Задачи урока:
- расширять круг чтения по данной теме;
- познакомить с выразительным средством языка (сравнение), обогащать словарь учащихся;
- формировать специальные читательские умения:
- правильно называть произведение (автор +заголовок)
- определять тему и жанр произведения
- учить видеть и понимать красоту осенней природы;
Ход урока:
Организационный момент:
- Посмотрите на свое рабочее место. Покажите готовность к уроку. Садитесь.
Создание учебной ситуации:
- Какой урок?
- С чего мы начинаем урок чтения?
- Для чего нужна разминка?
Разминка:
1. Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку.
- вдох носом, выдох через рот
- вдох, задержка дыхания, выдох
- вдох, задержка дыхания, выдох порциями.
2. Следующее упражнение. Я начну, а вы кончайте.
Хором, дружно повторяйте!
Самолеты взлетают: у- у- у
Машины едут: ж- ж- ж
Лошадки поскакали: цок, цок, цок.
Рядом ползет змея: ш- ш- ш
Муха бьется в стекло: з- з- з
3. - Глазки смотрят вправо, влево, вверх, вниз закрыли глаза, 1, 2, 3 (медленный счет) – открыли глаза.
4. Жужжащее чтение.
Постановка учебной задачи:
- Рассмотрите иллюстрации на доске (пейзажи осени).
- Что их объединяет?
- Попробуйте сформулировать задачу нашего урока. (Познакомимся с новым произведением об осени).
Первичный синтез:
Откройте учебник на стр. 100.
- С чего мы начинаем знакомство с произведением?
- Прочитайте фамилию автора, заголовок, назовите произведение.
- Начнем знакомство. Ваша задача: слушая, представить картину, которую описывает в произведении писатель.
Садитесь удобно, внимательно слушайте.
Чтение учителем.
Эмоционально-оценочная беседа.
- Какую картину вы представили?
- Встретились ли вам в произведении слова или выражения, которые для вас непонятны.
Словарная работа.
- Обратим внимание на некоторые выражения и попробуем их объяснить.
Лимонная желтизна (насыщенный желтый цвет)
Осинник (место, где растут осины)
- О каком дереве говорится: “Одела осень могучего богатыря в медную броню?”
- Что такое броня? – металлическая одежда воина, защищающая туловище.
- Какого цвета вы представляете медную броню? Да, цвет меди желто-коричневого цвета, как монетка (показ медной монетки).
- Каким цветом раскрасила Осень листву дуба?
Золотая парча (плотная шелковая ткань, вытканная золотыми нитями). Показ лоскутка ткани.
Косяки птиц – стая птиц в определенном порядке.
- Теперь, когда все слова и выражения нам понятны, прочитаем это произведение.
Но прежде сделаем зарядку для глаз.
- На рисунке изображен осенний листок.
- Я буду вести указкой, а вы за ней ведите глазами.
- При чтении обратите внимание на описание деревьев в лесу.
Чтение детьми.
Моделирование.
- Мы продолжим работу с произведением, но выполнять ее будем в паре.
- Сделайте модель к данному произведению. Повернитесь друг к другу, помните о правилах дружной работы, и, выполнив задание, поднимите соединенные руки.
Проверка.
Пара, справившаяся с заданием первой, выходит к доске со своей моделью.
- Изобразите вашу модель (строят увеличенную модель).
- Что мы читали? (Жанр)
- Докажите.
О чем …? (Тема)
- Прочитайте фамилию автора.
- Прочитайте заголовок произведения.
- Назовите это произведение. (Мы читали сказку Г. Скребицкого “Осень” о природе).
- Покажите, ребята, согласны вы с моделью? (Класс показывает знаками “согласен”, “не согласен”)
- Спасибо.
Физминутка.
- А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в осеннем лесу. Тишина. Подул прохладный ветерок. Поднимите руки, покачайте ими. Это деревья в лесу. Руки согнули, встряхнули – это ветви деревьев, по которым стучит ветер. Руки в стороны, плавно помашем – это птицы летят в теплые края. Руки опустили. Тишина в лесу. Садитесь.
Анализ.
- Тишина в лесу, только слышен шорох листьев - это Осень-Художник.
- Как вы думаете, почему автор назвал осень художником?
- Какой вы ее представляете? Опишите ее.
Работа над выразительными средствами языка.
Осень-художник использует яркие краски для своей картины, писатели же рисуют картины осенней природы словами.
- На доске записан отрывок из этого произведения. Такой же отрывок есть у вас в рабочей тетради. Откройте тетрадь стр. 29 . Прочитайте самостоятельно. К вашему вниманию я хочу предложить данный отрывок с изменениями (открываю другую половину доски). Прочитайте его самостоятельно.
1. Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь, как огонь горит. | 2. Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила. Стал осинник весь ярко-красный. |
- Какой из отрывков вам наиболее понравился? Почему?
- Какими выражениями дополнен этот отрывок? Назовите. Подчеркиваю их.
- Листья, будто яблоки, осинник, как огонь.
- Как в литературе называют такие выражения?
- Подчеркните сравнения в тексте.
- Просмотрите еще раз на 1 отрывок из текста и на 2 с изменениями.
- Для чего писатель использует сравнение?
Действительно, сравнения в произведении позволяют увидеть картину более яркой, точной, выразительной.
А картину осеннего леса нам позволяют увидеть краски Художника. (Просмотр иллюстраций осенней природы).
- “..Разукрасила Осень все по-своему, по-осеннему..”.
- Скажите, какие краски использовала Осень для березы и клена?
- Какой краской она разрумянила осинки?
- А для дуба-богатыря она выбрала особенную краску. Какую?
- Какие же деревья не тронула осень? Какими она их оставила?
Прошлась осень - художник по лесу и стал он наряднее.
Вторичный синтез.
- Давайте и мы с вами побудем художниками и сделаем нарядным наш осенний лес (на доске лист А- 3 с изображением незаконченного осеннего леса).
- У вас на столе модель дерева, раскрасьте его, используя краски осени, и дополните им осенний лес.
- Задание выполняйте в паре, помните о правилах дружной работы.
(Учащиеся раскрашивают модель дерева, выходят к доске и прикрепляют дерево на лист).
- Посмотрите, каким нарядным и ярким стал осенний лес.
- Как выдумаете, что хотел нам показать Г. Скребицкий своим произведением “Осень”?
Итог:
Какую задачу мы ставили в начале урока? Решили мы поставленную задачу?
С каким произведением мы познакомились на уроке чтения?
Рефлексия:
- Продолжите предложения:
(на доске):
Мне понравилось… | Мне было трудно… |
Домашнее задание:
Я предлагаю несколько вариантов домашнего задания, вы можете выбрать и сделать то, что вам нравится:
- выразительное чтение произведения
- задание в тетради: раскрасить картинку
- нарисовать свою картину осени.
Спасибо за работу.