"Урок-соревнование по теме "Электрические явления". Физика, 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


“Ни шагу на зад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе!”

Цели урока:

  • обобщить знание по основным вопросам темы (закрепит навыки решения количественных и качественных задач), показать связь физики с другими науками.
  • Развивающая: активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроках физики, развивать познавательную активность;
  • Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью обучающихся.

План урока.

1. Актуализация знаний

- мобилизирующее начало урока

- представление жюри

- представление команд

2. Проведение соревнований

- Разминка

Конкурсы:

- “Кот в мешке”

- Мобилизация сил!

- Физика и литература

- Один за всех и все за мной (конкурс капитанов)

- Прояви смекалку!

- А знаете ли вы…?

3. Подведение итогов урока

- выявление команды победительницы

- выставление отметок за урок

- домашнее задание

Ход урока

Сегодня у нас с вами урок-соревнование. Учитель приветствует ребят, просит проверить команды все ли взяли с собой знания по данной теме?

К уроку командам было дано задание выпустить газету по теме.

Критерии оценивания конкурсов разрабатываются заранее и оговариваются с жюри. Очень хорошо, если есть возможность привлечь к работе жюри обучающихся 11-х классов, сдающих экзамен по физике. Итоги подводятся после каждого конкурса.

1. На доске рисунок ступенек. На верхней ступеньке горит вымпел.

Победит команда или команды, которые “дойду” до вымпела. Число ступенек соответствует числу заданий.

Разминка

Вопросы – шутки: (данный конкур не оценивается)

  1. Какой кулон нельзя носить на шее? (Кулон – единицу электрического заряда)
  2. Какое поле нельзя засеять? (Электромагнитное)
  3. Какой проводник не принесет вам чай в поезд? (Электрический)

Команды перед ответами представляют себя (капитан команды представляет себя и свою команду, озвучиваю название и девиз).

Капитаны представляют свои команды, и получают первое задание в конвертах:

1. “Кот в мешке”

В конверте несколько сложенных листочков, на них написаны вопросы, у каждой команды одинаковое количество вопросов, но вот кто будет отвечать, никто нет знает.

Если тот обучающийся, которому выпал вопрос не может на него ответить, отвечает любой член команды, но команда получает только пол балла.

Вопросы, которые могут быть предложены командам:

1. Как называется частица, потерявшая электрон?

2. Каков состав атомного ядра?

3. Что называется электризацией?

6. Назовите имя и фамилию ученого предложившего планетарную модель атома?

7. Назовите имя ученого открывшего электрон?

8. Посредством чего взаимодействуют заряды?

10. Назовите действия электрического тока?

Конкурс № 2. “Мобилизация сил”

Командам предлагается ответить на вопросы:

(Для удобства подведения итогов, предотвращения ошибок командам предлагается ответы предоставлять жюри по 2 вопросам.)

По мере необходимости выполнение заданий учителем комментируются.

  1. Определите цену деления амперметра.
  2. Определите силу тока в цепи.
  3. Определите цену деления вольтметра
  4. Определите напряжение на батареи.
  5. Чему равно общее сопротивление в цепи?
  6. Рассчитайте напряжение на лампе.
  7. Рассчитайте напряжение на реостате.
  8. Вычислите мощность тока в реостате
  9. Вычислите количество теплоты, выделяемое нитью накала лампы, включенной в цепь, за время, указанное на карточке.
  10. Соберите цепь по схеме.

Конкурс №3

Каждая команда вытягивает карточку с написанным заданием.

Если у команды нет ответа, право дать правильный ответ предоставляется другой команде.

“Физика и литература”

Объясните смысл пословиц:

1. Как соломинка и янтарь (персидская)

2. Молния ударяет в высокое дерево (марийская)

3. В. Ф. Ходасевич

В асфальтном зеркале
Сухой и мутный блеск
И электрический над волосами треск.

В какую погоду волосы электризуются особенно сильно?

4. Р. Бернес.

- Зачем надевают кольцо золотое
На палец когда обручаются двое?
Меня любопытная леди спросила
Не став пред вопросом в тупик,
Ответил я так собеседнице милой:
-Владеет любовь электрической силой,

А золото – проводник!

Какие вещества называются проводниками?

Какие еще проводники электрического тока вы знаете?

5. К. Г. Паустовский. Подарок

Дед Митрий узнал о том, что в Москве для приготовления пищи используют электрический ток. Он спросил о нем Рувима: “А ты этот эклектический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?”

Как бы вы объяснили деду Митрию, что такое электрический ток?

Конкурс № 4

- Один за всех и все за мной (конкурс капитанов) на подготовку 1,5-2 минуты.

Капитанам дается задание, которое они выполняют у доски.

Капитаны вытягивают карточки с заданием (описать прибор, который указан в карточке), подходят к столу, выбирают данный прибор и готовятся для ответа.

А в это время команды работают на месте.

Работа по карточкам: Заполните пропуски (индивидуально каждому в группе).

Карточки составляются таким образом, что бы в команде задание у ребят не повторялось.

Им необходимо подписать листочек, на котором уже написано задание, и записать ответ.

Пример карточки:

1 Кл = 1А * ? Q= ? * R * t
0,25мА= А

После того как карточки собраны, выступают капитаны. В это время жюри подводит итог работы команд.

Конкурс № 5. “Прояви смекалку!”

1. Начертите схемы возможных соединений из трех сопротивлений, каждое из которых равно 3 Ом. Определите сопротивление полученных соединений.

Конкурс №6 (Можно предложить просмотр фильма, если для этого есть время)

А знаете ли вы…?

Как акулы используют закон Ома для ориентации в воде и для охоты?

Изучая поведение многих видов рыб (сомики, акулы, скаты и др. ), ученые установили, что они обладают специальными органами для восприятия электрических полей — электросенсорной системой. У разных рыб электрорецепторы имеют разное расположение: на голове, на плавниках, вдоль тела.

У акулы (и у скатов) такой электрический орган называется ампулой Лоренцини. Это подкожный канал, располагающийся вдоль тела, один конец которого открыт в наружную среду, а другой оканчивается глухим расширением (ампулой). Просвет канала заполнен желеобразной массой; электро-рецепторные клетки выстилают в один ряд “дно” ампулы.

Электрический орган акулы обладает фантастически высокой чувствительностью: рыба реагирует на очень слабые электрические поля напряженностью 0,1 мкВ/см! Не вдаваясь в подробности описания строения этого органа, можно сказать, что канал электрического органа акулы представляет собой отрезок (до нескольких десятков сантиметров) кабеля с высоким сопротивлением изоляции и хорошо проводящей жилой. Если напряженность поля равна 0,1 мкВ/см, а длина канала ампулы равна 10 см, то на всю ампулу придется разность потенциалов в 1 мкВ. Акула тут использует закон Ома: U = /R, т.е. чем длиннее канал ампулы и чем ниже его сопротивление, тем большая разность потенциалов подается на электрорецептор.

Акулы используют свои электрорецепторы при поисках добычи. Этот хищник способен обнаружить скрытую под слоем песка камбалу только по электрическим полям, генерируемым мышцами жертвы при дыхательных движениях.

Многих хищных рыб можно назвать “электроищейками”. Скаты обнаруживают крабов по их биопотенциалам, а сомы могут даже обнаружить электрополя, создаваемые закопавшимися в землю червями.

Ученые начали изучать биопотенциалы мышц или сердца только в XX веке, чтобы лечить людей, а акулы используют эти электрические поля уже 200 млн. лет.

Ответ: у акулы имеются электрорецепторы для ориентации и охоты.

Подведение итогов соревнований, выставление отметок с учетом мнения капитанов команд.

Домашнее задание:

На выбор по теме (можно в парах работать).

Составить кроссворд, придумать задачу к рисунку на тему “Тепловое действие тока”, сочинить стихотворение, сказку, шутливую задачу по теме, изготовить макет (проводники и диэлектрики) и т. д.

Из этих высказываний можно выбрать те, которые на плакатах, будут вывешены в кабинете.

  • Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь. (Арабская мудрость).
  • Все науки делятся на физику и коллекционирование марок! (Э. Резерфорд.)
  • Физики работают хорошими методами с плохими веществами, химики плохими методами с хорошими веществами…(Г. Ландольт)
  • Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней. (В. И. Ленин.)