Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Переход к профильному обучению в старших классах обусловит необходимость обеспечить соответствие учебников целям профильного обучения и реальным условиям его организации. Важное место при этом отводится элективным курсам и, соответственно, учебным пособиям к ним. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
Функции элективных курсов следующие:
- Компенсируют проблемы в базовом образовании;
- Готовят к ЕГЭ;
- Помогают приобретать умения для решения практических задач и образовательных результатов, которые связаны с успешным продвижением на рынке труда;
- Являются поддержкой изучения смежных курсов на продвинутом уровне;
- Интегрируют все полученные знания в единую целостную картину мира;
- Являются продолжением профориентационной работы;
- Должны удовлетворять любопытство учащихся.
Современные законы профессиональной жизни актуализируют функциональное владение иностранным языком не только для профессионалов-филологов, но и для профессионалов других сфер – управленцев, техников, социальных работников, медиков, предпринимателей, экономистов, юристов и т.д. Поскольку сегодня представитель любой из названных профессий может осуществлять свою профессиональную деятельность в любой точке мира, он должен уметь пользоваться иностранным языком как средством для осуществления своих целей. Поэтому мы считаем целесообразным для образовательного учреждения предлагать на выбор учащихся элективные спецкурсы по английскому языку в рамках вариативного компонента любого профиля.
Группа томских учителей создала пакет элективных курсов по английскому языку. Мы остановились на 4-х наиболее востребованных на наш взгляд профилях: филологическом, математическом, управленческом и гуманитарном.
При создании курсов мы учитывали тот фактор, что иностранный язык должен носить функциональный характер, должен способствовать приобретению новых знаний (и профессионального характера в том числе), что иностранный язык должен быть связующим звеном, осуществляющим связь с другими предметами и сферами человеческой деятельности. Изучение иностранного языка должно прививать навыки самостоятельной работы с источниками информации.
Пособие направлено на достижение некоторых метапредметных результатов (например, с освоением способов анализа информации, способов конструирования сообщения, способов совместной деятельности, навыков решения проблем и т.д.). Именно поэтому преподавание создаваемых нами спецкурсов предполагает большое количество парной и групповой работы, позиционные дискуссии, конференции и т.д. Мы также включили в курсы темы, интересные для старших подростков, затрагивающие их личный опыт, либо приближающие к ним образ их профессионального будущего.
В пособии использован аппарат обращения к внешкольным источникам информации (включая компьютерные сети) и к образовательному опыту, приобретенному вне рамок школы.
Говоря о подготовке учащихся к ЕГЭ, целый модуль филологического профиля мы посвящаем знакомству и практике учащихся в выполнении заданий 2х международных экзаменов (TOEFL и Кэмбриджский экзамен). Особое внимание уделяется Кэмбриджскому экзамену, поскольку предположительно нижняя граница базового уровня содержательного блока экзаменационного теста ЕГЭ соответствует уровню КЕТ (Key English Test) в системе Кембриджских экзаменов. Верхняя граница высокого уровня – уровню “Первый сертификат по английскому языку” (FCE – First Certificate of English).
По структуре наше учебное пособие состоит из 4-х самостоятельных курсов, каждый из которых состоит из 5-ти отдельных модулей. Учебники модульного типа допускают возможность изучения лишь отдельных из них или возможность изучения модулей в разной последовательности.
Основной формой контроля за уровнем достижений учащихся в освоении профильных спецкурсов мы видим форму “Student’s Portfolio”. Это, на наш взгляд, одна из эффективных форм оценивания в старшей профильной школе. Эта форма используется в образовательной практике для составления и пополнения коллекции самостоятельно выполненных учебных и профессиональных продуктов, текстов рефлексивного плана о динамике качества обучения и учебных достижений, а также обеспечения социальной представленности этих продуктов. На основании перечисленных характеристик можно сказать, что эта форма оценивания адекватна для оценивания результатов элективных курсов. Например, в элективном курсе предлагается определенный минимум коллекции – список обязательных работ. Выполнение 70% работ дает право ученику на получение “зачета” по спецкурсу. Проявление инициативы учащегося к пополнению Portfolio творческими работами должно всячески приветствоваться учителем. Такая форма достижений поддерживает неформальный интерес к элективному курсу, способствует повышению учебной мотивации, проявлению учебной инициативы, снятию психологического барьера перед отметкой.
Важным моментом является возможность выбора итогового продукта и учебного материала в рамках курса. При запуске учебного модуля (или целого курса) учащемуся предлагаются варианты итоговых продуктов, из которых он выберет те, которые будет реализовывать в течение обучения и презентовать по его завершении. Смысл вариативности итоговых продуктов состоит в предоставлении учащимся возможности осуществления разных профессиональных и околопрофессиональных проб. Схема движения к осуществлению замысла следующая:
Презентация содержания модуля и возможных вариантов итогового продукта – самоопределение учащихся относительно итоговой работы – освоение практического и теоретического учебного материала, осуществление практических проб, поиск ресурсов для выполнения итоговой работы – самостоятельное (индивидуальное или групповое) выполнение работы – публичная презентация продукта, возможно редактирование по итогам обсуждения – пополнение коллекции продуктов в Portfolio.
Такая схема более адекватна старшему подростковому и раннему юношескому возрасту, поскольку в задачи возраста входит освоение способов реализации своих замыслов. Данная схема работы отличается от общепринятой тем, что в ней итог работы имеет не характер проверки уровня освоения материала путем проведения контрольной работы, а характер продуктно выраженного представления достижений учащегося и результатов достижения по осуществлению собственного замысла.
Для того, чтобы учащемуся было понятно, что и каким образом будет оцениваться в непривычной для него системе, приступая к работе, он получает инструкции и рекомендации примерно следующего характера:
- “перед тем, как начать изучение курса (или модуля), подумай, какие практические работы ты мог бы выполнить по его прохождению. Выбери темы для практической работы. После того, как работа будет выполнена и отредактирована, ты сможешь поместить ее в свой Portfolio.
- Ты можешь выбрать то, что тебе нравится или может понадобиться в будущем.
- Каждая работа имеет свою стоимость – число баллов, которое ты получишь, выполнив ее.
- Некоторые виды работ могут выполняться как в групповом, так и в индивидуальном режиме. Определись, как будешь работать.
- Устная публичная презентация работы добавит к ней Х дополнительных баллов.
К концу этого курса (модуля) ты должен набрать не менее Х баллов. Но можно набрать и больше!”
В нашем учебном пособии получили развитие некоторые функции школьного учебника - подготовка к ЕГЭ, приобретение умений для решения практических задач и образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, ориентация на способы познавательной деятельности, развитие познавательных возможностей учащихся, продолжение профориентационной работы, поддержка и усиление мотивации учащихся к изучению английского языка. Но наше пособие можно использовать и за рамками школьного обучения для решения задач, с которыми человек встречается в своей повседневной жизни. Так в ходе спецкурсов учащиеся будет учиться составлять резюме, заполнять анкеты для поступления в высшие учебные заведения за рубежом, выступать с речью, принимать участие в дискуссиях и конференциях и другим навыкам, необходимым в профессиональной жизни.