонта |
запад северо-запад север юго-восток |
4. Допиши предложение.
По солнцу можно определить стороны горизонта _______________.
- днем
- ночью
5. Допиши предложение.
Если из дома в школу идти с юга на север, то из школы домой нужно идти с________________ на _________________.
- с востока на запад
- с севера на юг
- с запада на восток
6. Какой прибор применяют для определения сторон горизонта?
- термометр
- рулетка
- компас
- часы
Тема: “Солнечная система”
1. Земля – это:
- планета;
- спутник;
- астероид
2. Солнце – это:
- планета Солнечной системы.
- естественный спутник Земли.
- звезда в Солнечной системе.
- искусственный спутник Земли.
3. Найди правильное утверждение.
- Луна вращается вокруг Земли.
- Земля вращается вокруг Луны.
- Луна вращается вокруг Венеры.
4. Явление, которое связано с вращением Земли вокруг своей оси, – это ...
- смена времен года.
- перемена погоды.
- приливы и отливы.
- смена дня и ночи.
5. Выдели только планеты.
Марс, Солнце, Венера, Луна, Земля, Антарктида
6. Наблюдателю с Земли Луна и Солнце кажутся одинаковыми по размеру потому, что:
- они действительно одного размера.
- Солнце находится гораздо дальше от Земли, чем Луна.
- ночью все тела кажутся больше.