Обучение чтению детей раннего возраста

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Предмет исследования: возможности обучения чтению детей.

Объект: группа детей МДОУ № 21 г. Стерлитамака и Пержинская Саша.

Цель: выявление оптимальных условий обучения детей чтению, составление рекомендаций для родителей.

Результат:

  • Пержинская Саша к 6 месяцам читала целыми словами, к году – написанные крупным шрифтом книги с картинками-секретами, свободно читала в 2 года.
  • 60% детей 1,5–2 лет к концу года читали целыми словами
  • К 3 годам бегло читали 3 человека, к 4 годам 12 из 32.
  • К подготовительной группе навыки беглого чтения были у 25 детей из 28, трое читали по слогам.

Детство для человека – это уникальная пора. Ребенок рождается маленьким и беспомощным существом. Но как же он торопится жить, спешит стать Человеком. Он быстро набирает в росте, весе; начинают функционировать все важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы. Развиваются все психические функции, механизмы речи, мышления, памяти.

И вот ребенок идет в школу. Насколько он готов к этому нелегкому испытанию? Все ли сделано, чтобы в школе ребенку было интересно и радостно? Часто этот вопрос начинает волновать родителей непосредственно перед поступлением ребенка в школу или за год до этого события. Школы, стремясь облегчить адаптацию детей к новым условиям, также начинают подготовительные курсы незадолго до набора детей в первый класс.

Готовность ребенка к школе определяется многими показателями, отражающими важнейшие сферы формирующейся личности ребёнка: интеллектуальную, социально-нравственную, волевую и эмоционально-мотивационную. Важны также показатели морфофункционального и физического развития.

Широко известен факт, что тысячи матерей научили годовалых, двухлетних, трехлетних детей читать, причем читать хорошо, в то время как в школе всегда можно найти детей, которые читают хуже, чем им полагается по возрасту. Вероятно, их учили слишком поздно. Наиболее успешно обучение детей чтению идет в домашних условиях, если родители знают, как правильно его организовать, но оно возможно и в специально организованных педагогами группах.

Эта статья рассказывает о результатах исследования, проведенного автором статьи, и знакомит с методическими рекомендациями по обучению чтению детей раннего и дошкольного возраста.

В данном исследовании был изучен и использован педагогический опыт американского детского врача Глена Домана, развивающая педагогика Б. и Е. Никитиных, методика Н. А. Зайцева, которые трепетно относятся к психике ребенка и призывают к раннему обучению детей. Если детскому уму не хватает духовной пищи, то он поглощает всякую ерунду, а “мозг, так же как и мускулы, развивается, когда его тренируют”, – утверждает Г. Доман [2, c.52]

Цель нашего исследования состояла в выявлении наиболее оптимальных условий обучения детей чтению. Первые наблюдения за полуторагодовалыми ясельными малышами показали, что они интересуются буквально всем, используя пять доступных им способов обогащения себя новыми знаниями: смотря, слушая, ощупывая, нюхая, пробуя. В процессе исследования были сформулированы следующие принципы обучения для родителей:

  • Начинать надо с самого раннего возраста.
  • Во время всего процесса обучения сохранять веселое настроение.
  • Относиться с уважением к ребенку.
  • Обучать его лишь тогда, когда и вы и он пребываете в хорошем настроении.
  • Останавливаться прежде, чем ребенок сам этого захочет.
  • Демонстрировать учебный материал быстро.
  • Как можно чаще вводить новые учебные материалы.
  • Выполнять программу обучения последовательно.
  • Тщательно и заранее готовить учебные материалы.
  • Помнить: и вы, и ребенок должны чувствовать, что прекрасно проводите время.

Говоря о технических средствах, нужно подчеркнуть использование карточек, предложенных Гленом Доманом, кубиков Н. А. Зайцева, развивающих игр Б. Никитина, а также собственных дидактических материалов. Важно было дать детям возможность развиваться в соответствии с их собственными потребностями. Желание взрослых ограничить познавательную деятельность ребенка недопустимо и сопоставимо с созданием вокруг малыша физического, эмоционального и образовательного вакуума.

Эксперимент проводился с августа 1997 года с собственным ребенком и был апробирован с апреля 2000 по январь 2005 на базе МДОУ №21 г. Стерлитамака.

Проведенный эксперимент привел к нижеследующим результатам:

  • Собственный ребенок Пержинская Александра показала первые результаты в овладении чтением в возрасте 6 месяцев (чтение целыми словами), к году читала специально написанные для нее крупным шрифтом книги с картинками-секретами, свободно читала в 2 года.
  • 60% детей 1-ой младшей группы (1,5-2 года) овладели к концу года чтением целыми словами
  • К 3 годам в группе бегло читали 3 человека из 32, остальные использовали навыки чтения в соответствии с индивидуальными потребностями
  • К 4 годам в группе бегло читали 12 человек из 32
  • К подготовительной группе навыки беглого чтения оказались сформированными у 25 человек из 28, трое читали по слогам.

Проведенный эксперимент наглядно показывает возможность успешного обучения чтению детей раннего возраста как в семье, так и в специальной группе. Данная работа может иметь прикладной характер для молодых родителей. По нашему мнению, многие проблемы начальной школы были бы сняты, если раннее обучение детей чтению получило бы широкое распространение в семье или в специальных группах. Было бы целесообразно и перспективно открытие при школах курсов молодых родителей, а может быть и семинаров для воспитателей, заинтересованных проблемой создания оптимальных условий обучения детей.

Хотим поделиться с читателями методическими материалами, которые с успехом были применены на практике при обучению чтению маленьких детей в домашних условиях родителями, в детском саду и при подготовке детей к школе на индивидуальных и групповых занятиях.

Учимся читать в любом возрасте

1. Целые слова

Обучение ребенка лучше всего начинать с младенчества. Чем меньше ребенок, тем с большей лёгкостью запоминает он любую информацию.

Начинать нужно с самых знакомых для ребёнка слов: “мама”, “папа”, имёни ребёнка и имён других членов семьи. Затем следует показывать ребенку названия частей тела (“нос”, “рот”, “зубы” и т.д. ) с показом самих частей тела. Удобно использовать названия имеющихся в доме вещей и игрушек, продуктов питания, лишь бы слова получались короткие, а предметы можно было показать малышу.

На альбомном листе пишется слово максимально крупным шрифтом. Ребенку на одну секунду показывают это слово и отчетливо его произносят. В следующую секунду показывают и произносят следующее слово. Ребёнку за один раз предлагается набор из трёх слов. Один и тот же набор в течении дня показывается трижды. Показывание того же набора на следующий день должно сопровождаться введением новых слов. Обычно ребенку достаточно 15-ти показов слов для их запоминания. Наберитесь терпения, и как только артикуляционный аппарат ребенка будет готов к произношению, вы узнаете, что запомнил ребёнок, когда он еще не умел говорить.

9 секунд в день, проведенные за чтением вами и вашим ребенком вряд ли могут отрицательно сказаться на психике малыша.

2. Песенки

Обучение малышей “песенкам” очень успешно проходит в возрасте 1–2 лет.
Малышу показывается вырезанный из бумаги медвежонок небольшого размера.
– К тебе пришёл необычный гость (показывается игрушка из бумаги). Он принес свою песенку.
Показывается лист бумаги в половину альбомного листа с крупно написанной на нём буквой А.
– Медвежонок, спой нам свою песенку!
Фигурка медвежонка помещается под букву, взрослый от имени медвежонка поёт “толстым голосом”: “А-а-а…”.
– Держи медвежонка сам, пусть споёт ещё. Уж очень хорошо у него получается!
Теперь ребенок сам от имени медвежонка поёт-читает необычную “песенку”.
– А это кто?
Ребенку показывают вырезанного из бумаги волчонка.
– Волчонок, спой нам свою песенку!
Демонстрируется лист бумаги в ? альбомного листа с крупно написанной на нём буквой У. Взрослый от имени волчонка озвучивает новую “песенку”.

Таким образом малыш учится читать “песенки”: Ш (песенка змеи), Ж (песенка жучка), Р (песенка тигренка) и т.п.

Аналогично вводятся песенки: ИА (песенка ослика), УА(песенка “лялечки”), ГА (песенка гуся), МУ(песенка телёнка),КО(песенка курочки), ГАВ( песенка щенка), КАР(песенка вороны),МЯУ(песенка котёнка), У-УХ (песенка совы), КВА(песенка лягушонка), КРЯ(песенка утки), ХРЮ(песенка свинки) и т.д. Только взрослый, имитируя голос игрового персонажа, прочитывает каждую букву, помещая под неё игрушечного “гостя”; не называя букву “по имени”, четко произносит обозначенный буквой звук.

За один раз рекомендуется вводить три песенки, которые следует повторить с детьми в течение пяти занятий, каждый раз добавляя новый игровой персонаж. Практика показала, что малыши любят играть со зверюшками, разбирать и находить нужные песенки, помещая под ними необходимую игрушку. Помимо возможности получения детьми первого “читательского” опыта и формирования их фонетического слуха, эта игра обогащает словарный запас и развивает игровой замысел малышей.

3. Угадай слово

Начиная с 1 года (в условиях детского сада с1,5 – 2 лет) успешно проходит игра “Угадай слово”.

Вместе с ребёнком (или для ребёнка) вырезаются и приклеиваются буквы слова МАМА. При этом взрослый не называя названия букв, предлагает: “Приклеим М, теперь А, теперь М, теперь А.” Проводя пальчиком ребенка по приклеенным буквам взрослый отчётливо проговаривает: “М…А…М…А… Что за слово получилось?” Ребенок без труда узнаёт слово МАМА. Взрослый восхищается: “Правильно, МАМА!” и показывает ребенку небольшую фотографию мамы. Буквы и фотография наклеиваются на картон (формат 1/2 А4) так, что фотографию можно прикрыть, а слово останется. Теперь, прикрыв фотографию, можно спросить: “Что здесь написано?” И ребёнок, проведя пальчиком по буквам, “угадает”: “МАМА!”

Аналогично готовятся карточки для других родственников ребёнка. Малышу доставляет неизъяснимое удовольствие угадывать-прочитывать столь дорогие для него слова и в подтверждение открывать картинку.

Таким же образом готовятся предметные карточки для слов КОТ, СОМ, ДОМ, СТОЛ, СТУЛ, ЗОНТ и т.д.

Можно предложить ребёнку сразу готовые карточки для угадывания, минуя стадию угадывания родственников (если это вызывает трудность по техническим причинам). Тогда взрослый, отчетливо интонируя каждый звук, произносит: “Угадай, что здесь написано? Слушай: К…О…Т” Ребенок “собирает” звуки в слово: “КОТ!” “Правильно!” – взрослый открывает картинку. Дети с нетерпением ждут появления каждого нового слова, которое можно будет угадывать. Работа с этими карточками в специально организованных группах наиболее успешно проходит с детьми 3 –5-ти лет.

За один раз рекомендуется вводить по три слова, которые следует повторить с детьми в течении пяти занятий, каждый раз добавляя новое слово.

4. Первые книги

Когда читательский опыт ребёнка становится достаточно богатым, нужно перейти к чтению первых книг, изготовленных взрослым специально для ребёнка. Это книги, на одной странице которой помещается не больше одного предложения из знакомых ребёнку слов. Слова написаны максимально крупно, картинки спрятаны под ширмочкой. В книге – не больше 5–6 предложений. Дети с удовольствием читают и перечитывают самодельные книги. Им нравится встречаться со знакомыми словами, открывать спрятанные картинки. Их не отпугивает объём предложения. Им нравится осознавать факт, что им по силам целая книга! А закрытые картинки сохраняют атмосферу угадывания секретов.

В условиях семьи эти книги могут появиться, когда ребенку будет 1 год. В специально организованных группах они адресованы ребятишкам 2,5 лет и старше.

К изучению названий букв мы предлагаем переходить после того, как ребёнок приобрёл определенный читательский опыт. Знакомство с алфавитом расширит кругозор детей. Это можно сделать весело, с пением и движениями, используя попевки Н.А.Зайцева.

Вообще для старших дошкольников и младших школьников использование таблиц Н.А.Зайцева, его кубиков и попевок является очень действенным способом обучения чтению и письму (печатанию), которые помогают психомоторному развитию и укреплению здоровья ( в частности зрения).

Литература:

1. Доман Г. Как научить ребенка читать. – СПб.: Дельта, 1996. – 352 с.
2. Доман Г.и Д. Как обучить ребенка математике. – СПб.: Дельта, 1996. – 320 с.
3. Зайцев Н.А. Кубики Зайцева: Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: ЛАЭС, 1990. – 80 с.
4. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой: Детям вместо букваря. – СПб.: ЛАЭС, 1998. – 64 с.
5. Никитин Б.Н. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
6. Сластёнин В.А. – М.: Магистр-Пресс, 2000. – 488 с.
7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт, 1995. – 414 с.