Цели:
- Познакомить с вращением Земли вокруг солнца как причине смены времён года.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитывать чувства взаимопомощи, уважения к окружающим.
Оборудование: глобус, лампа, макет Полярной звезды, рисунок “Солнце и 4 времени года"
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
---|---|
1. Организация класса. 2. Актуализация знаний. - Ребята, подумайте, может ли два дня подряд идти дождь? - Почему? - А почему это происходит? (После дня наступает ночь) - А за сколько времени происходит этот полный оборот? - Или как это называется? Значит права пословица “День и ночь – сутки прочь”
- А как вы думаете, смогли бы жить живые организмы, если была бы ночь круглый год или день круглый год? - Все вы правы, смогли бы. Я думаю, вы слышали, что когда в северных районах наступает Полярная ночь или Полярный день, живые организмы каким-то образом приспосабливаются и живут, а может, некоторые и не могут. Получается, жизнь наша и жизнь живых организмов зависит от того, день или ночь? 3. Постановка проблемы. - Ребята, подумайте, а ещё от чего зависит наша жизнь, наша деятельность, наша одежда, жизнь растений, животных, птиц? - А какие мы знаем времена года? Вывешиваю. Весна (зелёный цвет) Лето (красный цвет) Зима (голубой цвет) Осень (жёлтый цвет) - Ребята, как вы думаете, почему я использовала эти цвета? - Да ребята, на смену зимы приходит весна-природа пробуждается, зеленеет. На смену весне приходит лето – всё живое растёт, размножается, плодоносит. На смену лета приходит осень – всё желтеет, начинается сбор овощей, плодов, пора готовиться к зиме, а потом наступает зима. Всё замирает, впадает в долгий сон. - Откройте, ребята, стр. 37 учебника, найдите задание № 2. Раскрасьте по выбору один рисунок - какое время года вам больше нравится. А пока вы работаете, приготовлю материал для наших наблюдений. Вы раскрашиваете и молча наблюдаете. (Вешаю намоченные и отжатые полотенца. Одно – на батарею, а другое - боком на спинку стула) - Ребята, а по каким признакам можно отличить разные времена года друг от друга? -А как отличить лето от зимы по высоте солнца над горизонтом? 4. Открытие знаний. - Ребята, а вы не задумывались ли над тем, почему происходит смена времён года? (Вывешиваю вопрос ПОЧЕМУ?) - Поставим опыт, а сначала подумаем. Мы каждый день видим, что солнце движется по небу. Действительно это так или нам кажется? - Да, ребята, оказывается, кроме того, что наша Земля вращается вокруг своей оси, делая оборот за сутки, одновременно она движется и вокруг Солнца. Учёные доказали это, а космонавты увидели это собственными глазами из космоса. То время, за которое планета совершает полный оборот вокруг Солнца, называется годом (Вывешиваю: ГОД). На Земле год равен365 земным суткам (Вывешиваю: 365) - Что же, ребята, получается? Проведём исследование (Вожу глобус вокруг лампы. Земля обращается то одной стороной – Северным полушарием (у нас лето), то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима), а между ними осень и весна. (Напоминаю учащимся при показе, что ось направлена на Полярную звезду, если дети сами не вспомнят). Именно из-за того, что ось Земли направлена на Полярную звезду и наклонена всегда в одну сторону, получается, полгода земная ось северным концом обращена в сторону Солнца, и всё Северное полушарие получает больше солнечных лучей, а остальную часть года Северное полушарие освещается меньше, чем Южное. 5. Первичное закрепление. - А теперь рассмотрите рисунок на стр.40. В чем убеждает вас этот рисунок? - А теперь вернёмся к нашему опыту с полотенцами.
- Давайте напишем вывод, стр.39 (в красной рамке) и выполним задание №6. А теперь вернулись на стр.41 (верхний рисунок), в июне на Северное полушарие попадает больше пучков света – там лето, а в Южном – зима.
- Так ответьте на вопрос: почему, когда мы мёрзнем от холода, лепим снеговика, а в Австралии покупают купальники? - Хорошо, а теперь попробуем выполнить задание №1, стр.41 6. Самостоятельная работа с проверкой в классе. - А теперь попробуем в парах выполнить задание №2, стр.42. (к Полярной звезде, прямо; прямо; воздух) Проверяем. Домашнее задание: №3 попробуйте выполнить с родителями. 7. Итог урока. - Итак, ребята, отчего же зависит смена времён года? - За сколько времени это происходит? - А в каком классе вы будете учиться, когда Земля сделает полный оборот вокруг Солнца? - Мы смогли ответить на главный вопрос урока: ПОЧЕМУ? Урок окончен
Резерв: - А что бы происходило, если ось Земли не была наклонена? |
Ответы детей. (Да. Нет) Потому что после дня наступает ночь. Потому что Земля вращается вокруг своей оси. За 24 часа. Сутки. Да.
Предположения детей.
Обычно, мы днём бодрствуем, а ночью спим.
Предположения детей. (От времени года) Осень, зима, весна, лето.
Предположения детей. Летом солнце высоко, а зимой – низко.
Нам кажется. Когда мы плавно вижемся, нам кажется, что предметы движутся, а мы стоим.
Ученики наблюдают, затем ладошкой трогают глобус и убеждаются, что, то одна сторона теплая, то другая.
Земля то одним боком обращена к солнцу, то другим. Поэтому происходит смена времён года. Дети щупают полотенца, убеждаются в том, что полотенце, которое прямо к батарее-суше, а то что дальше – мокрое.
Прямые лучи нагревают поверхность сильнее, чем косые. (Левый рисунок – лето; правый – зима) Потому что там лето, а у нас зима Дети читают, отвечают на вопрос. В июне – зима, в декабре – лето.
(Дети работают в парах)
Из-за вращения Земли вокруг Солнца (за 365 суток). В третьем классе.
Да. Смена времён года происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца. Предположения учащихся (было бы всего два времени года и т. д.). |