Актуальность создания детских объединений

Разделы: Внеклассная работа


Воспитывая детей, мы должны ответить на вопрос: “Кого мы хотим воспитать?” и лишь после этого ответить на другой вопрос: “Как надо осуществлять воспитание?”. Конечно, главная цель воспитания – это счастливый человек.

В начале 90-х г. проблемы воспитательной работы стали постепенно уходить на периферию школьной деятельности. Само слово “воспитание” всё реже звучало в педагогической лексике. Учёные, которые защитили немало диссертаций и написали множество книг по теории воспитания, не смогли предложить новую концепцию воспитательной системы в школе. Конечно, это не их вина, а само общество не могло осознать ту ответственность за будущее, которая в одночасье легла на плечи школьного образования. И поэтому воспитательная политика определялась на региональном и местном уровне.

Хаотично плавая в океане разных дел, мы пришли к выводу, что срочно и необходимо приводить всё в систему, поэтому и решили создать в школе детское объединение, куда входят дети младшего, среднего и старшего возраста.

Актуальность создания детских объединений – это основа межвозрастного конструктивного общения, социальной адаптации, творческое развитие каждого учащегося.

На конкурсной основе было выбрано название детского объединения “Калейдоскоп”, девиз: “Без наших дел, весь мир – пустыня!”.

Итак, днём рождением нашего школьного объединения можно считать 12 октября 2000 года. Каждая классная группа имеет свою атрибутику: название, девиз, отличительный знак (галстук, шарф различных цветов), эмблему, информационную доску (уголок).

Мы объединились, теперь вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что коллективные творческие дела объединены в единое целое. Это позволяет создать в школе периоды повышенной творческой активности, создать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, непредсказуемости, организовать действенную помощь классному руководителю, привлечь родителей, сформировать коллективные ценности.

Школьное самоуправление

Целями и задачами школьного самоуправления являются:

  • Становление воспитательной системы через формирование единого школьного коллектива;
  • Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы;
  • Защита прав, чести достоинства учащихся от посягательства окружающих лиц;
  • Рассмотрение перспективных и текущих планов развития школы.

Совет актива избирается учащимися прямым голосованием в классных группах. Как правило, в Совет выбирают учащихся, которые сами хотят участвовать в дела школы, активисты. От каждой классной группы избирается по два человека (можно больше). Руководит работой Совета актива педагог-организатор и председатель детского объединения. Проводится Младший Совет, чаще в форме игры, для ребят с первого по четвёртый класс и Старший Совет актива, для среднего и старшего звена.

Из своего состава члены Совета на общешкольной конференции, которая проходит в сентябре, избирают прямым голосованием председателя детского школьного объединения. Затем, на Совете актива назначаются ответственные комиссий.

Комиссии:

  • трудовая,
  • досуговая,
  • информационная,
  • редколлегия или оформительская,
  • социальная,
  • спортивная.

Состав Совета актива обновляется ежегодно.

Совет актива собирается не реже двух раз в месяц. По необходимости и чаще.

Члены Совета актива выполняют свои обязанности на общественных началах.

О заседании Совета актива заблаговременно информируются классные руководители и учащиеся. На заседаниях Совета имеют право присутствовать учащиеся, школьные работники, родители.

Секретарь Совета ведет книгу протоколов, подписываемых им и председателем объединения, и следит за выполнением принятых советом решений.

Совет актива работает в тесном контакте с администрацией, классными руководителями, родительским комитетом.

Итоги работы классных коллективов и всего детского объединения подводятся на второй конференции в мае, где в торжественной обстановке мы принимаем первоклассников в члены объединения.

Члены Совета актива – это сильное звено учащихся, которые проводят общешкольные внеурочные дела. Организуют, помогают, объединяют всех учащихся школы. Одним словом, эти дети являются лидерами.

Работа по программам

Программа объединения “Калейдоскоп” включает в себя несколько направлений: “Экология”, “Игра - дело серьёзное”, “Здоровый образ жизни”, “Милосердие”, “Патриот”. Это обусловлено тем, что интересы учащихся различны, и каждый выбирает для себя то, что ему приемлемо.

“Игра-дело серьёзное”.

Ребёнок осваивает окружающий мир через игру. “Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека … может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу” – эта мысль принадлежит А.С. Макаренко, и мы согласимся с ней. Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий. Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируют свои силы и ловкость, развивая способности и ум.

Игры дают возможность ближе и лучше узнать детей, потому что на уроке ни каждый ребенок раскрывает свои творческие способности. Правда стоит заметить, что игра может быть и частью обыкновенного урока. Хочется отметить еще и то, что игра – это путь к познанию ребенком самого себя.

Для ребят всегда важен результат игры. А особенно важно после каждой коллективно организованной игры подвести итоги. Это и организует ребят и учит их видеть не только удачи, но и ошибки.

КВН, викторины, эстафеты, игры-путешествия, составление кроссвордов, различные конкурсы – все это воспитывает детей.

“Здоровый образ жизни”

В условиях нравственного неблагополучия, наркомании, токсикомании и алкоголизма школьная медицинская служба, ориентированная на борьбу с болезнями и на профилактические мероприятия, оказалась не в состоянии решать проблему здоровья и здорового образа жизни учащихся. Сегодня стало очевидным, что именно образовательные учреждения обязаны способствовать и осуществлять работу по сохранению и укреплению здоровья. Вся образовательная система должна воспитывать и развивать потребность у каждого ребенка, подростка, юноши, девушки и взрослого человека быть здоровым и формировать ЗОЖ.

Цель программы: научить формировать хорошее здоровье у человека с первых дней его жизни, не только сохранить, но и развить и преумножить. Необходимо формировать у учащихся потребность в укреплении и сохранении своего здоровья, развить положительную мотивацию ведения ЗОЖ

. Просмотр по параллелям видеофильмов, тесная работа с центром “Второй дом”, центром “Семья” - всё это помогает нам в работе с детьми и их родителями. По этой программе, в сотрудничестве с организатором, заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, учителями работает социальный педагог и психолог.

“Экология”

Основная цель экологической программы – развитие у детей понимания и осознанного отношения к своей окружающей среде, научить их оценивать возможный вклад в создание и изменение окружающей среды, воспитание гуманной, социально-активной творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему.

Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Поскольку экология – это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитие у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблем взаимоотношений человека с окружающей средой и после действий деятельности человека. Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самой ценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке навыков экологического гуманного и бережного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Уже четыре года мы являемся участниками республиканского конкурса программ в рамках “Дней защиты от экологической опасности”. Сотрудничество с СЮН (станцией юных натуралистов) и другими организациями, работающими в этом же направлении, помогает разнообразить работу по этой программе.

“Милосердие”

Мы определяем основные цели и задачи программы: развитие творческой личности, приобщение детей к жизненно необходимым знаниям, используя методику КТД, оказание помощи и социализации личности воспитанников, выявить и развить добрые наклонности, воспитать в ребенке чувство доброты, внимания к людям, сострадания.

В начальной школе происходит знакомство со значением слова “милосердие”. Ребята участвуют в различных городских и школьных акциях.

В среднем звене больше внимания уделяется воспитанию чувства уважения к старшему поколению.

Старшеклассники оказывают посильную помощь детским домам, спец. учреждениям. Организуют работу с младшим звеном.

Акции: “Помоги ближнему”, “Сухарик”, “Фитобар”, “Живи, книга!”, “Игрушка” - направлены на помощь тем, кто живет рядом с нами и нуждается в помощи.

“Патриот”

Цель программы – способствовать развитию интереса к истории и культуре Отечества. Вопросы воспитания подрастающего поколения имеют огромное значение в любом обществе. Должны быть четко определены социальные и личностные ориентиры в соответствии, с которыми должна строиться политика государства в области воспитания.

В нашей стране прежние коммунистические идеалы утратили свое значение, а вместе с тем стало почти невостребованным патриотическое воспитание. В последние годы средства массовой информации, телевидение в основном дают негативные характеристики сегодняшней действительности, поэтому у наших детей отсутствуют положительные эмоции, связанные с образом Родины, Отечества. Экономический спад, материальные трудности усугубляют чувство неудовлетворенности своей страной. В этих условиях особенно важно дать детям, особенно младшим школьникам, яркие образные примеры героических поступков наших соотечественников, развить чувство гордости за принадлежность к своему народу.

Программа “Патриот” адресована школьникам разных возрастов. Воспитательная работа по программе поможет выработать уважительное отношение к истории школы, города, России. Программа нацелена на становление личности ребенка, на выработку патриотических взглядов у детей.

Первоначальной задачей было создать школьный музей. Конечно, это требует времени и огромной поисковой работы. На базе восьмых классов создан военно-патриотический клуб. Ребята ведут поисковую работу, участвуют в конкурсах, акциях. Сейчас в работу по программе “Патриот” подключились и другие классы. Комната боевой славы стала местом в школе, где проводятся тематические классные часы. Это особенно интересно, если на встречу приходят интересные люди, ветераны, многое повидавшие на своём жизненном пути.

План работы составляется на год, опираясь на цели и задачи программ. В этом году мы сделали опору на патриотическое и экологическое воспитание, но и остальным направлениям уделяем достаточно внимания. Наша задача, как организаторов – вовлечение как можно большего количества детей и педагогов в дела школьного объединения.

Планируется расширение сферы деятельности объединения, поиск новых актуальных направлений. Это даёт возможность выбрать направление по интересам, реализовать любые, созвучные душе, образовательные программы, проекты, творческие замыслы.