Словарная работа на уроке русского языка в начальной школе входит в структуру урока ежедневно. Словарная работа - это одно из средств развития речи младших школьников.
Младшие школьники должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна. Дети запоминают слова, не осмысливая их, автоматически. Для семилетнего ребенка буква – это лишь набор элементов, она “неживая”. “Ребенок мыслит образами” (К.Д.Ушинский). Значит, чтобы младшие школьники лучше запоминали слова, надо “оживить” букву.
Одним из способов, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания словарных слов, можно считать работу по составлению “Словаря фантазий”. Составляя “Словарь фантазий”, дети проявляют творчество. Работа с интересом позволяет мотивировать правописание непроверяемых гласных.
При составлении “Словаря фантазий” дети стремятся получить этимологическую справку о слове, информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, что помогает “прояснить” исторический состав слова. По составленному “Словарю фантазий” дети с легкостью запоминают слова с непроверяемыми гласными.
Процесс запоминания словарных слов связан с процессом воображения, что позволяет “оживить” букву, и влияет на прочность знаний у младших школьников. Словари фантазий могут составляться на конкурсной основе, что вызывает творческую активность у детей и помогает запоминать слова с непроверяемыми гласными.