Урок по литературному чтению Программа "Начальная школа XXI века". 2-й класс. Тема: Г. Скребицкий "Осень"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи урока:

  • расширять круг чтения по данной теме;
  • познакомить с выразительным средством языка (сравнение), обогащать словарь учащихся;
  • формировать специальные читательские умения:

- правильно называть произведение (автор +заголовок)

- определять тему и жанр произведения

  • учить видеть и понимать красоту осенней природы;

Ход урока:

Организационный момент:

- Посмотрите на свое рабочее место. Покажите готовность к уроку. Садитесь.

Создание учебной ситуации:

- Какой урок?

- С чего мы начинаем урок чтения?

- Для чего нужна разминка?

Разминка:

1. Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку.

- вдох носом, выдох через рот

- вдох, задержка дыхания, выдох

- вдох, задержка дыхания, выдох порциями.

2. Следующее упражнение. Я начну, а вы кончайте.

Хором, дружно повторяйте!

Самолеты взлетают: у- у- у
Машины едут: ж- ж- ж
Лошадки поскакали: цок, цок, цок.
Рядом ползет змея: ш- ш- ш
Муха бьется в стекло: з- з- з

3. - Глазки смотрят вправо, влево, вверх, вниз закрыли глаза, 1, 2, 3 (медленный счет) – открыли глаза.

4. Жужжащее чтение.

Постановка учебной задачи:

- Рассмотрите иллюстрации на доске (пейзажи осени).

- Что их объединяет?

- Попробуйте сформулировать задачу нашего урока. (Познакомимся с новым произведением об осени).

Первичный синтез:

Откройте учебник на стр. 100.

- С чего мы начинаем знакомство с произведением?

- Прочитайте фамилию автора, заголовок, назовите произведение.

- Начнем знакомство. Ваша задача: слушая, представить картину, которую описывает в произведении писатель.

Садитесь удобно, внимательно слушайте.

Чтение учителем.

Эмоционально-оценочная беседа.

- Какую картину вы представили?

- Встретились ли вам в произведении слова или выражения, которые для вас непонятны.

Словарная работа.

- Обратим внимание на некоторые выражения и попробуем их объяснить.

Лимонная желтизна (насыщенный желтый цвет)

Осинник (место, где растут осины)

- О каком дереве говорится: “Одела осень могучего богатыря в медную броню?”

- Что такое броня? – металлическая одежда воина, защищающая туловище.

- Какого цвета вы представляете медную броню? Да, цвет меди желто-коричневого цвета, как монетка (показ медной монетки).

- Каким цветом раскрасила Осень листву дуба?

Золотая парча (плотная шелковая ткань, вытканная золотыми нитями). Показ лоскутка ткани.

Косяки птиц – стая птиц в определенном порядке.

- Теперь, когда все слова и выражения нам понятны, прочитаем это произведение.

Но прежде сделаем зарядку для глаз.

- На рисунке изображен осенний листок.

- Я буду вести указкой, а вы за ней ведите глазами.

- При чтении обратите внимание на описание деревьев в лесу.

Чтение детьми.

Моделирование.

- Мы продолжим работу с произведением, но выполнять ее будем в паре.

- Сделайте модель к данному произведению. Повернитесь друг к другу, помните о правилах дружной работы, и, выполнив задание, поднимите соединенные руки.

Проверка.

Пара, справившаяся с заданием первой, выходит к доске со своей моделью.

- Изобразите вашу модель (строят увеличенную модель).

- Что мы читали? (Жанр)

- Докажите.

О чем …? (Тема)

- Прочитайте фамилию автора.

- Прочитайте заголовок произведения.

- Назовите это произведение. (Мы читали сказку Г. Скребицкого “Осень” о природе).

- Покажите, ребята, согласны вы с моделью? (Класс показывает знаками “согласен”, “не согласен”)

- Спасибо.

Физминутка.

- А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в осеннем лесу. Тишина. Подул прохладный ветерок. Поднимите руки, покачайте ими. Это деревья в лесу. Руки согнули, встряхнули – это ветви деревьев, по которым стучит ветер. Руки в стороны, плавно помашем – это птицы летят в теплые края. Руки опустили. Тишина в лесу. Садитесь.

Анализ.

- Тишина в лесу, только слышен шорох листьев - это Осень-Художник.

- Как вы думаете, почему автор назвал осень художником?

- Какой вы ее представляете? Опишите ее.

Работа над выразительными средствами языка.

Осень-художник использует яркие краски для своей картины, писатели же рисуют картины осенней природы словами.

- На доске записан отрывок из этого произведения. Такой же отрывок есть у вас в рабочей тетради. Откройте тетрадь стр. 29 . Прочитайте самостоятельно. К вашему вниманию я хочу предложить данный отрывок с изменениями (открываю другую половину доски). Прочитайте его самостоятельно.

1. Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь, как огонь горит. 2. Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила. Стал осинник весь ярко-красный.

 - Какой из отрывков вам наиболее понравился? Почему?

- Какими выражениями дополнен этот отрывок? Назовите. Подчеркиваю их.

- Листья, будто яблоки, осинник, как огонь.

- Как в литературе называют такие выражения?

- Подчеркните сравнения в тексте.

- Просмотрите еще раз на 1 отрывок из текста и на 2 с изменениями.

- Для чего писатель использует сравнение?

Действительно, сравнения в произведении позволяют увидеть картину более яркой, точной, выразительной.

А картину осеннего леса нам позволяют увидеть краски Художника. (Просмотр иллюстраций осенней природы).

- “..Разукрасила Осень все по-своему, по-осеннему..”.

- Скажите, какие краски использовала Осень для березы и клена?

- Какой краской она разрумянила осинки?

- А для дуба-богатыря она выбрала особенную краску. Какую?

- Какие же деревья не тронула осень? Какими она их оставила?

Прошлась осень - художник по лесу и стал он наряднее.

Вторичный синтез.

- Давайте и мы с вами побудем художниками и сделаем нарядным наш осенний лес (на доске лист А- 3 с изображением незаконченного осеннего леса).

- У вас на столе модель дерева, раскрасьте его, используя краски осени, и дополните им осенний лес.

- Задание выполняйте в паре, помните о правилах дружной работы.

(Учащиеся раскрашивают модель дерева, выходят к доске и прикрепляют дерево на лист).

- Посмотрите, каким нарядным и ярким стал осенний лес.

- Как выдумаете, что хотел нам показать Г. Скребицкий своим произведением “Осень”?

Итог:

Какую задачу мы ставили в начале урока? Решили мы поставленную задачу?

С каким произведением мы познакомились на уроке чтения?

Рефлексия:

- Продолжите предложения:

(на доске):

Мне понравилось… Мне было трудно…

Домашнее задание:

Я предлагаю несколько вариантов домашнего задания, вы можете выбрать и сделать то, что вам нравится:

  • выразительное чтение произведения
  • задание в тетради: раскрасить картинку
  • нарисовать свою картину осени.

Спасибо за работу.