Не хлебом единым жив человек. Вернее, хлеб его столь же многолик, как и среда его обитания и он сам. Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть; но для того, чтобы жить, нужно знать, что же полезно есть – в прямом и переносном смысле, т.е. четко представлять себе естественный спектр потребностей человека, свидетельствующих о его рациональных условиях деятельности. Однако для того, чтобы определить их рассмотрим вначале такие понятия как: а) среда жизни человека и б) сам человек как системное образование.
Среда жизни. Окружающая человека среда состоит из четырех неразрывно взаимосвязанных компонентов - подсистем: а) собственно природной среды. б) порожденный агротехникой среды – “второй природы”, в) искусственной среды – “третьей природы” и г) социальной среды. Поскольку эти понятия нередко получают различное толкование, дадим им определение и краткую характеристику.
Природная среда, окружающая человека, - факторы чисто естественного или природно-антропогенного системного происхождения (т.е. имеющие свойства самоподдержания и саморегуляции без постоянного корректирующего воздействия со стороны человека), прямо или косвенно осознанно или неосознанно (регистрируемые и не регистрируемые органами чувств, измеряемые или неизменяемые, например информация, приборами). Бездействующие на отдельного человека или человеческие коллективы (вплоть до всего человечества). Числу этих факторов принадлежат энергетические состояния среды (тепловое и волновое, включенная магнитное и гравитационное поля): химический и динамический характер атмосферы; водный компонент (влажность воздуха, земной поверхности, химический состав вод, их физика, само их наличие и соотношение с населенной сушей); физический, химический и механический характер поверхности земли (включая геоморфологические структуры – равнинность, холмистость, гористость и т.п.); облик и состав биологической части экологических систем (растительность, животного и микробного населения) и их ландшафтных сочетаний (в том числе сочетаний непахотных сельскохозяйственных и лесохозяйственных земель с естественными экосистемами); степень сбалансированности и стационарности компонентов, создающих климатические и пейзажные условия и обеспечивающих определенный ритм природных явлений, в том числе стихийно-разрушительного и иного характера, рассматриваемого как бедствие (землетрясение, наводнение, ураганы, природно-очаговые заболевания и т.п.); плотность населения и взаимовлияние самих людей как биологический фактор; информационная составляющая всех перечисленных явлений.
Среда “второй природы”, или квазиприродная среда, - все модификации природной среды, искусственно преобразованное людьми и характеризующимися свойством отсутствия системного самоподдержания (т.е. постепенно разрушающаяся без регулирующего воздействия со стороны человека): пахотные и иные преобразованные человеком угодья (“культурные ландшафты”); грунтовые дороги; внешние пространства населенных мест и его природными физико-химическими характеристиками и внутренней структурой (разграничением заборами, различными постройками, изменяющими тепловой и ветровой режимы, зелеными полосами, прудам и т.д.); все эти образования имеют природное происхождение, представляют собой видоизменяемую природную среду и не являются чисто искусственными, не существующими в природе (здания рассматриваются как целое, подобное скалам, вообще пересеченной местности, энергетика лишь как преобразованный естественный поток солнечного тепла и т.п.). Видимо, ко “второй природе” следует относить и домашних животных, в том числе комнатных. То же кажется культурных растений (с включением домашнего растениеводства).
Расширение территорий “второй природы” требует все больших усилий по ее поддержанию. Это одна из причин роста абсолютных и относительных энергетических затрат, составляющих один из существенных лимитов в развитии человечества в рамках биосферы. Глобальное поддержание экологического баланса (как и регионально-локальное), очевидно, требует расчетов оптимального пространственно-объемного и функционального соотношения “первый” и “второй” природы.
“Третья природа”, или артеприродная среда, - весь искусственный мир, созданный человеком, вещественно энергетический не имеющий аналогов в естественной природе, системно чуждый ей и без непрерывного обновления немедленно начинающий разрушаться. Это уже не “очеловеченная природа”, а в корне преобразованная человеком вещество, либо входящая в них с трудом. К “третьей природе” можно отнести асфальт и бетон современных городов, внутреннее пространство мест жизни и работы, транспорта и предприятий сферы обслуживания (физико-химические характеристики, размерность, эстетика помещений и т.п.); технологическое оборудование; транспортные объекты; мебель и другие вещи (“среда вещей”, включая даже мелочи); всю синтетику. Особенное внимание следует обратить на культурно-архитектурную среду, утверждающейся в не совсем семантически корректном названии “экологи культуры”.
Современного человека главным образом окружает именно эта среда, а не природная – “первой” и “второй” природы, особенно “первой”, создающий лишь фон и фундамент, на который накладывается весь комплекс антропогенных изменений. В одних случаях среда “второй” и “третьей” природы смягчает воздействие природной среды (например улучшает микроклимат), в других – заменяет своими элементами природную среду (информативность архитектуры, воздействие кондиционеров и т.п.), в-третьих, артеприродная среда оказывается резко ухудшенной, особенно по физико-химическим и информационным показателям (загрязнение всех видов, однообразие архитектуры и т.п.). Сравнение “природного оптимума” с факторами воздействия “второй” и “третьей” природы позволяет определить направление управляющего воздействия, нацеленного на оптимизацию этих “природ”.
Среда социальная – культурно-психологический (информационный, в том числе политический) климат, намеренно и/или непреднамеренно, сознательно и /или бессознательно создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом самими людьми и слагающийся из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга в коллективах непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материально, энергического и информационного воздействия. Воздействие включает: экономическую обеспеченность в соответствии с выработанным обществом или данной этнической, социальной группы эталоном (жильем, пищей, одеждой, другими потребительскими товарами); гражданские свободы (совести, волеизъявления, передвижение, место проживания, равенство перед законом и т.п.); степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, изменением ее направленности, голодом, лишением свободы за убеждения, бандитским нападением, воровством, неизбежным хроническим или неожиданным заболеванием, распадом семьи, ее незапланированным ростом или сокращением и т.д. и т.п.); моральные нормы общения, свободу самовыражения, в том числе трудовой деятельности (максимальной отдачей сил и способностей людям, общество с получением от них знаков внимания); возможность свободного общения с лицами сходного этнического и культурного уровня, т.е. создания и вхождения эталонную для человека социальную группу (с общностью интересов, жизненных идеалов, поведения и т.п.); возможность пользоваться культурными и материальными ценностями (театрами, музеями, библиотеками, товарами и т.д.) или сознания обеспеченности такой возможности; доступность или сознание доступности общепризнанных мест отдыха (курортов и т.п.) или сезонных (временной) перемены типа жилища (вплоть до туристской палатки); обеспеченность социально-психологическим пространственным минимумом, позволяющим избежать неверно-психического стресса от перенаселения (оптимальная чистота встреч с другими людьми, в том числе знакомыми и родными); комфорт сферы услуг (отсутствие или наличие очередей, качество обслуживания и т.п.).
Социальная среда интегрируется с природой, квазиприродной и артеприродной средами в общую совокупность окружающей человека среды. Все факторы каждой из рассматриваемых сред тесно взаимосвязаны между собой и составляют объективные и субъективные стороны “качество среды жизни”. При этом объективное неотрывно от субъективного, эта глубокая связь может не осознаваться. Не в коем случае нельзя думать, что какая-то из подсистем (природная среда, любая из двух ее антропогенных модификаций и социальная среда) может заменить другую или быть безболезненной выброшена из общей системы окружающей человеком среды. Подсистемы способны усиливать или ослаблять действия друг друга, но не снимать этих воздействий. Так, природный климатический дискомфорт может быть ослаблен лучшей организацией “третьей природы” социальным оптимумом, но это не означает, что среда жизни человека при этом станет идеальной.
Исследование человека в качестве системного образования требует учета ряда присущих ему свойств:
Во-первых, как представитель своего вида человек имеет ряд генетических и фенотипических анатомо-физиологических особенностей адаптивного характера, что определяет степень воздействия природной среды на его организм (например, механический нельзя “поменять местами” негров и эскимосов как популяции);
Во-вторых, этолого-поведенчески человек также специфичен как в малых объединений, так и в больших (например, в семье легко определить экономического главу по максимальному получаемому доходу, но психологический глава семьи может не совпадать с экономическим: для более значительных групп тип южанина и тип северянина достаточно известны);
В-третьих, желательный и практически осуществляемый характер труда человека со всеми его нюансами (отраслевыми и хобби) отличается от чисто экономических его характеристик и резко различен в пределах всех других особенностей “человеческого целого”;
В-четвертых, историко-эволюционно складывается этническая специфика человека (например, скандинавский этнос ясно отличается от германского и британского, не говоря уже о монгольском);
В-пятых, социальные совокупности четко, хотя и временно в историческом смысле, отличаются друг от друга (например, интеллигент, крестьянин и рабочий);
В-шестых, экономические устремления людей в различной зависимости от их принадлежностей к той или другой социальной группировке, но тем не менее по своей сущности не совпадает с нею (производственная и социальная характеристики человека различны, степь экономической обеспеченности полностью не совпадает с социальным статусом и т.д.);
В-седьмых, “цели одного иерархического уровня организации антропосистемы могут не совпадать с целями другого иерархического, т.е. имеются определенные противоречия между, например, индивидуальными социальными потребностями семьи, а тем паче более крупных объединений (такая констация нередко отрицалась для советского общества со ссылкой на гармоничность социалистической социальной системы, однако указанные противоречия в нашем обществе – непреложный факт).
Уяснение среды жизни человека и его как системы позволяет выделить классификацию потребностей (рациональных условий деятельности), которая объективно необходима для нормального существования человека. В этой связи выделим пять групп потребностей (условия деятельности) человека: биологические эколого-поведенческие (психологические), этнические, социальные, трудовые и экономические.
А. Биологические (атомно-физиологические, или естественные) условия деятельности человека.
1) Возможность физического существования человека, обеспечиваемая отсутствием стихийных бедствий, длительных голодовок, овальных моров, хронических болезней раннего возраста и т.п., повторяющихся чаще воспроизводственного цикла населения;
2) Тепловой, традиционный и магнито-волновой комфорт (возможность поддержания нормальной температуры тела, выработки гуморальных веществ, поддерживающих здоровье, и отсутствие генетических разрушений в первом и последующих поколениях под влиянием волновой среды);
3) Состав воздуха, не приводящий к физиологическим, а тем более морфологическим или генетическим аномалиям, неприятным ощущением гибельным последствиям, особенно в ряду поколений (химический, ионный и т.д. состав воздуха);
4) Питьевая вода, потребление которой не вызывает отрицательных эмоциональных, физиологических, паталого-морфологических, устойчивых эпидемиологических и генетических неблагодарных последствий;
5) Сбалансированная по калорийности, химико-элементному (макро- и микроэлементы), органико-вещественному (белки, жир, углеводы) и национально-вкусовому составу пища (включает также тонизирующие и др. привычные напитки, приплавы и п.);
6) Полноценный сон, другие виды отдыха (рекреации);
7) Защищенность от паразитарных и вирусно-бактериальных заболеваний и геохимических эндемий, в том числе любых антропогенных загрязнений (ядохимикатами и т.д.), приводящих к массовым аномалиям (но тем не мене, при сохранении некоторого эпидемиологического “фона” для естественного отбора);
8) Биологический информационно-пространственный комфорт – защищенность от “стресса присутствия” - переуплотнения человеческих популяций – и “стрессы отсутствия” - их сверхразреженности;
9) Комфорт природный, главным образом биогенной среды (в том числе информационной) – адъективное воздействие экосистем (в основном растительности, отчасти животных) на организм человека (через фитонциды и другие биогенные факторы), наличные микрофлоры симбионтов (например, кишечных) и т.п.;
10) Наличие подходящей субстратной среды – благоприятных механических свойств земной поверхности, воздействующих на человека через напряжение мышц, отсутствие пыли и т.д.;
11) Определенное положение человека в пространстве и чистота смен этого положения (высота нахождения над уровнем земли, соотношение человека с осями растительности, отношение к вертикали зданий и т.д.;
12) Определенная степь подвижности и трудовых занятий как биологических факторов (профилактика гиподинамии и биологической дисинформативности);
13) Определенный трудовой и жизненный “индивидуальный участок”, (определяемый транспортной доступностью, влиянием транспорта на организм человека, подвижностью самого человека в данных условиях природной среды, жизненно-квартирными условиями, сменной первого и второго жилища, местными и национальными традициями и т.п. факторами);
14) Предложение рода как биологическое стремление к размножению;
15) Сексуальная потребность, отличающаяся у человека от стремления к продолжению рода (степень “сексуальной сытости”);
16) Выделительная потребность, биологически связанная с пространственным комфортом, так как речь идет не об индивидуальном процессе выделения (в физиологическом смысле – кал, моча, пот, выделение с дыханием и т.д.) и восприятие его другими людьми, но о сопряжении всех выделений в некоторой “биологический климат” (местный и региональный).
Б. Этолого-поведенческие (психологические) условия деятельности человека:
1) Вхождение в этологическую группу, в которой рассказывается поведенческие свойства особи (доминирование, подчиненность и т.д.) – потребности психолого-эмоционального контракта;
2) Создание своей группы (в том числе семейной) – для доминирующих особей, вхождений в свою эталонную группу – для подчинения особей;
3) Определенная плотность однозначных групп в коллективе.
В. Этнические условия деятельности человека:
1) Этническая самостоятельность: осознанность объективного существования с его этноса – эколого-соционально-экономической совокупности, формирующейся на грани между “биологическим” и “социальным” человеком под влиянием природной, квазиприродной, артеприродной и социальной среды в их интеграции (наличие чувства объективности существования своего народа);
2) Принадлежности к этнически самостоятельной группе (сознаваемая и неосознаваемая), материализующаяся через национальную одежду, быт, обычаи и другие знаки этнической включенности;
3) Определенная численность этноса, дающая уверенность в устойчивости его существования;
4) Пейзаж “родной природы”, адекватный историей формирования и развития этноса – этнический “цветущий край” (часть природной среды и среды “второй” природы, запечатленная “этнической наследственностью”);
5) Соответствующая (запечатленная в “этнической памяти” с детства) среда “второй” и “третьей” природы (архитектура, культурные ландшафты, организация населенных мест и т.д., в целом “экология культуры”).
Г. Социальные (и социально-психологические) потребности человека:
1) Гарантированные законом или обычаями гражданские свободы (совести, волеизъявления, места проживания равенства перед обществом и законом и т.д.);
2) Конституционные или традиционно-общественные гарантии и общая степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, изменением ее направленности, голодом, лишением свободы за убеждения или высказывания, бандитским нападением, воровством, неожиданным острым или хроническим заболеванием в условиях плохо организованного здравоохранения, инвалидностью, старостью, распадом семьи и ее незапланированным ростом и т.д.);
3) Моральные нормы общения между людьми;
4) Свобода познания и самовыражения, в том числе через уровень образования, изобразительное и другие виды искусства, максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них законов внимания;
5) Чувства нужности обществу (личный и эталонный для человека группы), а через него нужности самому себе;
6) Возможность образования социальных групп различного иерархического уровня и свободного общения с лицами своего круга – своей этнической, социальной, трудовой, экономической группы и их половозрастных модификаций как непосредственно, так и через средство информации;
7) Сознание своего пола и возраста, следования их общественным нормативом;
8) Наличие или возможность образования семьи как социальной ячейки;
9) Соответствие выработанных в ходе социализаций стереотипов и идеалов реальным общественным нормам (совпадение индивидуальной картины мира с реальной действительностью) или терпимостью общества к индивидуальным стереотипам, отличающимся от сложившихся общественных норм (если они не переходят в патологию);
10) Равномерность информационно-познавательной среды (без информационных перегрузок и информационного “вакуума”);
11) Определенный социальный фон удовлетворения остальных групп потребностей человека.
Д. Трудовые условия деятельности человека:
1) Потребность в познании, ориентировке в окружающем человека пространстве (среде) и его (ее) изменении во времени;
2) Труд (игра для детей) по возрасту, полу, физическим и умственным способностям;
3) Образование и труд по сложившимся или возникшим интересам (часто семейно-трдиционным);
4) Обеспечение труда адекватными возможностями его осуществления (природной, квази – и артесредой, ресурсами, материальными предпосылками, этолого-поведенческими и социальными отношениями в коллективах, средствами информации, помощниками и т.д.);
5) Адъективное поощрение труда – материально (равная плата за равный труд в рамках существующего естественного спроса на него и повышенная за более квалифицированный и интенсивный труд высокой общественной необходимости для обеспечения удовлетворения возрастающих при интенсификации труда биологических и социальных потребностей) и моральное (компенсация этолого-социальных издержек интенсивного труда);
6) Труд как социально-адаптационный процесс приспособления общества к меняющимся региональным и глобальным условиям существования (в последнее время с увеличением роли науки как адаптационной и преадаптационной системы – непосредственной производительной силы общества).
Е. Экономические условия деятельности человека:
1) Обеспеченность пищей согласно анатомо-физиологическим, этническим (национально-вкусовым) и престижным нормам;
2) Обеспеченность одежды согласно анатомо-физологических, повседневно домашнем, производственным и рекреационным общественным нормам, этологическим (выражение доминирования), этническим (нацинально-вкусовым), социальным (модо, престижность) и трудовым (в специальных случаях) потребностям и эталонным нормативам;
3) Обеспеченность постоянным и временным (сезонным) жильем по тем же потребностям и эталонным нормативам;
4) Обеспеченность предметами обихода, мебелью, личным транспортом, комнатными животными и растениями и т.д. по медико-биологическим общественным нормативам данной группы населения;
5) Обеспеченность средствами труда (производство) согласно нормам общественно-экономическрй формации;
6) Утилизация всех отходов общественного производства и быта как обеспеченность природной средой жизни;
7) Обеспеченность сферой услуг до степени, снимающей физические и стрессовые перегрузки;
8) Обеспеченность рекреацией в широком смысле слова и здравоохранением в таком же расширенном понимании;
9) Обеспеченность средствами информации исходя из социальных и трудовых потребностей коллектива и человека (книгами, газетами, микрофильмами, радио с телевидением, ЭВМ и т.д.);
10) Обеспеченность источниками информации (зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, вкусовой) – произведениями искусства, привлекательными ландшафтами, приятными запахами и т.п.;
11) Обеспеченность средствами самовыражения через этолого-поведенческие, этнические, социальные и трудовые механизмы;
12) “Обеспеченность” семьей и детьми как экономической структурой (семья как экономическая ячейка, а дети как “опора” в превратной судьбе, хотя бы в психологическом смысле).
Перечисленные группы потребностей человека не одинаково остры в преломлении и личным нуждам всех людей и находятся в теснейшей взаимосвязи между собой. Так, потребность в пище одновременно биологическая, этническая и экономическая (соответствующими нюансами), семья – биологическая, этологическая, социальная и экономическая потребность, труд необходим биологически, этологически, этнически, социально, экономичечки и сам по себе, но везде как особое проявление.
Необходимо обратить внимание на противоречия между рядом потребностей человека. Наиболее широко известный пример этого – взаимосвязь между экономическим стремлением иметь автомобиль и отрицательным влиянием его на здоровье человека (угарный газ СО усваивается гемоглобином крови в 210 раз быстрее кислорода, происходит отравление свинцом, увеличиваются нервно-психические стрессы и т.д.).
Подобного рода противоречия снять очень сложно (пример тому – потребность в курении: все знают как это вредно, но большинство продолжают курить) сколько бы мы ни ругали автомобиль, менее престижным и удобным он от этого не станет. Наиболее перспективны в таких случаях приемы “косвенного управления”. В приведенном примере с личным транспортом этого снижения его вредности, лучшие обеспечения общественным транспортом, оптимизация расстояния от дома до работы (1.5 – 2 км., или 10 – 15, максимум 20 минут ходьбы), рационализация сферы услуг и т.д.
Для подъема благосостояния людей необходима оптимизация всех элементов систем обеспечения потребностей людей с учетом системного целого – противоречивого и большего, чем сумма частных потребностей.
Чистый воздух нельзя заменить большой квартирой, куда этот воздух не проникает, а недостаток солнца невозможно компенсировать большим числом кинотеатров, поликлиник, врачей и т.д. Количественные характеристики компенсационных замен лежат в очень узких пределах адаптационной нормы (индивидуальной и групповой) и, наоборот, очень велики в случае попытки расширить эту адаптивную норму. Так, переезд из комфортной климатической зоны в дискомфортную в подавляющем большинстве случаев вызовет разрушение или хотя бы нарушение здоровья человека. Для имитации климатического комфорта требуется искусственная инсталляция, поддержание газового состава и влажности воздуха в определенном режиме и т.д., все в пределах, близких к зоне комфорта. Как правило, это невозможно по чисто техническим или экономическим причинам, но даже если достижимо, то тем не менее не снимает этнических, социальных и трудовых различий географического характера. Обычно делается попытка компенсации их экономическими льготами. Они могут частично увеличить степень адаптации в социально-экономическом отношении, но лишь в случае относительной “роскоши” (например, на некоторых американских полярных метеостанциях постоянные работники обеспечиваются всем, вплоть до роялей, а автоматизация всех технических средств доведена до степени “нажим кнопки - идеальная работа” при обязательном дубль-обеспечении, снимающем необходимость ремонта в полярных условиях). Подобное обеспечение иногда кажется экономически невыгодным или неосуществимым. В результате к природному дискомфорту прибавляется относительный социально-экономический дискомфорт, что приводит к резкому увеличению заболеваемости, травматизму, инвалидности, алкоголизма и т.д., оттоку населения из дискомфортной зоны, но населения уже больного, живущего на средства, получаемые через каналы социального обеспечения, т.е. увеличивающего расходы общества на сумму, вероятно, достаточную для предотвращения заболеваемости и других последствий дискомфорта.
Возникает ситуация, подобная проблеме “автомашина – дорога” с той лишь разницей, что можно выпускать автомобили повышенной проходимости, а человека повышенной адаптивности “производить” нельзя. К сожалению это истина не находит полного понимания, и проблема освоения маргинальных зон решается не на научной основе.
Результатом служат многие отрицательные явления, в конечном итоге препятствующие повышению благосостояния народа. Приблизительно таков же, как в привезенном выше примере, механизм негативных процессов в городах. Люди эволюционно генетически адаптированы к сельской жизни. Концентрируют их в городах, главным образом, экономические потребности. Однако это отнюдь не ведет к автоматической биологической, этологической этнической, социальной и трудовой адаптации. Все факторы городской среды – природные и социальные историко-функциально непривычны человеку, противоречат его генетической и социальной наследственности, дискомфортны. Осознание этого факта не происходит в силу ослепленности экономическим комфортом, который однобок и не может компенсировать других потребностей человека. Он в состоянии выполнить свою роль лишь при равномерном и рациональном обеспечении всего спектра человеческих потребностей во всем их многообразии.
Повышенная этажность, дальность поездок на работу, загрязненность среды, большая плотность населения, отсутствие зелени, привычных в сельской местности животных и т.д. приводят к наследственным и ненаследственным болезням, травматизму, агрессивности, алкоголизму, наркомании, более скорой инвалидности – типичным следствиям комплексной дезадаптивности. Увеличиваются вложения в здравоохранения и другие социальные механизмы и пружины, влекущие людей в города.
С 1950-х гг. мировую науку обогатил факт, названный английскими исследователями (грустью новых городов).
Он заключается в том, что горожане, переселенные из, казалось бы, малокомфортных старых кварталов и новые, созданные по всем правилам архитектурного искусства, чаще болеют и раньше умирают, чем и прежних местах жизни. Полагают, что причина этого явления лежит в уменьшиной плотности застройки, потере контактов с близкой с детства местностью и людьми, связана с ухудшением сферы быта (отсутствие “лавки за углом”) и тому подобными причинами.
Количество примеров отступления от критериев рациональности в обеспечении потребностей человека можно приумножить. В одних случаях в жертву приносят индивидуальные нужды ради удовлетворения групповых потребностей, в других причиной неадекватных решений служит элементарная безграмотность в области экологии человека.
К сожалению, целостного подхода к потребностям человека в нашей стране не было и до сих пор нет. Наоборот, возникали парадоксальные псевдообщественные движения, делались попытки бороться с вполне естественными процессами общественного развития. Хороший, но негативный пример – борьба с “потребленчеством”, “вещизмом”. Исходной теоретической предпосылкой для такой борьбы было убеждение, что потребность в вещах имеет наносный “буржуазный” характер и обедняет духовный мир человека. Пуританство объявлялось социалистическим идеалом (но не для себя, а для других). К чему привело игнорирование потребности в росте обеспеченности предметами повседневного быта по среднемировым канонам? К хаосу нищеты.
Стоит упомянуть еще хотя бы о двух. Отсутствие должной борьбы с шумом в городах увеличивает общую заболеваемость населения на 30%, уменьшает продолжительность жизни на 8-10 лет, снижает трудоспособность минимум на 10%, а эффективность отдыха почти вдвое и т.д. Последствия такого явления можно не комментировать. Второй пример - сельское хозяйство, вообще комплекс природопользования в Средний Азии. Неверная политика землепользования в регионе привела к смещению этнических процессов, экономическими аномалиями, разрушению нормальных трудовых потребностей, тяжёлым экологическим бедствиям, разрегуляции демографических механизмов, роковым нарушениям здоровья людей, открытой и скрытой безработице и другим острым проблемам. При этом процесс саморазвивается и усиливается.
Условием рациональной деятельности людей является наличие адекватной информации, Жолио Кюри любил повторять, что страна, жалеющая деньги на науку, неизбежно превращается в колонию. Ход исторического процесса подтверждает, что это так.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем отличается “вторая природа” от “третьей природы”?
2. Какая разновидность природной Среды более других окружает человека?
3. Какие последствия могут возникнуть при нарушение -биологических условий жизнедеятельности человека?
Карточка задание:
Выбрать правильный вариант ответа в карточке ответов.
Вопрос 1. Окружающая человека среда состоит из:
а) природной среды
б) “второй природы” (Среды порожденной агротехникой)
в) “ третьей природы” (искусственной среды)
г) Социальной среды
д) всех компонентов среды
Вопрос 2. Асфальт, бетон, транспортный объект, предприятие сферы обслуживания относятся:
а) ко “второй среде”
б) к “третьей среде”
в) к социальной среде
г) к природной среде
д) ко всем элементам окружающей среды
Вопрос 3. Природный комфорт, полноценный другие виды отдыха относятся к:
а) психологическим условиям деятельности человека.
б) биологическим условиям деятельности человека.
в) экономическим условиям деятельности человека.
г) трудовыми условиями деятельности человека.
д) этническими условиями деятельности человека.
Вопрос 4. Обеспеченность пищей, одеждой, жильём, мебелью, предметами обихода относится к:
а) экономическим условиям деятельности человека
б) этническим условиям деятельности человека
в) трудовым условиям деятельности человека
г) биологическим условиям деятельности человека
д) психологическим условием деятельности человека
Ключ к ответам:
- Вопрос – “Д”
- Вопрос – “Б”
- Вопрос – “Б”
- Вопрос – “А”
Основные понятия.
Квазиприродная среда – это среда “второй природы” или что тоже природная среда, искусственно преобразованная людьми. Отличительной чертой квазиприродной средой является её способность постепенно разрушаться без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека. Например, грунтовые дороги, газоны, бульвары, сады, парки, лесопарки.
Артеприродная среда – это среда “третьей природы” или что тоже искусственный мир, созданный человеком в результате более глубокого (чем при создании квазиприродной среды) преобразование природной среды. Например, это асфальт, бетон, транспортные объекты, мебель, внутреннее пространство мест жизни и работы.
Дезаптивнось - это невозможность человека приспособится к изменяющимся внешним условиям.
Этологаповеденчески – этология – это наука о поведении животных, которые свидетельствует о некотором сходстве поведение людей и высших млекопитающих особенно обезьян. Например, они хорошо заметны в детских коллективах (устойчивость групп “мам” и “офицеров” с одной стороны, и “детей” и “солдат” с другой) и затем затушёвываются социальными и социально-психологическими ролями. Доминирование может проявляться лишь в коллективе, по этому формирование этологической группы людей – необходимы условия для возникновения иерархии. Доминант обычно ищет ведомых – первый знакомится, у детей – приглашает к играм и т.д. В семье, складывающийся из двух лиц, стремящихся к доминированию, обычно не бывает мира.
Литература.
1. Гущо Ю. Введение в энциклопедию здоровья и долголетия. – Москва – Минск. Мешд. ассоц. “Личность, экология, мир”. Е.М.П “Кольцо”, 1993 г.
2. Лищук В.А. Мосткова Е.В. Основы здоровья – М.: Российская академия медицинских наук. 1994 г.
3. Обухов А.Ф. Возрастная психология – М.: роспедагенство 1996г.
4. Фонтауэр Д. Как справиться со стрессом. Британское психологическое агентство М.: Педагогика – Пресс, 1995г.
5.Шаталова Г. Выбор пути – М.: Елен и К. 1996