План-конспект урока в 11-м классе по теме: "Фотоэффект. Теория фотоэффекта". Учебник С.В. Громова

Разделы: Физика


План-конспект урока. 11 класс. Учебник С.В. Громова.

Задачи: Сформировать представление о фотоэффекте и изучить законы, которым он подчиняется; развивать логику, возможность работать в группе; учить моделировать процессы на компьютере, воспитывать терпимость к суждениям товарищей.

К уроку приготовлено

  1. На компьютере установлена и запущена программа “Уроки физики Кирила и Мефодия 11 класс” урок 18 (на рабочем столе для быстрого запуска ярлык программы).
  2. На всех компьютерах установлена программа “Физика в картинках” (на рабочем столе для быстрого запуска ярлык программы) Прим. Программу “Физика в картинках” можно заменить программой “Открытая физика”.
  3. Три плаката:1 - с портретом Столетова <рисунок 1>, 2 - < рисунок2>, 3 - <рисунок 3>.
  4. На доске записана тема урока

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Урок проводится в кабинете информатики.

t Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Примечание
1 2 Орг. момент Приветствие, организация внимания, отсутствующие Приветствуют вставанием, рассаживаются, готовят все необходимое  
2 3 Тема и задачи урока Озвучивает тему и задачи урока Записывают тему урока Тема записана на доске
3 10 Объяснение нового материала Объясняет материал с использованием компьютера и программы “Уроки физики Кирилла и Мефодия” Слушают Учащимся можно пересесть, чтобы было лучше видно
4 10 Работа за компьютером 1. Объясняет, как работать с программой “Физика в картинках”, какие возможности программы

2. Помогает менять параметры

1. Слушают и задают вопросы

2. Работают в группах с программой “Физика в картинках”

В группы посадить одного сильного ученика
5 7 Отчет групп Помогает формулировать выводы Формулируют выводы из своих наблюдений Записать на доске и в тетради
6 4 Выводы Подводит итоги урока с помощью компьютера и программы “Уроки физики Кирилла и Мефодия” Записывают в тетрадь то, что не успели  
7 3 Рефлексия Предлагает проанализировать свою деятельность на уроке Анализируют свою деятельность на уроке Можно дать листочки, чтобы учащиеся записали свои мысли
8 1 Д/з Озвучивает д/з Записывают д/з в дневник Записать д/з на доске

1. Орг. момент

Учитель. Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует? Кто пришел, все готовы работать со мной.

2. Тема и задачи урока

Учитель. Сегодня мы изучим интересное физическое явление – фотоэффект. Записывайте тему и подумайте над словом “фотоэффект”. Какой смысл несет это слово.

(Прослушать результаты)

Учитель. Да, наша с вами задача выяснить, какой эффект может произвести свет с веществом, каким физическим законам он подчиняется, какими математическими формулами выражается и от каких характеристик света и вещества зависит.

А выяснять мы будем следующим образом: я с помощью компьютера попытаюсь вам объяснить новые для вас вещи, затем вы проведете компьютерный эксперимент и сформулируете те закономерности, которым он подчиняется. Вы сами сформулируете выводы из своих компьютерных экспериментов, мы их обсудим и запишем. Хорошо? Тогда в добрый путь!

(На компьютере открыто приложение “Уроки физики Кирила и Мефодия 11 класс” с уроком 18 “Фотоэффект. Законы фотоэффекта”)

3. Объяснение нового материала

Учитель. Слушаем и смотрим объяснение на компьютере. (Отлично если в школе есть медиапроектор, если нет – рассаживаемся вокруг одного компьютера)

Если есть необходимость остановить рассказ (для уточнения или пояснения, для ответа на вопрос ученика то щелкаем правой кнопкой, фрагмент останавливается, для продолжения нажимаем продолжить).

(Закрыть приложение “Уроки физики Кирилла и Мефодия”.)

4. Работа учащихся за компьютерами

Учитель. Теперь вы сами попробуете с помощью компьютерного эксперимента получить подтверждение тем законам, о которых я вам только что рассказала.

(Дети рассаживаются за компьютеры, лучше группами по 2-3 человека.)

На рабочем столе в правом верхнем углу есть ярлык “физика”, запустите его. Далее открываем “Квант” и в открывшемся окне - “Фотоэффект”.

Учитель обращает внимание на возможности программы, объясняет назначения кнопок, дает алгоритм работы.

Вы можете.

Меняя напряжение вы можете поменять полюса местами (+,-).

Спектр – меняется частота (длина волны).

Мощность источника – меняется толщина и количество стрелок.

Внимание – ознакомьтесь сами.

Физика – теоретические основы фотоэффекта.

Учитель. Ваша задача: выяснить, от чего зависит фотоэффект. Свои выводы фиксируйте в тетради. Каждая группа готовит отчет.

5. Отчет групп

(Каждая группа по приглашению учителя формулирует выводы, другие слушают и поправляют или добавляют.)

6. Выводы

(Включить “Уроки физики Кирилла и Мефодия” и включить “выводы”.)

Если останется время – решаем задачи

7. Д/з § 17. Где применяется фотоэффект?