Тема урока: "Лаборатория знаний"

Разделы: Внеклассная работа


Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в Лабораторию Знаний. Вы, конечно же, изучали в школе Правила дорожного движения, изучали сигналы светофора. Сейчас я вас проверю, можно ли с вами отправляться в путешествие, я вам буду задавать вопросы, а вы дружно отвечайте. Если вы со мной согласны, хором отвечайте: “Это я, это я – это все мои друзья!”, а если не согласны, то молчите. - Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?…

- Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?…

- Пусть мне смело говорит тот, кто в автобусе кричит!…

- Тот пусть смело говорит, кто на трамвае не висит?…

- Знает кто, что красный свет это значит, хода нет?…

- Знает кто, что свет зелёный – путь открыт!

А жёлтый свет – о вниманье говорит!…

- Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?…

- Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?…

Ведущий: Молодцы! Отправляемся в путь!

Посмотрите: постовой встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул, ловко палочкой взмахнул.
Вы видали, вы видали? Все машины сразу встали,
Дружно встали в три ряда и не едут никуда.
Не волнуется народ, через улицу идёт.
И стоит на мостовой, как волшебник, постовой.
Все машины одному подчиняются ему.

Постовой регулирует рукой, дети, имитируя движение машин, выполняют его указания. Навстречу ведущему выходит постовой, в руках у него “Азбука Правил дорожного движения”.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемый Постовой! Вы куда-то торопитесь и почему вы оставили свой пост, не боитесь, что без вашего руководства нарушится всё дорожное движение?

Постовой: У меня есть замечательный помощник – мой друг Светофор. А пост пришлось оставить из-за одного мальчишки, который постоянно нарушает Правила дорожного движения.

Живёт в нашем городе мальчик Незнайка,
Очень глупенький этот зазнайка:
Нужно пройти по проспекту немножко –
Здесь пролегает в белых шашках дорожка,
Зелёная стрелка горит – пешеход,
Дружно идёт по дорожке народ.
Что в это время делает он?

В это время выбегает Незнайка и поёт песенку.

Незнайка:

Мне Правил знать не надо, я парень с головой,
Скачу я по проспекту, скачу по мостовой,
Скажу вам по секрету: цепляться за трамвай,
Перебегать дорогу, когда машины едут,
Я страсть люблю, Ай-ай!

Постовой:

И бегает Незнайка в любую погоду,
Там, где на улице нет пешехода,
Возле сердито надувшихся шин.
Слушать старших он не хотел,
И …на него грузовик налетел!

(Слышится звук тормозов и звучит печальная музыка)

Ведущий: Ребята! Вы помните, что надо сделать в таких случаях? Правильно, позвонить по телефону в “Скорую помощь”. Напомните мне номер?

Ведущий звонит в “Скорую помощь”. Приезжает “Скорая помощь”, выходит доктор Айболит.

Незнайка: Ой, моя нога! А-А-А

Айболит:

Не кричи, потерпи (накладывает ему шину на ногу)
Правил движения ты не соблюдал,
Поэтому, Незнайка, ты в беду попал.
Нужно слушаться без спора указаний Постового.
Нужно Правила движенья выполнять без промедленья.
Всё, готово! Санитары, вы Незнайку положите
И в больницу отвезите! На ногу Незнайке я гипс положу,
Надолго в больницу его положу!

Постовой: Что же, доктор Айболит, поеду вместе с вами в больницу, вы его будете лечить, а я Правилам дорожного движения учить!

Постовой и доктор Айболит уходят, а санитары уносят Незнайку.

Ведущий: Это вам, ребята, первый урок на улицах города, будьте очень внимательные! Давайте пойдём дальше. Нам надо перейти перекрёсток, тогда мы попадём на улицу Добрых слов.

С площадей и перекрёстков на меня глядит в упор
С виду грозный и серьёзный, очень важный светофор.
Он и вежливый и строгий, он известен на весь мир,
Он на улицах широких самый главный командир.

Выходят три ребёнка – три цвета светофора. Дети стоят друг за другом, но на разной высоте, можно использовать стулья.

Светофор: Мы три брата, мы три цвета. В мире всем известно это.

(вместе) Всем понятен с давних пор наш цветастый разговор:

Красный: Красный – стоп!

Зелёный: Зелёный - в путь!

Жёлтый: Жёлтый – не спеши, со мной побудь!

Зелёный: Ходить по улице опасно, когда у вас вниманья нет.

Но есть, друзья, зелёный!

Красный: Красный!

Жёлтый: И очень нужный жёлтый свет!

Красный:

Чтоб вам помочь путь пройти опасный,
Горит и день и ночь

Зелёный: Зелёный!

Жёлтый: Жёлтый!

Красный: Красный!

Ведущий: А вам не надоедает так твердить всё время?

Светофор: (вместе) Нет! Мы очень гордимся, когда нас слушают!

Ведущий: А все ли вас слушают?

Светофор: Нет, к сожалению не все! Некоторые перебегают дорогу на красный свет, как зазнайка-Незнайка!

Ведущий: Я пойду, позвоню в больницу, узнаю, как чувствует себя этот непослушный ребёнок.

Ведущий уходит, появляется Авария, поёт песню-дразнилку, цвета Светофора начинают ссориться между собой и расходятся в разные стороны.

Красный: И что это я слушаюсь и зажигаюсь после жёлтого?

Жёлтый: А я слушаюсь зелёного?

Зелёный: А мне кажется, что я главнее всех – всем разрешаю ездить и идти!

Красный: А я всем запрещаю! Захочу - не погасну, и всё движение замрёт!

Жёлтый: Ну, ты даёшь! Вот начну мигать, и не остановлюсь! (Начинает мигать).

Выходит Пешеходный Переход – ребёнок в костюме зебры.

Переход:

Возле площади затор, поломался светофор,
Загорелся жёлтый свет, а зелёного всё нет.
(Сигналы машин, шум работающих двигателей)
Сто машин стоят, гудят, с места тронуться хотят.
Три, четыре, пять минут им проезда не дают.
(Сигналы машин, дети имитируют аварийную ситуацию)
Отчего и почему ничего я не пойму:
Почему стоит автобус, почему застрял трамвай,
Отчего широколобый рассердился самосвал?
У такси заглох мотор, почему такой затор? (Появляется Авария)

Авария:

С нарушителями очень я дружу,
Всё, что хочешь, между прочим, покажу,
Я немало погуляла, повидала свет,
Натворила я немало Бед, Бед, Бед!
Ребятушки! Кто из вас смелый?
Кто не боится к машине прицепиться?
И на лыжах и коньках сзади прокатиться?
Очень здорово, прямо загляденье –
Прицепился ты за борт, а потом – леченье!
Кто со мной? Ты? Ты? Ты?

Я вас научу всем мешать: и машинам, и пешеходам! Пусть машины едут, где хотят, и пешеходы ходют, куда хотят! Хотите со мной дружить? Ну и не надо!

Входит ведущий: Дети! Что случилось, не слышу! Объясните понятно! Хотите помочь Светофору? Тогда давайте громко скажем, но вначале шёпотом: “Красный, Жёлтый, Зелёный! Отзовитесь и скорее подружитесь! Не слышу! А теперь давайте громче!

Светофор: И что это на нас нашло? (Чешут лбы)

Переход: Это всё Авария виновата, она их поссорила. Сейчас я её метлой прогоню!

Авария: А мне с метлой веселее бегать перед трамваем, веточки летят и всем от этого досадно!

Переход: Ах, ты так, вот сейчас посмотрим, кому веселее станет? (Выгоняет Аварию под весёлую музыку)

Ведущий: Погоди, Переход! Метла тут не поможет. Давай попробуем по-доброму, добрыми словами! Ребята, помогайте!

Авария: Ну, хорошо, хорошо уйду подобру-поздорову!

Переход: Провожу-ка я тебя, для верности. (Уходят)

Ведущий: Пора нам дальше идти. Как бы нам не сбиться здесь с пути, и не попасть в тупик Вредных советов.

Город, в котором мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог город даёт нам всё время урок.
Вот она, азбука, - над головой: знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда.

Ведущий оглядывается: Надо бы у кого-нибудь спросить, как пройти в Лабораторию Знаний.

Под музыку Б. Савельева “Хвост за хвост” из мультипликационного фильма “Приключения Кота Леопольда” появляются Мыши, переворачивают все знаки и звонят по телефону:

Мыши: Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус!

Раздаётся свисток, выходят Кот Леопольд и Переход. Переход ищет своё место.

Кот: Ребята! Давайте жить дружно! Что же вы наделали? Зачем перепутали все знаки?

Мыши: А зачем эти знаки на дорогах и на улицах, мешают ходить, за хвосты задевают, а вот этот сначала нарисовали, а потом зачеркнули. Только краску изводят. (Показывает знак “Проход закрыт”)

Кот: Ребята! Подскажите этим умникам, для чего нужны дорожные знаки? (Дети отвечают)

Переход: Найдёте вы, когда нибудь мой знак? Устал ходить туда-сюда!

Мыши затрудняются найти знак, тогда помогают дети и расставляют знаки на свои места.

Мыши: Ой-ой-ой! Умненькие какие! А может вы с нами, и поиграете ещё?

Ну-ка, выходите, две команды наберите. Сейчас узнаем, кто из вас может правильно переходить улицу?

У мышей два картонных кружка, один оклеен зелёной бумагой с одной стороны и жёлтой – с другой. Второй – красной бумагой, а противоположной так же жёлтой. В зале проводится заранее две параллельные линии, одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Это улица. Игроки становятся за одной чертой. Каждая мышь делает взмах кружком, если зелёным – играющие делают шаг вперёд, красным – шаг назад, жёлтым – остаются на месте. Мыши по-разному чередуют цвета. Если они взмахнули кружком один раз надо сделать один шаг в ту или иную сторону, если два – два и т.д. Те, кто ошибаются, выбывают из игры. Побеждает та команда, игрок которой первым перейдёт улицу.

Мыши спорят: Моя команда победила! Нет, моя!

Кот: По всей видимости, придётся заняться вашим воспитанием! Идите за мной нарушители порядка! (Кот и мыши уходят)

Ведущий: Молодцы, ребята! Не подвели меня. Да только забыли спросить, как пройти в Лабораторию Знаний. (Раздаётся шум пропеллера, вбегает Карлсон)

Карлсон: Вы меня узнали?

Ведущий:

Конечно узнали! Ты – Карлсон! Карлсон!
Чемпион всех народов и времён!

Карлсон:

Я, конечно чемпион всех народов и времён,
Но, Малыш не даст соврать, правил мне, как вы, не знать!
Ведь родился я на крыше, где летают только мыши…
Вам труднее на земле, понимаю вас вполне.
Вопросы я припас для вас, кто поможет мне сейчас?

Ведущий: Конечно же, ребята тебе ответят на все твои вопросы.

Карлсон:

- Сколько цветов имеет светофор?

- Кому даёт команды светофор?

- Когда надо начинать переход улицы?

- Что надо делать, если загорелся жёлтый свет, а вы дошли только до середины улицы?

- Что надо сделать, если загорелся красный свет?

- Где пешеход должен ходить по улице? (По тротуару, придерживаясь правой стороны.)

- Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара? (По левой обочине навстречу движению транспорта.)

- Где пешеходы могут переходить улицу? (На перекрёстках, где есть указатель “переход по пешеходной дорожке”, обозначенному на мостовой белой или красной краской.)

- Как вы должны переходить улицу, где перекрёсток не регулируется? (Сначала посмотреть налево, а дойдя до середины, должны посмотреть направо. Приближающийся транспорт надо пропустить. Улицу надо переходить прямо, а не наискосок, т.к. это уменьшает пребывание на мостовой.)

- Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (Потому что транспорт нельзя сразу остановить.)

- Каким машинам разрешается ехать на красный свет? (Пожарной, скорой помощи, милиции, горгаза.)

Ведущий: Какие вы молодцы, ребята! На все вопросы Карлсона ответили. Ты доволен ответами? А теперь помоги и ты нам, подскажи, где здесь Лаборатория Знаний?

Карлсон: Лаборатория Знаний? Да вот же она. (Размахивает руками) Вы же в ней находитесь. Это прогимназия номер один города Электрогорска.

Ведущий: Большое тебе спасибо, а то мы могли уйти еще дальше. Вот тебе Азбука Правил дорожного движения. Учись!

Карлсон: Хорошо бы это всё запомнить! А то кончится у меня всё варенье, заправляться будет нечем, придётся ходить пешком, а эти правила мне пригодятся. А пока полечу к себе на крышу, учить Азбуку. (Карлсон улетает.)

Ведущий: Дорогие друзья! Вот и закончилось наше путешествие. Я надеюсь, что вы хорошо запомнили Правила дорожного движения.

Выходят дети:

И проспекты, и бульвары – всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу за-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом разрешается…
Если едешь ты в трамвае и вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая, проходи скорей вперёд.
Ехать “зайцем”, как известно за-пре-ща-ет-ся!
Уступить старушке место разрешается…
Если ты гуляешь просто, всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток осторожно проходи.
Переход при красном свете за-пре-ща-ет-ся!
При зелёном даже детям разрешается.

Ведущий: До свиданья, друзья! До новых встреч! Будьте внимательны и осторожны.