Цели:
- познакомить с приёмами сложения и вычитания для случаев данного вида;
- формировать умения считать;
- развивать логическое мышление.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Закрепление пройденного материала
1. Устный счёт
– Воспроизведи ряд чисел от 0 до 10; от 10 до 0; от 2 до 7; от 7 до 3; от 5 до 1
– Продолжи ряд чисел:
10, 7, …
9, 6 …
2. Игра “Угадай число”. Закрепление изученных случаев состава чисел.
6 + … = 8 … + 2 = 3 |
… – 2 = 7 7 – … = 6 |
9 = … + 2 10 = 8 + … |
3. Игра “Молчанка”
Дети показывают числа, из которых состоит число 6, 7, 5, 3
4. Индивидуальная работа у доски
Работают 4 ученика. Закрепление умений решать примеры вида: …+ 1; – 1; + 2; – 2
5 + … = 7 6 + 2 = … … – 2 = 5 4 + 2 = … 7 – 2 =… |
6 + 1 + 1 = 8 + 1 + … = 10 10 – 2 =… 8 – 2 = 7 + 2 = |
4 – … = 2 3 + 2 = … … – 2 = 4 6 + … = 7 5 +… + 1 = 7 |
5. Игра “Угадай пример”
Работа с кассой. Дети показывают на наборном полотне любой вариант, могут показать несколько вариантов. Затем идет проверка выполненной работы детьми на доске с помощью сигналов.
6 = …+ …
7 = …+ …
3 = …+ …
III. Физкультминутка.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг,
Взмах косой туда-сюда
Делай “раз” и делай “два”.
IV. Решение нестандартных задач
Задача 1.
Сева купил пирожное и Иван мороженое. Вместе они потратили 10 рублей. При этом Иван заплатил за мороженое на 2 рубля больше, чем Сева за пирожное. Сколько стоило мороженое и сколько стоило пирожное?
Задача 2.
Игорь и Сева едут в школу на автобусе вместе. Игорь едет 15 минут. Сколько времени они едут вместе?
V. Работа над новым материалом
1. Детям даётся задание.
– Решите задачу. На тарелке лежало 5 яблок. Положили еще 3. сколько яблок стало? Как вы будете прибавлять?
Дети говорят свои варианты прибавления трёх.
2. Работа с кассой
5 + 1 + 1 + 1
5 + 2 + 1
5 + 1 + 2
Вывод: число 3 можно прибавлять по частям.
– Мы знаем, что 3 это 1, 1, и 1; 3 это 2 и 1; 3 это 1 да 2
3. Работа на индивидуальных полотнах
– Положите 6 красных кружков. Справа положите 2
зелёных и один синий. Сколько кружков прибавили?
Сколько стало? 6 + 2 + 1 = 9
– Как можно прибавить по другому? Можно к 6
красным кружкам прибавить 1 синий и 2 зелёных.
– Сколько кружков прибавили?
– Сколько их стало? 6 + 1 + 2 = ?
– А можно прибавить по одному? 6 + 1 + 1 + 1 = 9
4. Работа на доске
Учитель выставляет на полочку 7 яблок (предметные картинки) 3 из них отличаются цветом ( 4 яблока зелёных, 2 красных, 1 жёлтое).
– От 7 нужно отнять 3. Как мы можем отнять?
– Мы знаем. Что 3 это 2 и 1. Сначала можно взять 2
яблока. А потом еще 1. Взяли два красных яблока.
Сколько осталось яблок? (7 – 2 = 5)
– Затем взяли еще 1 яблоко. Сколько яблок
осталось? (5 – 1 = 4)
– Сколько яблок было сначала?(7)
– Сколько всего яблок взяли? (3)
– Как из 7 вычли 3?
– Можно было по другому брать яблоки? (Да.
Сначала взять1, а потом ещё 2)
– Если взять 1 яблоко, сколько яблок останется? (6)
– Как получили 6? (7 – 1 = 6)
– Сколько яблок ещё нужно взять? (2)
– Сколько яблок останется? (4)
– Как получили 4? (6 – 2 = 4)
– Сколько яблок было сначала? (7)
– Сколько всего вычли из 7? (3)
– Как вычитали 3?
– Кто сможет повторить, как по частям можно
вычесть 3.
5. Работа по учебнику
– Рассмотрите рисунки.
– Как к 6 прибавить 3 по частям? (Можно прибавить
сначала 1, а потом еще 2, или прибавить 2, а потом
ещё 1)
– Прочитайте пример 5 + 3
– Как к 5 прибавить 3 по частям? (Сначала к 5
прибавим 2. получится 7, а затем к 7 прибавить 1,
получится 8)
Аналогично разбираются следующие два столбика.
VI. Физкультминутка
Мы шли, шли, шли
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы идём искать опять.
VII. Закрепление изученного
– Сравни (<, =, >).
Дети устно по “цепочке” выполняют задание.
– 7 плюс 2 это 9, 9 = 9.
– Если 7 и 2 это 9, а 7 и 3? (7 + 3 = 10)
– Как к 7 прибавить 3? (К 7 прибавить 2 будет 9. да
ещё 1 получится 10)
– Какой знак нужно поставить? (10 больше 9)
Аналогично разбираются следующие примеры.
VIII. Решение задач.
Первый вариант читает задачу № 5 и составляет
решение из разрезных карточек с цифрами.
Второй вариант читает задачу № 6 и составляет
решение задачи из разрезных карточек..
– Было 4 жёлудя. Стало на 3 больше. Сколько
желудей стало? 4 + 3 = 7
– Как прибавляли 3?
IX. Работа в тетради
– Сколько маленьких синих квадратов на
рисунке? (4)
– Сколько больших квадратов? (3)
– Как к 4 прибавить 3?
– Прочитайте начало записи. Сколько ещё нужно
прибавить? Какое число пропущено? (2)
– Если к 4 прибавить 1, сколько получим? (5)
– Сколько ещё нужно прибавить к 5? Сколько
получим? Сколько всего прибавили? Как прибавляли?
Далее самостоятельное решение примеров и раскрашивание карточек с примерами.
3 + 2 | 8 – 2 | 9 – 2 | 6 – 0 |
4 + 2 | 7 – 2 | 8 – 2 | 4 + 3 |
– Прочитайте примеры, в результате которых
получили 5, 6, 7.
– Рисование узора. Раскрасьте его.
X. Итог урока
– Чему научились на уроке?