Конспект занятия факультативного курса конструирования в 4-м классе по теме: "Закрепление знаний учащихся о пространственных геометрических фигурах"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цель: развитие пространственных представлений и конструкторских умений учащихся.

Задачи:

1. Формировать у учащихся понятие и представления о пространственных геометрических фигурах – геометрических телах.

2. Развивать умение сравнивать.

3. Прививать интерес к науке геометрии.

Оборудование: иллюстрации предметов и объектов, содержащих геометрические тела, карточки с названием геометрических тел, чертёж с изображением призмы, конуса, цилиндра, “ромашка” с вопросами, 2 одинаковых набора моделей геометрических тел, изготовленных учащимися на предыдущих уроках, 2 листа ватмана, геометрические фигуры синего и красного цвета.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня нам предстоит очень интересная работа. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны, доброжелательны по отношению друг к другу и творчески отнеслись к выполнению заданий.

II. Сообщение темы и задач занятия.

На предыдущих занятиях мы познакомились с пространственными геометрическими фигурами и отметили, что в жизни нас окружает много предметов, объектов, которые имеют форму геометрических тел.

Сегодня на занятии мы продолжим с вами находить, сравнивать геометрические тела и завершится занятие практической работой. Чтобы начать работу, нам необходимо разделиться на две группы. Я предлагаю вам геометрические фигуры, вырезанные из бумаги двух цветов – красные и синие. Вы выбираете понравившуюся фигуру. Дети, у кого оказались синие фигуры – объединяются в одну команду, а у кого красные – в другую.

III. Повторение основных теоретических понятий.

Задание №1. Работа по иллюстрациям.

а) Внимательно рассмотрите иллюстрации. Каждая группа за 2 минуты должна найти как можно больше различных предметов, объектов, их частей, имеющих форму геометрического тела.

 

 

- Сколько нашла первая группа? Вторая?

- Начнём с той группы, которая нашла меньше. А вы внимательно слушайте, чтобы не повторяться.

(Дети называют и показывают на иллюстрациях предметы, объекты, части объектов).

- Как же называются эти фигуры, которые вы отыскивали?

(На доске появляются карточки с названиями геометрических тел: конус, цилиндр, призма, куб, пирамида, шар).

б) Даны три геометрических тела. Найдите “лишнее”. Обоснуйте ответ.

- На какое тело можно заменить призму, чтобы все три тела имели одно общее свойство?

(На шар).

Задание №2 Игра “Ромашка”.

А сейчас мы проведём игру, название которой вы узнаете, отгадав загадку.

Золотая серединка и лучи идут кругом.
Это, может быть, картинка солнца в небе голубом?
Нет, ни солнце на бумажке – это расцвели ромашки!

Ученику вручается “Ромашка”. Цветок вырезан из бумаги.

В каждом “лепестке” спряталось какое-то геометрическое тело.

Условия игры: выходите по одному, отрываете лепесток, прочитываете вслух задание и пытаетесь определить, что же это за геометрическое тело.

1. Пирамида.

Найдите среди моделей пирамиды.

Сравните их. Что значит сравнить? (Найти сходства и различия. Общее – имеют основание, вершину, рёбра, каждая боковая грань – треугольник. Различие – разные основания, следовательно, разное количество граней, рёбер).

Как они называются?

2. Призма.

Найдите среди моделей призмы. Сравните их.

(Общее – 2 основания, имеют рёбра, вершины,

боковая грань – прямоугольник.

Различие – разные основания, следовательно, разное

количество граней, рёбер, вершин).

Покажите вершины призмы.

 

3.Конус.

Найдите среди моделей конусы.

Покажите основание, вершину, боковую

поверхность.

 

 4.Цилиндр.

Найдите среди моделей цилиндры.

Покажите основание, боковую поверхность.

 

 5.Шар.

 

6.Куб.

Покажите куб.

Почему у куба не выделяют основания?

 

Осталась одна “серединка” от ромашки. А “серединке” такое задание:

Задумай какое-нибудь геометрическое тело. А вы, ребята постарайтесь задать такие вопросы, которые помогут вам отгадать, какое геометрическое тело задумано. “Серединка” (ученик) может отвечать на вопрос только “да”, “нет”.

Итак, по известным “частям” вы определили “целое” - название геометрического тела. В свою очередь каждое геометрическое тело может быть частью какой-то конструкции.

IV. Практическая работа.

(У каждой группы одинаковый набор геометрических тел, которые были изготовлены учащимися в процессе изучения темы, лист ватмана – основание для постройки, рисунок – проект).

На предыдущем занятии вы были в роли архитекторов-проектировщиков. Каждая группа разработала свой проект. И сейчас я предлагаю вам побыть в роли строителей. Вам нужно построить то, что вы спроектировали.

Когда задание будет выполнено, необходимо представить вашу конструкцию.

V. Подведение итогов занятия. Представление работ.

Итак, вам были предложены одинаковые “части” - геометрические тела. А посмотрите, какие разные вы построили сооружения, т.е. из одинаковых “частей” можно получить разное “целое”, если творчески подойти к выполнению задания.

Благодарю за работу. Занятие окончено.