Урок окружающего мира по теме: "Смена времен года"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с вращением Земли вокруг солнца как причине смены времён года.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Воспитывать чувства взаимопомощи, уважения к окружающим.

Оборудование: глобус, лампа, макет Полярной звезды, рисунок “Солнце и 4 времени года"

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организация класса.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, подумайте, может ли два дня подряд идти дождь?

- Почему?

- А почему это происходит? (После дня наступает ночь)

- А за сколько времени происходит этот полный оборот?

- Или как это называется?

Значит права пословица “День и ночь – сутки прочь”

 

- А как вы думаете, смогли бы жить живые организмы, если была бы ночь круглый год или день круглый год?

- Все вы правы, смогли бы. Я думаю, вы слышали, что когда в северных районах наступает Полярная ночь или Полярный день, живые организмы каким-то образом приспосабливаются и живут, а может, некоторые и не могут.

Получается, жизнь наша и жизнь живых организмов зависит от того, день или ночь?

3. Постановка проблемы.

- Ребята, подумайте, а ещё от чего зависит наша жизнь, наша деятельность, наша одежда, жизнь растений, животных, птиц?

- А какие мы знаем времена года?

Вывешиваю.

Весна (зелёный цвет)

Лето (красный цвет)

Зима (голубой цвет)

Осень (жёлтый цвет)

- Ребята, как вы думаете, почему я использовала эти цвета?

- Да ребята, на смену зимы приходит весна-природа пробуждается, зеленеет. На смену весне приходит лето – всё живое растёт, размножается, плодоносит. На смену лета приходит осень – всё желтеет, начинается сбор овощей, плодов, пора готовиться к зиме, а потом наступает зима. Всё замирает, впадает в долгий сон.

- Откройте, ребята, стр. 37 учебника, найдите задание № 2.

Раскрасьте по выбору один рисунок - какое время года вам больше нравится. А пока вы работаете, приготовлю материал для наших наблюдений. Вы раскрашиваете и молча наблюдаете.

(Вешаю намоченные и отжатые полотенца. Одно – на батарею, а другое - боком на спинку стула)

- Ребята, а по каким признакам можно отличить разные времена года друг от друга?

-А как отличить лето от зимы по высоте солнца над горизонтом?

4. Открытие знаний.

- Ребята, а вы не задумывались ли над тем, почему происходит смена времён года? (Вывешиваю вопрос ПОЧЕМУ?)

- Поставим опыт, а сначала подумаем. Мы каждый день видим, что солнце движется по небу. Действительно это так или нам кажется?

- Да, ребята, оказывается, кроме того, что наша Земля вращается вокруг своей оси, делая оборот за сутки, одновременно она движется и вокруг Солнца. Учёные доказали это, а космонавты увидели это собственными глазами из космоса.

То время, за которое планета совершает полный оборот вокруг Солнца, называется годом (Вывешиваю: ГОД). На Земле год равен365 земным суткам (Вывешиваю: 365)

- Что же, ребята, получается? Проведём исследование (Вожу глобус вокруг лампы. Земля обращается то одной стороной – Северным полушарием (у нас лето), то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима), а между ними осень и весна. (Напоминаю учащимся при показе, что ось направлена на Полярную звезду, если дети сами не вспомнят).

Именно из-за того, что ось Земли направлена на Полярную звезду и наклонена всегда в одну сторону, получается, полгода земная ось северным концом обращена в сторону Солнца, и всё Северное полушарие получает больше солнечных лучей, а остальную часть года Северное полушарие освещается меньше, чем Южное.

5. Первичное закрепление.

- А теперь рассмотрите рисунок на стр.40.

В чем убеждает вас этот рисунок?

- А теперь вернёмся к нашему опыту с полотенцами.

 

- Давайте напишем вывод, стр.39 (в красной рамке) и выполним задание №6.

А теперь вернулись на стр.41 (верхний рисунок), в июне на Северное полушарие попадает больше пучков света – там лето, а в Южном – зима.

 

- Так ответьте на вопрос: почему, когда мы мёрзнем от холода, лепим снеговика, а в Австралии покупают купальники?

- Хорошо, а теперь попробуем выполнить задание №1, стр.41

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

- А теперь попробуем в парах выполнить задание №2, стр.42.

(к Полярной звезде, прямо; прямо; воздух)

Проверяем.

Домашнее задание: №3 попробуйте выполнить с родителями.

7. Итог урока.

- Итак, ребята, отчего же зависит смена времён года?

- За сколько времени это происходит?

- А в каком классе вы будете учиться, когда Земля сделает полный оборот вокруг Солнца?

- Мы смогли ответить на главный вопрос урока: ПОЧЕМУ?

Урок окончен

 

 

 

Резерв: - А что бы происходило, если ось Земли не была наклонена?

 

 

Ответы детей. (Да. Нет)

Потому что после дня наступает ночь.

Потому что Земля вращается вокруг своей оси.

За 24 часа.

Сутки.

Да.

 

Предположения детей.

 

Обычно, мы днём бодрствуем, а ночью спим.

 

Предположения детей.

(От времени года)

Осень, зима, весна, лето.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей.

Летом солнце высоко, а зимой – низко.

 

 

 

 

 

 

Нам кажется.

Когда мы плавно вижемся, нам кажется, что предметы движутся, а мы стоим.

 

 

 

Ученики наблюдают, затем ладошкой трогают глобус и убеждаются, что, то одна сторона теплая, то другая.

 

 

 

 

Земля то одним боком обращена к солнцу, то другим. Поэтому происходит смена времён года.

Дети щупают полотенца, убеждаются в том, что полотенце, которое прямо к батарее-суше, а то что дальше – мокрое.

 

Прямые лучи нагревают поверхность сильнее, чем косые.

(Левый рисунок – лето; правый –  зима)

Потому что там лето, а у нас зима

Дети читают, отвечают на вопрос.

В июне – зима, в декабре – лето.

 

(Дети работают в парах)

 

 

 

 

Из-за вращения Земли вокруг Солнца (за 365 суток).

В третьем классе.

 

Да. Смена времён года происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца.

Предположения учащихся (было бы всего два времени года и т. д.).